Создаем колье в технике сутажной вышивки. Часть 1

Делаем колье в технике сутажной вышивки (Мастер-класс)

Шаг 1. Проектирование.

Попалось мне в руки вот такое вот колье с пауками. С самого первого взгляда пауки мне показались какими-то грустными и я решила его переделать.

  • Поделиться

Вместо центрального паука по задумке должен появиться сутажный элемент с кабошоном из керамики, а по краям элементы с кристаллами Сваровски.

  • Поделиться

Рисовать я не умею, поэтому раскладываю и смотрю: пожалуй, мелких пауков я тоже оторву и вместо них подвешу агатовые капли.

  • Поделиться

Шаг 2. Начинаем процесс.

Собираем все, что может понадобиться: бисер, биконусы, кристаллы, бусины, сутаж, клей, нитки. Часть этого может не пригодится, но под руки положить — дело нужное

  • Поделиться

На фетровый кружок клеим кабошон. Клей у меня F-6000, но можно приклеить и суперклеем.

  • Поделиться

Приклеив, намечаем ось симметрии. Я ее рисую в обязательном порядке всегда, чтобы было удобнее обшивать дальше.

  • Поделиться

Оплетаем бисером кабошон. Я использовала бисер TOHO 15 размера. Мастер-классов по тому, как это делать — в сети более, чем достаточно.

  • Поделиться

Обшитый центральный кабошон. 7 рядов японского бисера TOHO 15 размера.

Дальше по кругу пришиваю сутаж, а закончив, я его подклеиваю к фетру. Мне кажется, что так лучше

  • Поделиться

Зубочисткой наношу на сутаж клей момент, потом отпускаю фетр и подклеиваю.

  • Поделиться

Когда клей засыхает — обрезаю лишний фетр.

  • Поделиться

Вот так это выглядит с лица.

  • Поделиться

Вокруг кабошона пускаем бисерную дорожку. Я постаралась сфоткать, как выглядит процесс.

  • Поделиться
  • Поделиться

Подшиваю бисерины по одной. Сначала иглу наружу через пришиваемую бисерину, потом через нее же — внутрь.

  • Поделиться
  • Поделиться

Дорожку не замыкаем вокруг кабошона, а заворачиваем ушко, по краю которого ее продолжим. Ушко подшито, теперь надо продолжить на него бисерную дорожку. Подцепляюсь к крайней бисерине и начинаю шить по той же технологии, что обшивается край изделий.

  • Поделиться

Вот примерно как-то так выглядит процесс создания такой дорожки.

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться

Таким образом обшиваем оба «уха».

  • Поделиться

Следующий элемент — вокруг уха и бисера — 3 слоя сутажика, и по краям бусины. Когда пришиваешь сначала бисер, а потом к нему сутаж, у меня получается 1х быстрее, а 2х ровнее.

  • Поделиться

Получилась неземная краса.
В угол верхний, где идет завиток на верхнюю маленькую бусину загнала сваровскую хрустальную пайетку.

  • Поделиться

Вот так выглядит эта чудесная и очень полезная вещь.

  • Поделиться

Повторяем обшивку с другой стороны, а потом начинаем следующий элемент: обшиваем нижний завиток бисером.

  • Поделиться

Брошь бабочка. Сутажная техника. Весь процесс в одном видео!

Добавляем крайний элемент. Нижняя бусинка — самая маленькая. Самая верхняя — 4 мм, потом 6 мм, потом опять 4 мм и нижняя — 3 мм.

  • Поделиться

То же самое делаем с другой стороны и получаем практически готовый центральный элемент колье.

  • Поделиться

Последний штрих — приделать к элементу то, за что будет крепиться бусина-капля.
Термоклеем подклеиваю пин, заодно подклеивая все хвосты сутажа и ровняя изнанку изделия.

  • Поделиться

По плану, верхние парные элементы должны были состоять из кристала Сваровски. И я даже отшила 1 такой элемент.

  • Поделиться

Приложив его, я поняла, что он мне не нравится. На мой вкус, он выглядит слишком маленьким на фоне паутинок и центрального элемента.

Сутажный кулон. Часть 1 // Pendent soutache. Part 1

  • Поделиться

Поэтому я решила что обе этих запчасти будут другими и взяла керамические кабошоны квадратной формы размером 15х15 мм. Показываю этот момент специально, хотя впрямую к технологии изготовления украшения он не имеет. Зато это отличная иллюстрация к простой мысли: это авторское украшение и я как автор всегда легко могу изменить исходный план

  • Поделиться

Обшиваем квадратный кабошон так, чтобы он идейно перекликался с центральным элементом. То есть оплетаем его бисером, потом пришиваем сутаж и пускаем бисерную дорожку также, как у крупной запчасти — не замыкая ее.

  • Поделиться

Получается вот такая штучка. Прикладываю, гляжу как выглядит. Нравится? Отлично. Можно продолжать работу

  • Поделиться

Теперь для нашего колье надо сшить цепочку. Жемчужинки по отношению к сутажу вшиваются поперек.

  • Поделиться

Сутаж охватывает каждую жемчужинку. Важно соединять его через более-менее равномерное расстрояние.

  • Поделиться

Точки, где соединяется сутаж, прошиваются несколько раз и каждый стежок хорошо затягивается. Я прошивала 3-4 раза.

  • Поделиться

Бусинку же подшивала двумя стежками — туда и обратно. Тут, как и везде в сутажной вышивке, важно следить, чтобы иголка входила и выходила в желобок. Тогда стежки будут менее заметны, а сам сутаж будет лежать лучше.

