Создаем ангела Вербного воскресенья из фоамирана

Создание текстильной куклы Лорочки. Часть 1

Наконец-то дошли ручки до мастер-класса по созданию Лорочки.

Для первого этапа работы нам понадобится:

1. Ткань (я использовала сатин, но это не принципиально);

2. Флизелин (у меня-нитепрошивной, но тут опять на ваше усмотрение);

4. Набивка (у меня лебяжий пух от гаммы);

6. Проволока диаметром 1мм;

7. Пластырь в рулоне, ширина 0,5мм или 1мм;

8. Плоскогубцы (я использую в работе плоскогубцы с удлиненными губками);

10. Ну и конечно, куда без швейной машинки, утюга и ваших волшебных ручек 🙂

Небольшое отступление. При изготовлении этой куклы четкой цели сделать мастер-класс я не преследовала, просто фотографировала этапы работы, поэтому некоторые моменты были мной бессовестно упущены и взамен, местами, будет много букв. Прошу понять и простить!

Приступим! Для начала работы нам надо подготовить ткань, для этого предварительно ее хорошенько утюжим. Затем проклеиваем с изнаночной стороны флизелином. Когда ткань готова, складываем ее пополам, лицом внутрь, и переснимаем выкройки деталей.

Вот моя рабочая выкройка, использованная для этой куклы:

Обвожу ее с помощью исчезающего маркера. Затем для удобства сшиваю ткань большими стежками между деталей, и можно приступать к шитью на машинке. Прошиваем детальки по контуру, кроме отмеченных мест:

Теперь можно вырезать наши детальки отступая от контура 0,5см. Откладываем в сторону ножки, ручки и тело (ножки и ручки еще будем дорабатывать после). Беремся за голову 😉 Надо сложить переднюю и затылочную части, аккуратно совместив ушки и прихватив ниткой (можно и не прихватывать, но как показывает практика, лучше это сделать), и прошиваем:

MILLR01W

Ножки. Складываем носочек, скалываем булавочкой, рисуем контур, прошиваем, аккуратно расправляя швы.

Теперь надо обрезать излишки ткани и сделать небольшие надсечки по периметру деталек, чтобы ткань в будущем при набивке не стягивалась в местах изгибов. Пальчикам необходимо уделить особое внимание, отступы должны быть минимальными, иначе каркас потом туда (в пальчик) не войдет:

Теперь, я каюсь, упустила момент того, как надо вывернуть ручку. Для этого в верхней части надрезаем ткань. Зеркально, на обеих ручках:

Отверстия должны быть средними, не маленькими, но и не большими. Достаточными, чтобы в дальнейшем через него прошел каркас кистей. Большую помощь в выворачивании вам может сослужить обычная палочка для суши. Ее кончик достаточно узкий, чтобы вывернуть даже пальчики, и недостаточно острый, чтобы повредить ткань.

После выворачивания многие мастерицы проглаживают детали, я этого не делаю, на мой взгляд — достаточно хорошо расправить швы при помощи палочки, затем тугая набивка и каркас все поставят на свои места 🙂

Кулон «крыло ангела»

В этой части мы, пожалуй, еще рассмотрим изготовление ручек.

Откладываем все детали в сторонку, берем проволоку, нитки, плоскогубцы и лейкопластырь.

Немного о проволоке. Я использую флористическую, она продается отрезками по 40см, они прямые, подходящей гибкости и удобны в работе. Для начала берем два отрезка проволоки. Отмеряем середину и обматываем пластырем участок длиной 1.5 см:

Тут небольшое отступление. Лейкопластырь нам нужен для обмотки проволочного каркаса, но вместо него можно использовать набивку (или вату), клей и нитки. В двух словах: на каркас наносится тонкий стой клея, затем туго обматывается набивкой, поверх набивки обматываем ниткой для закрепления.

Затем сгибаем ее ровно посередине и начинаем закручивать в «косичку», при этом постоянно примеряя к заготовке ручки, останавливаемся примерно на начале кисти:

DIY. Милый Ангел на елочку. Новогодняя игрушка из фоамирана своими руками. Angel. Новый год 2021.

Сверху у нас получилась петелька, она нужна нам для того, чтобы в будущем пришить ручку. Пришивая, мы будем проводить нитку через эту петельку, так меньше шансов, что в дальнейшем при эксплуатации куколки произойдет разрыв ткани в месте завершения каркаса. Дальше нам надо сделать заготовочки для пальчиков. Я отрезаю «на глаз» одинаковые кусочки проволоки, какой-то определенной длины нет, все зависит от того какой величины будут ручки. Уточню только одно — отмерьте приблизительно и берите с запасом 1.5 — 2см, пусть ее лучше будет чуть больше чем нужно, чем меньше. Хвостики проволочек от каркаса ручки можно использовать как пальчики, поэтому нам остается отрезать 6 кусочков. Затем надо аккуратно приплести оставшиеся три пальчика к основе:

Для надежности закрепляем проволоку нитками, обматывая каждый «пальчик»:

Обматываем каркас ручки лейкопластырем. И можно разровнять пальчики, приложив ручку к заготовке:

Обрезаем излишки проволоки. Тут небольшой момент: примерьте каркас к заготовке и отрежьте проволоку так, чтобы она чуть-чуть торчала, затем этот хвостик надо загнуть. Делается это для того, чтобы каркас не повредил ткань, простая обмотка обрубка не спасет.

Теперь можно обмотать лейкопластырем пальчики. И вуаля! Каркас готов 🙂

Дальше нам надо протиснуть каркас в тканевую заготовку. Это трудновато, нужна сноровка. Объяснить сложно, но примерно — это как надеть перчатку на руку:

крылья ангела из фоамирана

Аккуратно расправляем пальчики, и можно приступать к набивке. Осторожно, по чуть-чуть наполняем ручку набивкой. При помощи все того же великого и незаменимого инструмента, палочки для суши ;), равномерно распределяя ее вокруг каркаса.