  • Поделиться

Когда длина цепочки почти такая, как нужна, вшиваю страз в касте.
В оправе для кристаллов чудные дырочки. Пару стежков в одну.

Создаем колье «Легенда» в технике вышивка бисером. Часть 1

Сегодня представляю вашему вниманию свой новый мастер-класс по созданию колье «Легенда» в технике вышивка бисером.

Мастер-класс предназначен только для ознакомления с техникой вышивки. Данное украшение является авторской работой!

Колье очень яркое, свежее, в изумрудно-бирюзово-бронзовой всегда актуальной и модной цветовой гамме, делалось мной вовремя отдыха на море.

Это колье, в отличие от колье «Королева осени» и «Сантории» (мастер-классы по которым вы могли читать в блоге моего магазина с материалами ранее https://www.livemaster.ru/deomidovastones ), делается без какой либо специальной выкройки, а только посредством красивой и гармоничной раскладки и сочетания камней. Этим, в какой-то степени, можно сказать, что оно проще. но, с другой стороны, лишь отчасти. Тут нужно грамотно уметь сочетать кабошоны по форме и оттенку, чтобы в итоге мы могли получить хороший, гармоничный результат.

Необходимые материалы и инструменты:

1. Крупный овальный кабошон-бусина Агата изумрудного цвета (цвета морской волны), около 40 на 30 мм.

2. Прямоугольный изумрудный кабошон Варисцита.

3. Пара аммонитов.

4. Два кабошона Амазонита.

5. Два кабошона из натурального Малахита.

Шьем сутажное Кольцо. Часть 1 // Ring soutache. Part 1

6. Четыре небольших каплевидных кабошон-бусины из пирита.

7. Один кабошон-подвеска каплевидной формы из Варисцита цвета морской волны, около 5 см длиной.

8. Каплевидные небольшие кабошоны из говлита (под бирюзу).

9. Круглые металлические элементы со вставками из говлита, один покрупнее диаметром около 2 см, и два поменьше.

10. Несколько подвесок выпуклой каплевидной формы из говлита.

11. Семь граненых бусин из натурального Агата цвета морской волны.

12. Бусины говлита, 7 мм в диаметре.

13. Хрустальные бусины формы капля, изумрудные.

14. Хрустальные рондели изумрудные, диаметром 8 мм.

15. Бисер чешский матовый, изумрудный, с внутренним серебрением, размер номер 6.

16. Чешский бисер, цвет коричневый ирис (бронза), номер 10, и номер 9.

17. Японский бисер номер 15, миюки, золотистый.

18. Бусины агата, зеленые, 5 мм в диаметре.

19. Хрустальные рондели изумрудные, 4 мм в диаметре.

20. Чешская рубка, цвет коричневый ирис.

Как сделать сутажную цепочку. Часть 2. Сутажная вышивка МК

21. Основа для вышивки, в моем случае — флизелин.

22. Нитки, в моем случае — черные лавсановые.

23. Игла для бисера.

25. Ножницы, бумага.

26. Рулетка или линейка.

27. Ручка или карандаш.

28. Клей Момент Кристалл.

29. Кожа натуральная черного цвета.

30. Замочек тогл или другой.

Если о чем-то я забыла упомянуть в списке, то всё равно по ходу пояснения процесса обо всем расскажу.

Далее фото основных материалов — камней. Я обычно, начиная работать над новым украшением (это особенно касается крупных колье), сначала вместе собираю и складываю все материалы, которые на мой взгляд могут подойти для необходимого украшения — по цветовой гамме, по форме и настроению. А потом уже из этого будут отбираться те, которые и пойдут в украшение. И вы можете увидеть, что на фото ниже есть крупный кабошон и металлические элементы, перламутры, которые в итоге в колье не пошли. и которых в списке материалов выше нет.

Подвеска каплевидная из Варисцита.

Кабошоны из Амазонита.

Кабошоны из Малахита.

Металлические элементы, кабошоны из говлита, пириты. Металлические элементы с металлическими петельками для подвешивания, их я потом откусила кусачками. Именно для этой цели тут нам и понадобятся кусачки.

Расклад камней

Я сделала раскладку камней. Вообще изначально я задумывала колье ассиментричным, с центральным крупным камнем формы Трапеция с верхнего фото (этот эскиз я не стала показывать, а показываю тут уже итоговый), но потом всё-таки решила делать симметрию. И колье планировалось с другим названием, как видите на фото ниже. Когда мы сделали раскладку камней, можете аккуратно, отступив пару миллиметров обвести всё, далее вырезать и приложить к себе или еще лучше к манекену, и посмотреть, устраивают ли вас размеры. Если всё устраивает, то продолжаем работу далее. Если нет, то сделайте другую раскладку, что-то добавьте или убавьте.

По центру старайтесь расположить более крупные элементы, у краев камни поменьше — это общее правило. По цветовой гамме — у меня тут несколько основных цветов — это цвет морской волны, изумрудный и бронзово-коричневый. Не нужно сразу использовать много оттенков, чтобы не было перебора по цвету. Разные цвета и оттенки вы можете применить, если делаете какое-то яркое радужное украшение, в остальных случаях выбирайте 3-4 основных цвета.

Момент, касаемый плотности и расстояния расположения элементов друг относительно друга.