Вот такие ручки получились:

Отверстие, через которое набивали ручку и протискивали каркас, надо аккуратно зашить.

Если что-то непонятно — задавайте вопросы.

На этом, собственно, заканчиваю первую часть! Продолжение следует.

Шьем тело куколки ростиком 22 см

Выкройка без припуска на швы! Поэтому отступаем 0,5-0,7 см.

    Складываем ткань пополам. Переносим детали выкройки на ткань. Прострачиваем. Вырезаем, отступая от простроченной строчки 5-7 мм (смотрите фото ниже)

Выворачиваем детали, ноги и руки с помощью карандаша или деревянной палочки.

Набиваем голову, руки, ноги халофайбером (или другим любым наполнителем, по желанию). Ноги набиваем плотно (с применением силы) с помощью палочки или карандаша. От плотности набивки зависит будет ли стоять ваша куколка самостоятельно! (смотрите фото ниже)

Зашиваем отверстия потайным швом (смотрите фото ниже)

Далее пришиваем пуговки сначало к ножкам, затем намечаем место крепления ножек к телу и пришиваем с пуговками ножки к телу (смотрите фото ниже).

  • Если одежда несъемная, то ручки пришиваются вместе с рукавами одежки. Если одежка съемная, то ручки пришиваем так же как и ножки, с пуговками.
  • Получается вот такая малышка.

    Далее крепим трессы (это следующий мастер-класс). Творческих успехов!

    Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Символ Вербного Воскресения»
    методическая разработка по технологии

    Назначение: Мастер-класс Веточка вербы может быть использована, как украшение интерьера к православному празднику, «Вербное воскресение» в качестве подарка.

    Описание: Изделие представляет собой декоративную веточку вербы, изготовленную из проволоки, шарика из клея , гуаши и синтепона.

    Цель: Научить изготавливать декоративную веточку вербы из проволоки, силиконового клея и синтепона.

    Скачать:

    Вложение Размер
    master_klass_verba.docx 954.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Символ Вербного Воскресения»

    Вербное воскресенье: история праздника

    Педагог дополнительного образования

    Рыжук Снежана Николаевна

    Автор: Рыжук Снежана Николаевна, педагог дополнительного образования МОУ ДО «Центр детского творчества

    Назначение: Мастер-класс Веточка вербы может быть использована, как украшение интерьера к православному празднику, «Вербное воскресение» в качестве подарка.

    Описание: Изделие представляет собой декоративную веточку вербы, изготовленную из проволоки, шарика из клея , гуаши и синтепона.

    Цель: Научить изготавливать декоративную веточку вербы из проволоки, силиконового клея и синтепона.

    — максимально наглядно и детально показать процесс изготовления декоративной веточки вербы из силиконового клея , проволоки и синтепона.

    — инструкция поэтапного выполнения работы путем прямого и комментированного показа; последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

    Создаём еловые веточки из фоамирана и собираем венок.

    — оказать помощь участникам мастер-класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования.

    Крылья ангела своими руками. Ньюборн реквизит для фотосессии, детские крылышки.

    Предполагаемые результаты для участников мастер-класса:

    — познакомятся с методами и приемами изготовления декоративных веточек вербы из силиконового клея , проволоки и синтепона;

    — силиконовый пистолет, стержни;

    — гуашь коричневая, черная;

    -стакан с холодной водой;

    Приветствие участников. Объявление темы мастер-класса.

    Добрый день, уважаемые детки, сегодня я хочу представить вам простой и оригинальный способ изготовления веточки вербы, которая является неизменным символом украшения дома к Православной Пасхе.

    Вербное Воскресенье – православный праздник, посвященный появлению Иисуса Христа в Иерусалиме В этот день христиане со всего мира посещают церковную службу, освящают вербные веточки и устраивают семейные застолья.

    Когда Вербное воскресенье в 2022 году.

    Вербное Воскресенье является преходящим православным праздником. Каждый год его отмечают в разные дни — дата зависит от даты празднования Пасхи. Дата Пасхи определяется по лунному календарю. Таким образом, праздник наступает в первое воскресенье после полнолуния, начавшегося вслед за весенним равноденствием. Ежегодно весеннее равноденствие наступает 20 марта. Вербное Воскресенье приходит в дом ровно за неделю до Пасхи. Следовательно, в 2022 году православные начнут отмечать «вербохлест» 12 апреля. Суть праздника Практически любой современный праздник имеет общепринятое название. Однако в случае с Вербным Воскресеньем ситуация другая. Праздник имеет несколько названий, каждое из которых несет в себе особый смысл. Несколько других названий Вербного Воскресения: Неделя вайи -в переводе с греческого «вайи» означают пальмовые ветви. Dominica in palmis — латинское название, которое переводится как «Господень день в пальмах». Palm Sunday — название, используемое в ряде европейских стран. Существует словосочетание, часто встречающееся в русских богослужебных книгах- Неделя Цветоносная. Это еще одно название праздника, которое возникло после того, как жители Иерусалима встречали Христоса с цветами. Слово «Неделя» на церковнославянском языке означает один день недели — воскресенье. Во многих странах, в т.ч. в РФ, пальмовые ветви меняют на вербовые или ивовые ветви. На территории России эти растения распускаются первыми. Также верба считается символом прощения. Если человек в руках держит вербовые веточки, значит, он прощает своих обидчиков.

    После принятия христианства верба заняла еще более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи.

    Верба символ весны и плодородия, стала олицетворять здоровье, радость и жизнь. И, конечно же, знаменит обычай, хлестать вербными прутьями детей. При этом приговаривали, что бьет их сама Богородица, даруя им здоровья и избавляя от негативной энергии.

    «Верба, верба, верба — хлест!

    Верба- хлест бьет до слез.

    Верба синя бьет не сильно,

    Верба красна бьет напрасно.