Как сделать центральный элемент. Сутажная вышивка МК

НЕ располагайте камни и кабошоны сильно близко друг к другу! Помните, что вы должны будете обшить их (это плюс 1-1,5 мм вокруг камня), а в некоторых местах еще и проложить бисерный ряд, вставить какие то бусины. Поэтому можно смело оставлять миллиметра 3 между камнями, а то и 4. Когда камни расположены сильно близко, вышивка получается плотная, вам будет неудобно обшивать камни и попросту не хватит места для этого. Потому тут важно постараться почувствовать золотую середину. Это ощущение — насколько близко следует располагать элементы, камни, стразы и кристаллы относительно друг друга — приходит с опытом. Это также зависит еще и от вида колье. Там, где мы делаем колье с уже приготовленной четкой выкройкой (где нужно только наполнять и наполнять..), можно больше камней приклеить и по расстоянию больше отступить места между ними. А в колье такого плана, как в этом мастер-классе, лучше не спешить.

Что еще могу тут добавить, чтобы избежать неприятной ситуации, когда вы приклеили все камни, а потом обнаруживаете что вам не хватает места для обшивки. Лучше сначала начинайте с центрального элемента, обшейте его и далее добавляйте понемногу остальное — приклеили, обшили, потом снова приклеили и обшили. Не приклеивайте сразу всё, да и вам так может быть не удобно. Вы увидите далее по фотографиям, что я тоже делаю всё поочередно, добавляя камни понемногу. Да и вообще — а может быть вам захочется всё переиграть и что-то убрать или что-то заменить.

Работа с выкройкой, подготовка основы для вышивки

В этом мастер-классе я еще более подробно остановлюсь на таком важном моменте, как основа для вышивания. В качестве основы для вышивания я применяю клеевой флизелин. У такого флизелина есть две стороны: одна — гладкая, на другую нанесены маленькие капельки клея. Под воздействием горячего утюга клей плавится, и флизелин приклеивается к материалу.
Для начала нужно его подготовить для вышивки. Как это сделать? Продается флизелин рулонами на метры, при его выборе смотрите, чтобы он не был сильно уж тоненьким и хлипким, чтобы на нем было достаточно клея. Можно приобрести сразу несколько метров. Далее его необходимо склеить при помощи утюга. Для этого мы должны вырезать несколько кусочков нужного нам размера (например, нам нужна основа 20х30 см). Вырезаем от 6 до 8 кусочков размерами 20 на 30 см. Если нужна основа помягче и потоньше, то 6, если пожестче, то 8 кусочков. Включаем утюг, ставим гладильную доску и начинаем склеивать. Также можно использовать пульверизатор с водой, немножко сбрызгивая флизелин перед тем, как пройтись утюгом. Я обычно подготавливаю достаточно большой кусок основы, а то и несколько, которого хватит для нескольких украшений — чтобы не делать основу для каждого нового украшения. Первые 2 слоя склеиваем так, чтобы клеевая сторона у обоих оказалась внутри, то есть они должны быть развернуты клеевой стороной друг к другу (клей внутри, чтобы флизелин НЕ прилип к утюгу и к гладильной доске). Далее, на эти 2 слоя накладываем третий, клеевой стороной к флизелину, снова чтобы к утюгу ничего не поприлипало — следите за этим, и проводим не спеша утюгом. И так далее склеиваем все слои до конца. Наша основа готова. При желании её еще можно прокрасить акриловыми красками и дать высохнуть. Это можно делать в том случае, если нам необходимо перевести выкройку на основу — на прокрашенный флизелин она легче переводится и её лучше видно. Или у нас будет яркое украшение и необходимо, чтобы и основа была примерно того же тона, а не белая или черная. Ну и прокрашенный флизелин более стромкий, на нем еще более приятно и удобно вышивать. Я обычно использую или серебристую, или белую, или темные, можно золотистую или медную краски. В конкретном случае я решила не красить флизелин краской, и использовала просто черный флизелин.

Далее, когда раскладка готова, будем работать непосредственно над обшивкой камней и самим колье.

Я взяла 2 центральных крупных кабошона — прямоугольный из Варисцита и овальный из Агата, и приклеила их клеем Момент Кристалл к основе для вышивки. У меня есть отверстия в кабошонах, потому я еще их пришила. Нити использую черные, лавсановые, уже давно, у меня они ни разу не рвались, вышивать ими очень удобно, нитки не путаются, одно удовольствие. Для создания цепочек я применяю плетеную рыболовную нить, аналог фаерлайна, можно и фаерлайн, но он раза в 2 дороже, качество же такое же. Тут кому как финансы позволяют. Иногда могу использовать лавсан, но только в несколько сложений, получается крепкая нить.

Флизелин в качестве основы — черный, так как колье темное в общем-то. Я предварительно провела центральную линию гелевой яркой ручкой, чтобы ориентироваться относительно центра, и потом разложив основные камни, также обвела ручкой и срезала немного лишнюю основу, чтобы осталась часть флизелина, на которой мы будем делать непосредственно вышивку, так мне удобнее держать её в руках.

Я начинаю обшивать овальный кабошон бронзовым бисером номер 10. Бисер чешский, фирмы Прециоза. Пришивается каждая бисеринка швом «назад иголка». Используйте специальные иглы для бисера — они тоньше, длиннее и удобнее. Можно взять иглы фирмы Гамма, Hemline или японские Миюки — все отличные.

Выводите иглу с нитью на лицевую часть, надеваете бисеринку, отступив 1 мм назад, уходите на изнанку. далее снова выходим на лицевую часть, отступив 1 мм от пришитой бисерины, надеваем еще одну и рядом с пришитой бисеринкой уводим иглу на изнаночную часть. и так далее, пока не обошьем весь кабошон. Следите, чтобы пришиваемый бисер лежал ровно. От этого зависит аккуратность и красота украшения в целом.