    Верба бела бьет за дело.

    Я не бью, то верба бьет»

    создание огненных крыльев Ангела из фоамирана

    А затем хранили вербу в доме целый год.

    Сегодня вместе с Вами мы изготовим прекрасную декоративную веточку вербы, которая, долгое время, будет радовать Вас и всех окружающих своей бесконечной красотой, напоминая Вам о прекрасных праздниках весны.

    Для этого нам понадобятся следующие материалы и инструменты.

    -стержни для пистолета,

    -фоамиран коричневый 1мм,

    — гуаши коричневая и белая,

    -стока с холодной водой.

    Во время работы с силиконовым пистолетом не забываем о правилах по технике безопасности.

    1. Не оставлять без присмотра.
    2. При работе силиконовым пистолетом необходимо ставить на подставку, а не класть на бок.
    3. Работать только исправным инструментом.
    4. Не прикасаться к кончику пистолета и трогать горячий клей.
    5. По окончанию работы выключить.

    Техника безопасности при работе с ножницами

    «Ангел из фоамирана» — мастер-класс

    1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
    2. При работе внимательно следите за направлением резания.
    3. Не держите ножницы лезвием вверх.
    4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
    5. Не режьте ножницами на ходу.
    6. Не подходите к товарищу во время работы.
    7. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
    8. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

    Начинаем работу с изготовления соцветий вербы, отмеряем, отрезок проволоки равный 5см, и наносим каплю клея

    Опускаем в стакан с холодной водой на 3сикунды, вынимаем и формируем пальцами каплю

    Наши соцветия готовы

    КРЫЛЬЯ АНГЕЛА ИЗ ФОАМИРАНА. Мастер-класс.Крылья ангела для фотосессии новорожденных.Татьяна Симорот.

    Покрываем соцветия коричневой гуашью

    И сразу прикладываем тонкий слой синтипона

    Прижимаем пальцами и фиксируем синтепон со всех сторон, формируем соцветие

    Вырезам квадраты из коричневого фоамирана 0,5 *0,5см

    Вырезаем из них лепесточки для соцветия

    Приклеиваем лепестки к соцветию снизу

    Вырезаем полоску толщиной 0,5 см из коричневого фоамирана

    Начинаем собирать веточку . Собираем соцветия и обкручиваем ветку коричневым фоамираном

    Веточка Вербы готова

    Спасибо за внимание! До новых встреч!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Данный разработка поможет творческим учителям использовать такой замечательный языковой материал, как песни, на своих уроках.

    Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек.

    В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах.

    Методические разработки для внеурочной деятельности учителя направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности.

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. .

    Методическая разработка мастер-класса по флористике «Мини — букет с маками» предназначена для родителей учащихся детских объединений МБУДО ЦРТДЮ и может быть интересна педагогам дополнител.

    Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе я расскажу: как сделать .

    Шествие на осляти. Вербное воскресенье в XVI-XVII веках

    В Москве на «осля» садился патриарх, а под уздцы лошадь, замаскированную под осла, вел сам царь: «Государь царь поведет осля под патриархом по конец повода, а государев боярин ведет посреди повода. » [Чиновник Успенского собора]. За такую работу царь даже получал от патриарха денежное вознаграждение.

    КАК СЭКОНОМИТЬ ФОАМИРАН И СОЗДАТЬ МИЛЫЙ СУВЕНИР ИЗ ОТХОДОВ

    Фрагмент иконы. Вход Господень в Иерусалим; Греция. Крит; XVII в.; местонахождение: Франция. Частное собрание; 30.5 x 34 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная. Source

    Принято считать, что обычай «Шествия на осляти» заимствован из Византийской империи, но не все ученые разделяют такой взгляд. Так, известный византинист Сергей Аркадьевич Иванов поясняет: «нет ни одного свидетельства существования обряда в Византии, при котором император вел бы под узцы осла или коня, на котором сидел бы патриарх. Да и в Москве он появляется после гибели Византии, хотя по духу вполне может считаться подражанием чему-то смутно византийскому.»

    Из статьи Н. И. Сазоновой ««Шествие на осляти» в России XVI–XVII вв.: содержание и смысловые трансформации.», опубликованной в журнале Томского государственного педагогического университета «ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики», 2022. 2 (4):

    » История развития «Шествия на осляти» в России показывает, что первоначально, в XVI в., обряд совершался внутри Кремля [Забелин 2022, 467], но после освящения церкви Входа Господня в Иерусалим в Покровском соборе на Красной площади шествие стало выходить за стены Кремля, проходить до этой церкви, где совершалось богослужение, и возвращаться вновь в Успенский Собор.

    Аналогичным образом происходило «Шествие на осляти», возглавляемое архиепископом, в Новгороде: из Софийского собора, где накануне происходило освящение верб, процессия направлялась в храм Входа Господня в Иерусалим, где совершалось молебное пение и читалось «цветоносное Евангелие», после чего шествие возвращалось в Софийский собор [Голубцов 1899, 182–183]. А вот в Тобольске в качестве маршрута «Шествия на осляти» А. Сулоцкий указывает объезд Тобольским митрополитом всего города, без указания храма или храмов, где происходили остановки шествия [Сулоцкий 1882, 93].

    2.

    Вход Господень в Иерусалим; Греция. Крит; XVII в.; местонахождение: Франция. Частное собрание; 30.5 x 34 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная. Source

    В этой связи необходимо отметить, что, как отмечает В. Ю. Софронов, Сибирь в XVII в. воспринималась русскими как «неосвящённая земля» [Софронов 2002]: согласно средневековому мировоззрению, территории делятся на «чистые» и «нечистые», именно поэтому столь неохотно русские отправлялись за границу России. Столь же неоднозначным было и отношение к Сибири, которая в то время ещё не воспринималась как часть «Святой Руси», будучи территорией язычников, нуждающейся в освящении, что и происходило путём сакрализации пространства уже не площади, как в Москве, а целого города.

    3.

    Шествие на осляти. Адам Олеарий «Описание путешествия в Московию, Татарию и Персию …». Амстердам, 1727 г. Издатель Питер ван дер Аа (1659-1733). Так выглядел крестный ход из Кремля через Спасские ворота в Покровский собор в XVII в. Адам Олеарий (1603-1671) – известный немецкий ученый-математик, профессор Лейпцигского университета, путешественник. Он дважды посетил Россию в 1630-е гг. в качестве секретаря посольства голштинского герцога Фридриха III к русскому царю Михаилу Федоровичу. Во время путешествия Адам Олеарий делал подробные записки, изданные впервые в Шлезвиге в 1647 г. Гравюра «Шествие на осляти» – первое детальное изображение Покровского собора, дошедшее до наших дней. Source

    Следует, однако, отметить, что именно в Москве, где «Шествие на осляти» совершалось с наибольшей пышностью, под проводимый обряд было создано специфическое пространственное решение Красной площади. Во второй половине XVI века здесь был построен Покровский собор, представляющий собой своего рода икону Иерусалима. Как указывает прот. Лев Лебедев, «его многочисленные внутренние церкви-приделы настолько малы и тесны, что могли вмещать лишь очень небольшое количество молящихся, поэтому весь собор был замыслен не столько как место молитвы, сколько как объект молитвы. В последнем значении он был с внешней стороны оформлен как многоглавый, красочный, затейливый “райский сад”, как образ рая или “дома Отца” Небесного, где “обителей много” для праведников (Ин 14:2)» [Лебедев 1995, 298]. В этом случае собор мог рассматриваться как своеобразный алтарь, а Лобное место – как амвон перед алтарём.

    4.

    Собор Покрова на Рву. Гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». По рисунку 1630-х гг. — СПб., 1906. — С. 51. Великий князь уезжает на паломничество. Source

    Тем самым, вся Красная площадь превращалась в сакральное пространство, но не пространство собственно храма (в непраздничные дни здесь шла «обычная» мирская жизнь), а в пространство конкретного евангельского события.

    Какие же смыслы транслировали в мирское пространство создаваемые в нём элементы пространства сакрального и как эти смыслы понимались? Наиболее важным в смысловом содержании любого действа было приобщение к событиям Священной истории, что, собственно, и было целью обряда. Вместе с тем, сакрализация не означала простой имитации пространства Иерусалима: в процессе «превращения» происходил множественный метафорический перенос смыслов, так как элементы пространства, символизирующие элементы пространства Иерусалима и элементы события Входа Господня в Иерусалим, также имели и собственную смысловую нагрузку, что в итоге приводило к «приращению смысла» (Ю. М. Лотман).

    5.

    Шествие на осляти. Гравюра по рисунку Николая Витсена из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию…». Лейден. 1719 г. Государственный исторический музей, Москва.

    Безусловно, в ряде случаев стремились и к максимально точному воспроизведению события вплоть до его деталей. Так, в Москве, где сохранились наиболее полные данные о ходе «Шествия на осляти», существовала практика «превращения» коня в осла, упоминаемого в Евангелии, путём облачения его в попону, закрывавшую голову и шею (превращение имело принципиальное значение: въезд Христа в Иерусалим именно на осле, а не на лошади, символизировал мир), в самом «Шествии» использовались пальмовые ветви (раздаваемые, правда, только представителями церковной и светской власти наряду с вербами). И, конечно, на протяжении всего действа читался текст Евангелия, причём действия участников шествия прямо соотносились с текстом: «. во Евангелии дойде речь – посла от ученик своих два и в то время государь патриарх благословил и послал протопопа да протодьякона итти по жребя, жребя же было уготовано и привязано на распутии к столпику уготованному (а столп обшит сукном красным). и тако вседе на осля, как архидьякон дочел до той строки как приспе время сести, и тако пошли по чину в Кремль. и пришед в соборную церковь архидьякон дочитал на амвоне тож Святое Евангелие» [Голубцов 1908, 252]. Вместе с тем, Евангельское событие воспроизводилось не только с его внешней стороны, но и со стороны его смысла, и именно это осмысление давало определённые отклонения от внешне воспринимаемой «картинки» Входа в Иерусалим.

    6.

    «Шествие на осляти» в Вербное Воскресенье. Фрагмент гравюры из книги Адама Олеария. 1630-е

    Примером «приращения смысла» может служить постилание сукна по дороге шествия, с одной стороны, воспроизводящее евангельское описание Входа в Иерусалим, с другой – вполне соотносимое с традиционными для православного богослужения средствами, которые П. А. Флоренский описывает как «ряд запретительных мер», служащих для того, чтобы «уединить моменты священнейшие – от священных, а священные – от мирских». Например, «ковёр, подстилаемый священнику во время богослужебных действий; ковёр, постланный пред престолом; епископский орлец – это не знак почёта и не условие комфорта, но изолятор, и следовательно, не имеют ничего общего с коврами, подстилаемыми именитым богомольцам или больным прихожанам. Священник, как теург, изымается из сферы всенародной, изолируется. Под ногами ковёр изолирует от пола; кругом всего облачение – изолирует от окружающих» [Флоренский 2004, 441, 448]. Поэтому не только по пути шествия постилались «сукна и вербы» [Голубцов 1908, 251], но и Лобное место (амвон) убиралось богатыми коврами, что специально подчёркивается в чине «Шествия на осляти». Не меньшее значение имело «изолирующее» действие облачения в шествии, где патриарх представлял Самого Христа, вот почему Чиновник Успенского собора указывает, что патриарх перед началом шествия облачается именно в «большое» облачение, включающее в себя «стихарь объяринной белой, патрахиль (епитрахиль – Н. С.) низаную, пояс большой с каменьем яшмовым, поручи большие, сак (сакккос – Н. С.) аксамитной большой, амфор (омофор – Н. С.) большой и митру большую» [Голубцов 1908, 251].