Далее нам необходимо взять наш кабошон как бы в бисерную оправу. Для этого нужно нарастить мозаику вверх. Очень подробно про мозаичное плетение и как делается мозаичная обшивка я уже показывала в более ранних мастер-классах, тут же в блоге, вы можете найти и посмотреть, особенно в самом первом мастер-классе по созданию кулона «Подарок Нептуна». Но на фото я также это проиллюстрировала.

Выходим иглой между бисеринами, надеваем на иглу 1 бисеринку, пропустив 1 пришитую бисеринку в ряду, пропускаем иглу в следующую и так далее.

Проходим так ряд до конца, вот как это выглядит.

Далее заполняем оставшиеся пространства бисеринками — это уже новые ряд.

Кабошон толщиной в 4-5 мм, потому нужно нарастить несколько таких рядов, 3-4 точно. Потому продолжаем также наращивать мозаику и делаем новый ряд, и потом также заполняем расстояния между бисеринками.

Это выглядит вот так сбоку, фото сбоку дает больше наглядности. видно, как лежат бисеринки.

Потом, когда уже нарощена нужная нам высота, нужно немного затянуть последний бисерный ряд, используя японский бисер миюки или ТОНО номера 15. Таким образом камень получается захваченным в оправу.

Далее мы приступаем к работе с прямоугольным кабошонов Варисцита.

Его я обшиваю, применяя новый вид обшивки, о котором я еще не рассказывала в своих мастер-классах. Я его назвала «петельный вид». Это более ажурная обшивка, обычно я применяю и тот и другой метод, в зависимости от того, какие камни обшиваю и какое украшение создается. Почему петельная — потому что шьется петлями. Кстати, делается быстрее, чем мозаичная. Как делается? Выходим иглой на лицевую часть и надеваем сразу 9 бисерин. Смотрите по толщине вашего кабошона, это может быть и меньшее количество бисерин, и большее. Далее оступается 1 или 2 мм, можно и 3, если камень крупный, и уходим иглой на изнанку. От того, сколько вы будете отступать, зависит, сколько будет петель и как плотно они у вас будут идти. лучше не делать сильно редкую обшивку, так как будет некрасиво и неаккуратно. Тут я также шью «назад иголкой». Потом, как видно по фото, я отступила миллиметра 3-4 и опять надела на иглу 9 бисерин.

И ушла на изнаночную часть рядом с первой петлей.

Так обшиваем весь наш камушек. Фото сбоку для большей наглядности процесса. Можно надевать хоть четное, хоть нечетное количество бисерин. Кстати, такую обшивку вы можете использовать в качестве базы, для того, чтобы потом выполнить более многоуровневые плетения и обшивки, используя вашу фантазию.

Потом нам необходимо захватить камушек 1в оправу» и соединить все петли. Между петлями я надеваю по 3 бисеринки и прохожу иглой в каждую 5-ю (верхнюю) бисеринку петли. На фото это видно. И потом нужно аккуратно всё затянуть, пройдясь через все бисеринки.

Вот такой вид у нас получается пока что. На мой взгляд, применение разных видов обшивания камней позволяет получать более интересные украшения

Далее я просто разложила остальные основные камни, чтобы посмотреть и решить, что я буду приклеивать и обшивать дальше.

Дальше мы будем работать с Аммонитами, малахитами и металлическим центральным элементом. Но вы можете пришивать камни в любой удобной для вас последовательности. Вероятно, кому-то будет удобно сначала работать с верхней частью колье и далее двигаться вниз. Я в основном иду от центра.

Так как аммонит у нас разной толщины, а нам нужно чтобы он у нас в итоге лежал в украшении ровно, я приклеиваю небольшой кусочек флизелина к более узкой его части. Некоторые мастера стачивают напильником аммониты, добиваясь того, что толщина получается одинаковой. Тут опять же кому как удобнее и привычнее.

Металлический элемент со вставкой у нас вот такой — вставка из говлита под бирюзу, как видите, есть места, за которые его можно пришить, а не только приклеить. Это очень хорошо, так как если бы пришивать было не за что, то пришлось бы обшивать его бисерной обшивкой и тогда закрылась бы часть красоты. Эти элементы я получила, когда разобрала готовое украшение.

Колье в сутажной технике. Весь процесс в одном видео!

Я приклеила его, отступив 2 миллиметра сверху над кабошоном Варисцита и обшила вокруг чешским бисером номер 9, покрупнее.

Далее внизу под кабошоном Варисцита и сбоку от овального Агата я расположила кабошоны из малахита и взяла их в бисерную мозаичную обшивку. Их я расположила немножко под углом, как видите на фотографии.

Потом мы возвращаемся к нашему Аммониту. Я работаю с ним следующим образом: сначала кладу аммонит на то место, где хочу чтобы он в итоге был. Потом обвожу аккуратно его светлой гелевой ручкой и убираю аммонит. А далее по нарисованной линии начинаю пришивать бисер и наращивать мозаику. Так как аммонит у нас не имеет ровных краев, то удобнее работать с ним именно таким образом — сначала выполнив обшивку, а затем уже вложив в нее Аммонит, затянуть крайний ряд, аммонит при этом можно внизу аккуратно промазать клеем, чтобы он еще и приклеился, а не только фиксировался бисером. Вообще для обшивки аммонитов идеально использовать японский бисер Делика, им очень удобно работать в силу его цилиндрической идеальной формы, но, как видите, чешским бисером у меня также получается очень хорошо. Опять же, кому что удобнее и привычнее.