    В церемониальное облачение был одет и царь, другие участники шествия, не имеющие священного сана (например, бояре), также были одеты в «лучшие» одежды. Понятно, таким образом, что целью действа было не просто воспроизвести до деталей «картинку» Входа Господня в Иерусалим (естественно, о богатых одеждах участников того, Евангельского, Входа в Иерусалим, речь не шла): в шествии она осмысливалась как событие Священной, «неотмирной» истории.

    7.

    Для крестного хода в Вербное Воскресенье готовили вербное дерево. Фрагмент гравюры из книги Адама Олеария. 1630-е

    Случай смысловой трансформации представляет собой и использование в шествии вербы, «замещающей», символизирующей вайи (пальмовые ветви), казалось бы, прежде всего, в силу природных особенностей России. Вместе с тем, сохранившиеся данные о роли вербы в «Шествии» говорят и о более сложной её семантике. Так, как в Москве, так и в Новгороде принято было украшать дерево вербы за несколько дней до самого праздника Вербного воскресенья «плодами земными»: яблоками, изюмом, орехами и др., для чего выделялись специальные средства из казны и специальные служители; в частности, ключарям Успенского собора в Кремле предписывалось украсить «болшое дерево» вербы у западных дверей храма «ягодами и рошками и яблоками и орешками и финиками» [Голубцов 1908, 104]. По окончании действа эти плоды раздавались присутствующим как благословение. Между тем, в Евангелии речь вовсе не идёт ни об украшенных вайях, ни о плодах земных; таким образом, очевидно, что в России символика ваий была серьезно переосмыслена.

    8.

    «Шествие на осляти» перед Собором Покрова на Рву в Москве. Гравюра из книги Адама Олеария. 1630–е. via. Где взять эту картинку в хорошем качестве?

    Елочная игрушка «Ангелочек» �� Анегел своими руками / Мастер-класс / Angel / Ангел из фоамирана

    Верба в народной культуре славян имела сложную символику, связанную с печалью (отсылка к начинающейся Страстной неделе), Крестом Христа («верба красная»), почки вербы назывались в народе «овечки», символизируя Агнца-Христа, наконец, верба понималась как «святое дерево», райское «древо жизни» [Парфило 2022, 9; Пчелов 2022], и именно это значение приобщения к раю имела раздача освящённых плодов, украшавших вербу. Не забудем и отсылку к Воскрешению Лазаря, связанную уже не с метафорическими, а с реальными особенностями данного растения, «Лазаря растительного мира» [Парфило 2022, 10]: верба первой пробуждается к жизни после зимы. Таким образом, символика ваий, обозначенная вербой, получила существенное переосмысление, связанное с символикой не только собственно евангельского события, но и с актуализацией смыслов Страстной недели и даже самой Пасхи и грядущего всеобщего воскресения.

    9.

    Шествие «на осляти». Гравюра из книги А. Олеария «Путешествие в Московию, Персию и Индию». По рисунку 1630-х гг

    Наконец, важное значение имело участие в шествии царя. Как указывает Чиновник Успенского собора, в ходе шествия «государь царь поведет осля под патриархом по конец повода, а государев боярин ведет посреди повода. ». Знаменательно также, что Чиновник неоднократно подчёркивает: в ходе предшествующих действу молитв, совершаемых в Успенском соборе, «государь царь» в храме находится не на царском месте, а «у другого столпа близ патриарха» [Голубцов 1908, 105], как бы уподобляясь простым прихожанам, смиряя своё царское величие. Следует отметить, что, судя по Чиновнику Новгородского Софийского собора, участие светских властей в шествии не предусматривалось («осля» вёл патриарший боярин [Голубцов 1899, 184]), а вот в Тобольске «осля» в поводу вёл воевода [Сулоцкий 1882].

    10.

    Рисунок из альбома 1661-1662 Августина Мейерберга «Празднование Вербного воскресенья на Красной площади, в 1654 году». Рисунок автрийского посла в Московском государстве, изображен Кремль, царь ведущий лошадь, но которой восседает патриарх православной российской церкви, по обеим сторонам шествия лежат ниц московские стрельцы. // Альбомъ Мейерберга. Виды и бытовыя картины Россiи XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину съ приложенiемъ карты пути цесарскаго посольства 1661-62 гг. Изданiе А. С. Суворина, 1903. Source

    В интерпретации современников, участие царя (или представителя светской власти) в богослужении в качестве «конюшего» знаменовало, прежде всего, смирение светской власти перед Христом, «показания ради народу православному образа смирения своего и благопокорения перед Христом Господом. смиряти высоту свою царскую и скиптрокрасныма руками се узде того осляте прикасатися, и тако ведуще то даже до храма» [Дмитриевский 1928, 72]. Такое осмысление не только говорило о смирении царя перед Богом, но одновременно подчёркивало приобщённость власти к сакральному. Не случайно в нуждавшейся в освящении Сибирской земле в шествии участвовал воевода – представитель этой власти. Таким образом, содержание «Шествия на осляти», переосмысленное в России, существенно обогатилось не только через глубокое осмысление событий Священной истории, но и через их активное переживание, когда элементы мирской жизни во всех их проявлениях получают сакральный смысл.

    Вместе с тем, уже во второй половине XVII века сложная семантика «Шествия» начинает постепенно утрачиваться.

    Всего лишь АНГЕЛЫ и пару кусочков фоамирана,�� а какая КРАСОТА получается.

    11.

    Гравюра «Шествие на осляти», XVII в. Фрагмент

    Уже при царе Алексее Михайловиче в «Шествии на осляти» всё большую роль начинают играть чисто эстетические элементы, прямо никак не связанные с сакральной составляющей. Так, с одной стороны, дерево вербы, участвующее в шествии, всё более богато украшается, так что для его украшения делается даже специальное помещение [Забелин 2022, 471], растут и расходы казны на покупку яблок, изюма и других «плодов земных» для украшения дерева. С другой стороны, с 70-х гг. XVII в. верба начинает украшаться также и искусственными «овощами, плодами и листьями», закупленными у мастеров Немецкой слободы (иноверцев). Помимо того, что через такие «плоды земные» (как уже говорилось, освящённые плоды по окончании шествия раздавались царю, боярам, народу) невозможно приобщение к иному миру (одно из значений вербы – райское древо), само обращение в подготовке шествия к иноверцам говорит об утрате представлений о его неотмирном содержании. Постепенно, как и на Западе, утрачивается и понимание сакрального значения участия в действе царя: в 70–80-е гг. XVII в. царь иногда вовсе не участвует в действе, и «осля» ведёт его боярин [Забелин 2022, 477]. Логичным результатом постепенной утраты понимания смысла шествия становится, наконец, его отмена в царствование Петра I, посчитавшего участие в действе унижением его царского достоинства.

    12.

    Вебное Воскресенье. Гравюра XVII в.. Кремль. Замок в Москве // Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Воспроизведение: СПб., 1906. Source

    Судьба «Шествия на осляти» связана, конечно, в целом с «обмирщением» культуры, когда снижается и общая напряжённость религиозной жизни, связанная с переживанием событий Священной истории: именно во второй половине XVII в. уходит принцип «обратной перспективы» из иконописи и появляются иконы в технике светской живописи, происходят изменения в храмовом строительстве (появление шатровых храмов, выражающих «идею устремления к небу – ориентированную, соответственно, на внешнего наблюдателя, на взгляд со стороны» [Успенский 1995, 245]).

    13.

    Пьетро Лоренцетти. «Вход Господень в Иерусалим». Фреска. 1320 г. Церковь Сан Франческо, Ассизи / Entry into Jerusalem. Pietro Lorenzetti. Fresco, about 1320. Lower Basilica, San Francesco, southern transept. Assisi, Italy. via. Другой вариант цветопередачи

    Понятно, что и пространственные иконы должны были постепенно прекратить своё существование: из богослужебной практики уходят и «Пещное действо», и Чин умовения ног в Великий Четверг – элементы, так же, как и «Шествие на осляти», приобщавшие человека к сакральному через непосредственное участие и переживание. «

    Автор цитируемой статьи: Н. И. Сазонова, Томский государственный педагогический университет

    Библиография:
    [ Нажмите, чтобы прочитать ]
    Голубцов 1899 – Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. Москва, 1899.
    Голубцов 1908 – Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. Москва, 1908.
    Дмитриевский 1928 – Дмитриевский А. Хождение патриарха кон- стантинопольского на жребяти в неделю ваий в IX–X веках // Сборник статей в честь академика Алексея Ивановича Соболевского. Ленинград, 1928. С. 69–76.
    Забелин 2022 – Забелин И. Н. Домашний был русских царей в XVI и XVII столетиях. Москва, 2022.
    Лебедев 1995 – Лебедев Л., прот. Богословие земли русской // Москва патриаршая. Москва, 1995. С. 285–332.
    Лидов 2009 – Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Москва, 2009.
    Парфило 2022 – Парфило Т. И. Освящённая верба в фольклоре русских, украинцев и белорусов: символика, прагматика, поэтика. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Москва, 2022.
    Пчелов 2022 – Пчелов Е. В. «Чудо-дерево» Московского царства: верба в церемонии шествия на осляти в XVI–XVII вв. // Традиционная культура. 2022. No 4. С. 109–114.
    Скабалланович 2004 – Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением. Москва, 2004.
    Софронов 2002 – Софронов В. Ю. Распространение православия в Сибири (XVI–XVII вв.) // Сибирская заимка. История Сибири в научных публикациях. 2002. [Электронный ресурс] URL: zaimka.ru/sofronov-orthodoxy (дата обращения: 10.03.2022).
    Стенникова 2006 – Стенникова П. А. Церковно-театрализованные действа в России XVI–XVII вв. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Челябинск, 2006.
    Сулоцкий 1882 – Сулоцкий А., прот. Хождение на осляти в вербное воскресение, совершавшееся в старину в г. Тобольске // Тобольские епархиальные ведомости. 1882. No 5. Неофициальный отдел. С. 93–99.
    Тимофеева 2002 – Тимофеева Т. П. Золотые ворота во Владимире. Москва, 2002.
    Флоренский 2004 – Флоренский П. А. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). Москва, 2004.

    Оригинал, статья полностью: «Шествие на осляти» в России XVI–XVII вв.: содержание и смысловые трансформации. Н. И. Сазонова. Томский государственный педагогический университет // Журнал «ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики». 2022. 2 (4). Томский государственный педагогический университет. [pdf].

    ангелы

    , по традиционным религиозным представлениям, существа, обладающие сверхчеловеческими знаниями и силой, но сотворенные Богом и подчиненные Ему.

    Притчи 1. Душеполезные истории

    В Библии

    Библия не содержит единого термина для обозначения этого понятия. Чаще всего ангел — это מַלְאָךְ ( мал’ах, что на иврите означает `посланец`; см. Быт. 19:1; Ис. 63:9; Зх. 1:9, 13, 14, 19; Мал. 3:1), как и греческое а́нгелос, использованное в греческом переводе Библии; отсюда же и латинское angelus и слово angel в современных европейских языках.

    Однако этим же словом называются иногда в Библии и люди в функции посланцев (см. Быт. 32:4, 7; Суд. 9:31; II Ц. 6:32, 33). Поэтому для уточнения того, что речь идет именно об ангелах, Библия часто присоединяет к данному слову в качестве уточняющего определения тетраграмматон или какое-либо другое обозначение Бога (см. Быт. 32:2; Зх. 1:11, 12; 12:9). Впрочем, иногда и это сочетание выступает лишь в качестве обозначения человека, исполняющего функцию вестника или посланца Божия (Хаггай 1:13; Мал. 2:7). Только в послебиблейском иврите слово мал’ах стало терминологическим обозначением понятия ангел.