Наращиваем такое количество рядов, чтобы аммонит плотно сидел в обшивке. периодически вкладывайте аммонит и проверяйте высоту обшивки.

И завершающий шаг, вложили аммонит и затянули последний ряд мельчайшим японским золотистым бисером номер 15.

Работа со вторым аммонитом с другой стороны будет проходить по такому же алгоритму.

Пока что на этом мы остановимся. У нас еще остается работа с оставшимися элементами, с нижней подвеской колье, создание небольшой бахромы из хрусталя, декор изнанки и обшивание краев колье, создание цепочки с замочком.

Мастер-класс Оксаны Турапиной. Украшения из сутажной вышивки и натурального камня.

Мне хотелось загрузить мастер-класс весь целиком, но получилось, что количество фото в мастер классе у меня 75, а в публикацию за один раз можно добавлять только 50 фото. Поэтому пришлось разбить его на 2 примерно равные части, так как сильно урезать мастер-класс не хочется. Вторую часть напишу на днях, чтобы вы могли дочитать мастер-класс весь полностью.

Надеюсь, мастер-класс был интересен и полезен!

Если у вас возникли вопросы, можете задать мне их в комментариях, я отвечу на них.

Вышиваем свадебное сутажное колье «Прибой»

Время работы: 2 дня

Материалы: бисер, бисер японский, бисер тохо (toho), сутаж, сутажный шнур, сутажная техника, сваровски, сваровски swarovski, сваровски кристаллы, сваровски материалы, кружево, бусины, рондель, кожа, леска, кожа натуральная

Со слов автора. Тема моря не может не вдохновлять!

Как сделать сутажную цепочку. Часть 1. Сутажная вышивка МК

Давайте вместе с вами сделаем нежное колье «Прибой» в технике сутажной вышивки! Это колье прекрасно подойдет для вечернего или свадебного образа. Согласно условиям конкурса, ключевой элемент изделия — роскошные ювелирные кристаллы Сваровски глубокого и насыщенного оттенка «Сапфир».

Этот мастер-класс средней сложности, некоторые детали в нем опущены, но описаны в предыдущих моих мастер-классах. Я решила не повторяться и в этом мастер-классе подробно раскрыла другие тонкости работы в технике сутажной вышивки, например, подробно описано изготовление сутажной застежки 🙂

1. Сваровски в оправах.

— овалы 14*10 мм — 4 шт.; 18*13 мм — 2 шт;

— шатоны 4 мм — 6 шт.

2. Граненые бусины.

— «рис» 11*6 мм — 5 шт. ( у меня бусины Прециоза, бусины можно заменить на наветты или капли Сваровски в оправах, смотреться будет тоже замечательно);

— «рондель» 6 мм — 43 шт.

— гальванизированный серебряный размера 11 (Toho);

— бисер синих оттенков размера 10 (Toho);

— бисер серербяный прозрачный размера 15 (Toho).

— серебряный (Южная Корея).

5. Кожа натуральная.

6. Брезент (сукно, фетр или другая основа).

7. Иглы бисерные (у меня не выжили 2, похоронила с почестями :), вообще сутаж — тяжелое испытание для игл, поэтому беру их оптом по 100 шт.).

8. Клей (у меня Момент Особопрочный).

9. Мононить (леска 0,2 мм).

Прелесть изготовления этого колье в том, что оно состоит из повторяющихся элементов.

Итак, начнем: используем овал 14*10 мм.

1. Пришиваем и приклеиваем страз.

2. Петлей сутажа обрамляем страз.

3. Прошиваем строго через центр шнура.

4. Пришивая сутаж выводим иглу на лицо с изнанки под углом.

5. Сшиваем сутажные группы.

Теперь нам нужен бисер синих оттенков:

1. Делим сутаж на 2 группы, загибаем и вшиваем бисер, образуя цветовую растяжку: синий, голубой, светло-голубой, кремовый.

2. Дойдя до середины, возвращаемся наверх и симметрично вшиваем бисер.

3. Сшиваем сутаж.

1. Пришиваем новую сутажную группу к элементу.

3. Образуя цветовую растяжку.

4. Пришиваем новую группу сутажных отрезков с другой стороны, соблюдая симметрию.

1. Выводим иглу через завиток и продолжаем вышивать синим бисером.

2. Сшиваем, не захватывая 2 сутажные группы.

3. Формируем завитки.

4. Закрепляем с изнанки.

В итоге должно получиться так. Цветовой переход красиво смотрится, правда?

Теперь спрячем вышивкой окончания шнуров:

1. Сгибаем сутаж, формируя петлю, прошиваем по изгибу.

2. Вшиваем бусину.

3. Сшиваем петлю.

1. Делим сутаж на 2 группы и вшиваем бисер.

2. Прикладываем вышивку к элементу и пришиваем.

1. Все стежки только через центр шнура

2. Концы сутажа загибаем за вышивку и пришиваем.

3. Короткие сутажные отрезки пришивать начинаем с изнанки. Подойдя к лицу, начинаем вшивать бисер.

Далее нам понадобится кружево:

Теперь по кружеву вышиваем бисером синих оттенков, также создавая переход цвета. Обязательно вышивать нужно леской, чтобы на кружеве не было видно стежков! Таких элементов нам понадобится 2 шт. И 2 шт. без кружева.

Теперь перейдем к центральному элементу: используем Сваровски 18*13 мм.