    Иногда ангелы называются в Библии эло хим (буквально `боги`; I Сам. 28:13), бней эло хим (`сыны Бога`; Быт. 6:24; Иов 1:6) или бней элим (буквально `сыны богов`; Пс. 29:1; 89:7), кдошим (`священные существа`; Пс. 89:6, 8; Иов 5:1) или просто анашим (`мужи`; Быт. 18:2; 16; 22). Библия упоминает также о крылатых существах со свойствами ангелов, называемых херувимами (Быт. 3:24; I Сам. 4:4; Пс. 80:2) или серафимами (Ис. 6:2, 3). Выражением «воинство небесное» называются группы ангелов, сопровождающие Бога и прислуживающие Ему. Последнее можно рассматривать как отрицание языческой идеи независимых от Бога сверхчеловеческих существ.

    В повествовательных книгах Библии часто упоминается один ангел, редко два или более, передающие послание или совершающие определенное действие, причем появляются они в образе человека, и в них не сразу можно распознать небесное существо (Авраам и три ангела /Быт. 18/, акеда /Быт. 22:11–18/, сон Иакова /Быт. 28:12/, возложение на Гид‘она миссии править Израилем /Суд. 6:11–22/, гибель армии Санхерива /II Ц. 19:35/ и т. д.).

    В книге Псалмов упоминания об ангелах встречаются по всему тексту. В ряде мест ангелы призываются славить Господа, как славят Его и другие Божьи создания. В книге Иова друзья утешают его, говоря, что даже ангелы не безупречны, а человек, естественно, тем более далек от совершенства. Пророки, за исключением Иехезкеля и Зхарии, мало говорят об ангелах. Крылатые серафимы играют значительную роль в видении Исайи (Ис. 6:2), когда он посвящается в пророки, но в дальнейшем о них больше не упоминается. Примечательно, что Хаггай называет себя посланцем Господним к людям, то есть смертным (хотя и пророком), а не сверхъестественным существом. Вероятно, об этом свидетельствует и само имя другого пророка Мал’ахи (буквально `мой посланец`), которое, по-видимому, было псевдонимом. Божественное присутствие представляется пророку Иехезкелю (Иех. 1:26, 27) огненным подобием человека, которое восседает на престоле, поддерживаемом четырьмя фантастическими существами (хайот; `живые существа`). Впоследствии (Иех. 8–11) эти существа отождествляются с херувимами. К категории ангелоподобных представляется возможным отнести шестерых мужей, на которых возложено разрушение Иерусалима и одному из которых, одетому в льняную одежду, Бог повелевает помечать особым знаком чела праведников, подлежащих спасению, и бросить на Иерусалим пригоршни горящих углей (Иех. 9–10). В видениях о восстановленном Храме (Иех. 40–48) пророка сопровождает человек, блистающий, как медь, в котором также следует видеть ангелоподобное существо.

    В книге Зхарии ангелы присутствуют почти постоянно: ангел Господень заступается перед Богом за Израиль, от имени Бога возвещает об оправдании первосвященника Ие хошуа, порицает Сатану за клевету на него. В книге Зхарии ангелы впервые появляются как самостоятельно существующие личности, а не только как существа, действия которых обусловлены определенной ситуацией.

    Книга Даниэля повествует о бесчисленных служителях вокруг Божественного престола и об ангеле, который спас трех отроков из печи, а Даниэля — от львов. В этой же книге ангелы не только выполняют приказания, они проявляют также некоторую инициативу. Они обладают собственными именами. Это единственная библейская книга, в которой ангелы приобретают совершенно отчетливую индивидуальность. Здесь впервые высказывается мысль, что каждый народ имеет своего ангела-покровителя.

    В апокрифах и псевдоэпиграфах

    В апокрифах и псевдоэпиграфах ангелы также предстают часто как существа, имеющие индивидуальные черты и даже собственные имена. Отчетливо ощущается в них воздействие мифов народов, с которыми евреи находились в постоянных контактах, и прежде всего ряда мифологических концепций вавилонян и персов-зороастрийцев. В книге Юбилеев народ Израиля, благодаря своему союзу с Богом, приравнивается к ангелам (талмудическая трактовка этого взгляда утверждает, что Израиль обладает привилегией участия в небесном хоре).

    Презентация МК «Солнечный ангел» из фома (фоамирана)

    Весьма разработанная ангелологическая система представлена в книге Эноха (Ханоха). Согласно этой книге, существуют семь высших ангелов или архангелов: Уриэль (Уриил) — властелин светил и загробного мира — Шеола; Рефаэль (Рафаил) — властелин над душами людей; Ре‘уэль — подвергающий наказаниям мир светил; Михаэль (Михаил) — архангел евреев; Сариэль — владыка сил, соблазняющих людей; Гавриэль (Гавриил) — смотритель рая; Иерахмиэль, который будет надзирать за воскресением из мертвых. Ангелы властвуют над всеми стихиями и силами природы, и имена многих ангелов образованы от имен тех сил природы или стихий, которые им подвластны, например Барадиэль — ангел града ( барад — `град`), Галгалиэль — ангел солнечного круга ( галгал — `кольцо`, `колесо`), Кохавиэль — ангел звезд ( кохав — `звезда`), Метариэль — ангел дождя ( матар — `дождь`).

    Ангелологическая доктрина нашла широчайшее распространение среди ессеев. Кумранские рукописи свидетельствуют о стройной ангелологической системе, согласно которой «князь света» и прочие небесные князья должны были в «последний день» сражаться на стороне «сыновей света». В этой борьбе за власть между силами добра и зла можно распознать определенный дуализм. Фарисеи мало интересовались ангелологией. Будучи противниками всякой мистики, саддукеи, однако, едва ли всецело отрицали само существование ангелов.

    В талмудический период

    В период Талмуда не только простонародье, но и ученые верили в существование ангелов. Но в Мишне нет упоминания о них, ибо ученые того времени умаляли значение ангелов и их роль в человеческой жизни. В более поздних аггадических (см. Аггада) текстах Талмуда, особенно в Мидраше, ангелы неоднократно упоминаются. Они делятся на множество добрых и злых, высших и низших. Как и апокрифы и псевдоэпиграфы, Аггада рассматривает Гавриэля, Михаэля, Рефаэля и Уриэля как архангелов и называет их ангелами служения ( мал’ахей ха-шарет). Мидраш придает большое значение в иерархии ангелов Метатрону. Обязанности ангелов дифференцированы, одни ведают молитвами, другие градом, дождем, гневом, беременностью и рождением, адом и т. п. Аггада развивает далее представление об ангелах — хранителях народов и отдельных царей. Начиная с 3 в. н. э. в источниках встречается слово памалъя (буквально `свита`), обозначающее целую группу ангелов, творящих небесный суд.

    Из злых ангелов (ангелов разрушения — мал’ахей хаббала) особую роль играет ангел смерти ( мал’ах ха-мавет). Он отождествляется со страшными великанами и демонами, бытующими в устных легендах, в литературе древнего Ближнего Востока и средневековой Европы (`дьявол`, `сатана`). В Талмуде (ББ. 16а) ангел смерти идентичен Сатане (Самаэлю) и иецер ха-ра (злому помыслу). В фольклоре ангел смерти часто изображается аллегорически: у него множество глаз, он усердный жнец или старик с мечом, с которого стекает яд, и т. д. Но чаще всего ангел смерти является в образе беглеца и бродяги, нищего, странствующего торговца или араба-кочевника. В еврейской ангелологии встречается также мотив падших ангелов. Истоки его восходят к библейскому повествованию (Быт. 6) о сынах Божьих ( бней эло хим), которые, прельстившись красотой дочерей человеческих, спустились на землю. Там они познали дев земных, и от этой связи родилось поколение исполинов. Однако библейское предание не содержит при этом элемента морального обличения, характерного для более поздних легенд о павших ангелах. Впервые этот элемент выступает в упомянутой выше книге Эноха. Здесь исполины, потомки падших ангелов, стали беспощадно истреблять людей и обучать их употреблению оружия и другим изобретениям, способствующим распространению безнравственности и злодейства. Архангелы, вняв жалобам людей, обратились к Богу, и им было велено наказать падших ангелов. Легенда о падших ангелах, прельщенных смертными женщинами и творивших зло на земле, повторяется в той или иной вариации в апокрифической и талмудической литературе и в еще более красочной форме — в мидрашах.

    В Аггаде

    В Аггаде высказываются разные мнения о том, следует ли считать ангелов высшими существами по сравнению с простыми смертными. По одним высказываниям, праведники выше ангелов, а по другим — и те, и другие занимают одинаковое положение в иерархии бытия. Некоторые законоучители высказывали мнение, что каждый человек способен стать равным ангелу; другие — приписывали эту способность только исповедующим иудаизм. Однако и последние могут достигнуть этого равенства лишь после смерти. В аггадической эсхатологии преобладает мнение, согласно которому в «конце дней» праведники будут возведены на более высокую ступень, чем ангелы. Развитые в Аггаде ангелологические представления были также включены и в литургию. Однако в среде еврейских религиозных авторитетов существовала и противоположная тенденция, стремившаяся полностью исключить упоминания ангелов из литургии. В средние века одним из самых резких противников почитания ангелов был Маймонид.

    В Каббале

    Каббала различает несколько категорий ангелов: ангелы служения и разрушения, ангелы милосердия и наказания и даже ангелы мужского и женского пола (Зо хар). Сила ангелов, по мнению каббалистов, основывается на проявляющейся в них эманации божественного света. В каждом человеческом существе, по их мнению, живут добрый и злой ангел, и каждый шаг человека сопровождается добрыми и злыми духами. Огромная армия ангелов разрушения ( мал’ахей хаббала), в противоположность доброму окружению Бога, составляет семью Нечистого, дьявола — олицетворение оборотной, «левой» стороны божественного бытия.

    В еврейской философии

    В еврейской философии представления об ангелах прошли разные этапы эволюции. Филон Александрийский (1 в. н. э.) отождествлял ангелов, упомянутых в Библии, с демонами греческой философии. Для Са‘адии Гаона (10 в.) ангелы являлись телесными существами, хотя и более совершенной субстанции, чем человек. По мнению Авра хама Ибн Эзры (12 в.), ангелы тождественны нематериальным или простейшим формам идеального бытия, постулируемым неоплатонической онтологией. В целом в средние века в еврейской философии превалирует аристотелевская концепция, наиболее ярким представителем которой был Маймонид. Ее приверженцы рассматривали ангелов как «обособленные разумы» ( схалим нифрадим), существующие отдельно от человеческой плоти. Однако Маймонид считал, что термином ангел обозначается не только обособленный разум, но и все природные и физические силы.

    В современном иудаизме

    В современном иудаизме в таких его течениях как реформизм и консервативный иудаизм наблюдается тенденция рассматривать традиционные описания ангелов как поэтические символы. Упоминания ангелов почти полностью изъяты из реформистской литургии и из литургии некоторых групп приверженцев консервативного иудаизма. Отношение к ангелам среди большинства евреев, исповедующих ортодоксальный иудаизм, двойственно: хотя существование их полностью не отрицается, имеется тенденция к демифологизации представлений об ангелах и к интерпретации их как символов. Тем не менее, степень веры в ангелов различается среди различных групп ортодоксов. Вера в ангелов в полном соответствии с традиционными представлениями о них сохраняется лишь среди хасидов (см. хасидизм) и традиционалистов из среды членов восточных еврейских общин.