Порядок изготовления такой:

Отрезка кружева в этом элементе 2: целый пришит по центру, второй разрезан пополам и пришит по бокам для объема волн 🙂

Чокер (ошейник) мы соберем из 2 первичных элементов и соединим его вышивкой в кристаллом Сваровски размером 18*13.

1. Наносим клей на основу и на оправу, ждем.

2. Приклеиваем и пришиваем.

3. Нарезаем сутаж, опаливая края отрезков.

1. Делим нарезанный сутаж на две группы по 3 отрезка.

2. Вшиваем бисер, делая цветовую растяжку.

3. Сшиваем линии сутажа делаем загогулины, вшив в них бисер 🙂

Повторяем эту операцию с нижними отрезками. И соединяем элементы в такую красоту 🙂

1. Соединяем элементы вот так 🙂

2. Сшиваем сутаж между собой, проходя через центр шнура.

3. Сшила в трех местах.

Как сделать боковой элемент. Сутажная вышивка МК

Теперь вышиваем боковые части чокера:

У меня каждый по 16 см. Застежка из этого занимает 3,5 см. Итак, 16*2=32 см — отрезаем сутаж и складываем пополам в центре.

1. Прячем узелок между шнурами.

2. Крепко сшиваем шнуры, чтобы не разъезжались.

3. Выводим иглу из центра сутажной группы, нанизываем рондель и бисеринку, возвращаемся через рондель.

4. Внимание! Очень важно закрепить бусинку, чтобы нить не вытягивалась из вышивки в процессе ношения!

5. Прошиваем сутаж до места крепления следующей бусины.

6. Прошиваем креплений, сколько нужно.

2. Прошиваем между ронделями стежками с бисером 15-го размера.

3. По всей длине элемента.

А теперь второй элемент:

1. Складываем сутаж, образуя петлю, сшиваем по изгибу, пряча узелок между шнурами.

2. Прошили 3 петли.

3. Прошиваем сутаж, вшивая рондели.

4. Проходим между ронделями стежками с бисером 15-го размера.

Теперь давайте спрячем оправы кристаллов вот так 🙂

Как оформить бижутерную бусину. Сутажная вышивка МК

1. Выводим нить, нанизываем 15-й бисер, примеряем.

2. Останавливаемся у центра и выводим нить вниз.

3. Возвращаемся иглой на пару бусин назад.

4. Проходим через 2 бусины.

5. Снова нанизываем бисер и примеряем нужную длину.

6. Проходим через 2 бисеринки, выводим нить наизнанку, закрепляем.

Соединяем вместе детали чокера и прикладываем элементы с кружевом. Интересные варианты:

Остановившись на последнем варианте, сшиваем детали вместе и прячем неровности за брезентом.

Проклеиваем детали брезентом.

Вырезаем изнанку из кожи:

В первую очередь пришиваем изнанку на тонкие части ошейника:

Этот простой практичный метод обработки края одновременно пришивает и декорирует изделие, придавая ему визуальную завершенность.

Он очень простой и по сути состоит из 2-х действий:

Выводим нить из центра сутажного шнура.

1. Нанизываем бисеринку (TOHO 11), проходим иглой через сутаж и изнанку.

2. Возвращаемся назад, проходя иглой через бисер.

Кулон в технике сутажной вышивки

В этом мастер-классе я хочу рассказать о том, как сделать изумительное украшение к любому наряду своими руками! Делать мы будем кулон в технике сутажной вышивки для одного роскошного серо-зеленого платья (в конце обязательно посмотрим на них в комплекте) 🙂 Техника сутажной вышивки (или сутажного шитья) достаточно трудоемка, но, результат того стоит.

Итак, для работы нам понадобятся:

— 2,5 метра сутажного шнура серого цвета (я использовала сутаж 2,5 мм белорусского производства из хлопка с полиэстером, это самый плотный из известных мне видов сутажа, с которым довольно сложно работать, но который лучше всего держит форму и позволяет сделать максимально тонкую работу);

— 3 оттенка японского бисера Тохо размера 11-0 (не обязательно использовать именно японский бисер, но приготовьтесь, используя более дешевый чешский, потратить уйму времени на отбор бисеринок одного размера и все равно остаться не довольной результатом — количество брака колоссально!);

— мононить (также можно использовать армированные нитки или леску);

— граненые стеклянные бусины: одна диаметром 12 мм, две диаметром 6 мм и одна в форме ромба диаметром 4 мм;

— клей (момент, супер-клей и т.д.: я пользовалась самыми разными и ни разу ничего не отвалилось из-за «неправильного» клея, главное — следовать инструкции на тюбике);

— кусочек кожи (для «обшивки» кабошона нужна кожа потоньше (около 0,5 мм) или любая с пористой структурой — иначе просто замучаетесь);

— небольшие плоскогубцы (это совершенно не обязательно, просто, когда Вы будете прошивать много слоев сутажа, ими очень удобно помогать себе вытаскивать иголку;

— и чуть не забыла самое главное, наш центральный элемент — кабошон нефрита диаметром 20 мм.

Начнем с того, что приклеим кабошон на основу. Кожа и замша впитывают клей, поэтому стоит сначала нанести клей на кожу, чуть-чуть подождать, нанести на кожу второй слой клея, а затем уже хорошенько прижать кабошон. Для наилучшего сцепления рекомендуют обезжирить поверхности и, в случае, если Ваш кабошон очень гладкий, немного пройтись по нему наждачкой (если, конечно, позволяет плотность камня). Когда клей подсохнет, обрезаем кожу по контуру, оставляя по краям около 2 мм. Если Ваше украшение предполагает симметрию, стоит поставить метки на коже, для дальнейшего удобства в работе.

Теперь отрезаем мононить/нитку/леску: отрезайте такой кусок, которым Вам будет удобно работать (у меня около 45 см), слишком длинная нить будет путаться и мешаться, а если она закончится раньше времени, всегда можно будет ее закрепить и взять новую. Продеваем нить в иглу, завязываем узелок и протыкаем кожу с изнанки на лицевую сторону, как можно ближе к кабошону. Берем отрезок сутажа около 60 см и прокалываем его в середине в самую бороздку (шить ровно по бороздке — главный залог аккуратного изделия). Маленькая ремарка: мягкий шелковый сутаж намного капризнее в этом плане. Если при работе с ним, вы случайно проткнете сутаж рядом с бороздкой, а затем уберете иглу, через оплетку будет просматриваться основа, и вид работы будет испорчен. Плотный же сутаж (хлопок, п/э) позволяет совершить такую ошибку с высокой вероятностью того, что следа от иглы в ненужном месте не останется.

Теперь точно также вводим иглу в бороздку сутажа, чуть отступив в сторону, только уже с лицевой стороны на изнанку, и пришиваем к коже у самого кабошона. Таким образом далее мы обшиваем кабошон сутажом по всей окружности, а затем сшиваем концы сутажа между собой несколькими стежками (как всегда, строго через бороздку). Затем берем второй отрезок сутажа и пришиваем его: продеваем иглу в бороздку, отступаем чуть в сторону и возвращаемся через бороздки обоих слоев сутажа и кожу на изнанку. Обратите внимание на то, чтобы слои сутажа лежали «елочкой» (узором на оплетке) в одном направлении — такое изделие смотрится намного аккуратнее. Пришив по кругу второй слой сутажа, снова сшиваем концы: нужно сделать такое количество стежков, после которого, если потянуть за концы в разные стороны, место их стыка останется крепким. Осталось только срезать излишки кожи, если они есть, и первый элемент готов. Нить Вы можете либо закрепить узелком на изнанке, либо продолжить ею работать, выпустив сбоку от места стыка концов.

Теперь начнем обшивать получившийся элемент бисером. Выводим иглу в бороздку верхнего слоя сутажа, пропустив ее между первым и вторым слоями (если у Вас будет более 2-х слоев — все равно вводите иглу под один верхний слой). Нанизываем бисеринку и выводим иглу, проходя в бороздки обоих (если у Вас их больше — то всех) слоев концов сутажа. Затем закрепляем первую бисеринку, прошив ее обратно сверху вниз по тому же принципу (проходим через все слои концов, а вокруг кабошона только через верхний слой сутажа).

По такому же принципу мы продолжаем обшивать элемент бисером, только теперь на каждую бисеринку достаточно одного стежка (первая бисеринка вверх, вторая вниз и т.д.). Нить нужно затягивать совсем чуть-чуть — ровно на столько, чтобы сверху она не торчала. Если затянуть посильнее — пострадает круглый контур элемента.

Не доходя пару мм до середины, закрепляем последнюю бисеринку 2-3 стежками. Теперь нужно закрепить нить на изнанке узелком. Для этого выводим иглу с изнаночной стороны на лицевую строго между двумя слоями сутажа, а затем, отступив на ширину бисеринки, выводим обратно на изнанку, не затягивая нить до конца. С помощью образовавшейся на изнанке петли и завязываем узелок. Точно также обшиваем бисером вторую половину элемента, после чего, сшиваем концы сутажа, как мы это делали после обшивки кабошона. В образовавшийся промежуток между бисером вшиваем через угол еще одну бисеринку, как показано на двух нижних фото. Если, получившийся у Вас промежуток, не подходит по размеру для бисеринки, ничего страшного — его можно будет потом закрыть небольшой бусинкой, пришитой сверху.

Пришло время добавить бусину 12 мм, вшив ее между концами сутажа. Подгоняем бусину вплотную к месту стыка, придерживаем сутаж, замечая место сбоку, где у бусины будет отверстие, и вводим там иглу. Нанизываем бусину на нить и выходим с другой стороны. Закрепляем, пройдя пару раз туда и обратно, а затем снова сшиваем концы.

Пошаговый видео мастер класс «Сутажная брошь за 4 часа» NataliaLuzik

Теперь берем 3 отрезка сутажа по 25 см и, отступив от конца отрезка 2-3 см, пришиваем их новым слоем вокруг кабошона через бисер уже другого оттенка, начиная у основания вшитой бусины. Сначала вводим иглу с изнанки через верхний слой, проходим в середине бороздки, нанизываем бисерину, и проходим в бороздки 3 отрезков сутажа. Как всегда, для первой бисерины, прошиваем ее пару раз, чтобы закрепить. Продолжаем вшивать бисер также, как мы делали это первый раз, пока не дойдем до выемки в середине. Там, мы пропускаем выемку и новую бисеринку вшиваем уже после нее, оставляя место под выемкой пустым. Позже мы подберем для этой дырочки подходящую маскировку. Хотя, если Вы сразу подобрали подходящий по форме и размеру камушек, можно вшить его и в процессе. Дошиваем круг до конца.

Теперь пришло время спрятать концы сутажа. С обеих сторон загибаем их на изнанку под бусиной и сшиваем между собой наверху. Обрезаем лишнее и обрабатываем концы, чтобы они не расползались. Сделать это можно либо клеем, либо зажигалкой. В данном случае, т.к. мы работаем на изнанке кабошона, можно смело пользоваться клеем, т.к. уже точно не придется что-то в этом месте пришивать. Когда в работе НЕ используется кабошон, я предпочитаю в процессе работы клей не использовать, т.к. место его использования намертво затвердевает и становится непригодным для дальнейшего прошивания (например, когда шьем между слоями сутажа для соединения двух деталей или для пришивания маскировочной бусинки и т.д.). Но, в данном случае, смело приклеиваем концы к коже на изнанке, следя только, чтобы ни клей, ни концы не выходили за пределы кабошона — т.е. не попали на бисер. И еще, желательно максимально плоско распластать концы по поверхности, чтобы они не создавали дополнительный объем.

Сейчас мы закроем образовавшееся отверстие подходящим камешком, в данном случае для этого идеально подойдет стеклянная бусина 4 мм в форме ромба. Закрепляем нить, введя ее через один внутренний слой сутажа, нанизываем бусину и пришиваем также через один слой сутажа справа или слева наверху. Потом рядышком возвращаемся иглой в бусину и опять пришиваем снизу. Повторяем процедуру, на этот раз, выбрав наверху другую сторону. И, наконец, снова возвращаемся вниз, уже для того, чтобы закрепить нить узелком.

Вшиваем бисер между верхней бусиной и оставшимися хвостами сутажа, по уже освоенному принципу 🙂 Теперь нам предстоит вшить бусинку 6 мм в сутажный завиток для завершения элемента. Можно просто нанизать бусину в том месте, где Вы закрепили последнюю бисеринку, и обогнув бусинку сутажом, выйти с другой стороны. Но, для более ровных форм завитка, имеет смысл сначала приложить бусинку (примерить) и, придерживая пальцем образовавшийся завиток, прошить его по всей окружности, тем самым закрепляя форму, а уже после этого вшить бусинку. Теперь нужно зафиксировать завиток, чтобы он не ерзал, на основной окружности, оказавшейся под ним. Для этого мы будем шить, выходя на лицевую сторону между слоями сутажа (этот же способ используется при соединении друг с другом двух элементов). Сделайте несколько таких стежков под бусинкой и, таким же способом, закрепите на изнанке оставшиеся хвосты, начиная с самого верха, тем самым укрепляя самую последнюю часть завитка. Затем, как и прежде, хвосты нужно расплющить и приклеить. И, наконец, повторить всю процедуру с другой стороны.

Теперь нам понадобятся 4 отрезка сутажа по 15 см, чтобы пришить их через бисер к нижней части нашего кулона. Для этого сначала закрепляем нить, нанизываем одну крайнюю бисерину, проходим иглой чрез 4 слоя сутажа, возвращаемся, повторяем пару раз для закрепления и затем, как обычно, шьем дальше — внешние слои сутажа проходим насквозь через все четыре, внутренний слой только один, самый верхний. Думаю, Вы все это уже давно поняли, но я на всякий случай повторяюсь 🙂

Переходим к последнему серьезному этапу работы. Нужно сделать завитки на нижней части кулона, вшив в них по бисеринке. Процесс полностью аналогичен тому, как мы делали завитки рядом с верхней бусиной.

Теперь нужно сделать бейл (держатель для шнура или цепочки). Я выбрала вариант из сутажа, а можно также сделать его из трех рядов бисера или пришить готовое кольцо — дело вкуса. Кстати, сейчас самое лучшее время взять кусочек кожи или замши, которую мы будем использовать для изнанки, положить на нее кулон и обвести контур ручкой или карандашом. Дело в том, что когда мы пришьем бейл и подвеску, задняя сторона кулона станет менее плоской и, соответственно, будет сложнее обвести ровный контур. Итак, бейл. Берем кусочек сутажа где-то 2 см, складываем его пополам, сшиваем концы и хорошенько пришиваем к кулону с изнанки наверху в середине. Шьем, опять, между слоями. И маленькая декоративная деталь — пришиваем бисеринку на лицевой стороне в месте стыка бейла с кулоном.

Следующий этап — подвеска. Я не указывала в начале, в списке материалов, то, что буду для нее использовать, так как не знала, на чем остановлюсь, до последнего момента. Тут простор для Вашей фантазии безграничен. Можно пришить готовую подвеску, а можно собрать ее самой из бусин и бисера, как это сделала я. Крепим нить в середине нижней части нашего кулона, нанизываем выбранные бусины, обязательно поставив в конце бисеринку, т.к. именно на ней будет крепиться подвеска. Затем продеваем иглу обратно в ряд бусин, минуя последнюю бисеринку (!) и пришиваем к крайнему слою сутажа. Для надежности, повторяем процедуру раза 2-3, а затем уже крепим нить.

И наконец, подкладка. Контур на коже (в моем случае — на замше) мы уже обвели. Теперь вырезаем его, но прежде, чем приступить к приклеиванию, стоит уплотнить изнанку, чтобы замша не топорщилась и лежала ровно. Я использовала для этого маленький кусочек кожи толщиной 1 мм, в то время как замша имеет толщину не более 0,5 мм. Вырезаем из кожи (или любого другого уплотнителя) круг, чуть большим диаметром, чем наш кабошон и приклеиваем его на изнанку, закрывая им все хвосты сутажа. Напоминаю, кожа и замша хорошо впитывают клей, поэтому сначала наносим первый слой, ждем, наносим второй и затем уже приклеиваем. Теперь, поверх уплотнителя, приклеиваем саму подкладку, предварительно подравняв ее и убедившись, что все в порядке. На центральном нижнем фото, Вы можете увидеть, какую в результате толщину будет иметь кулон. Ну и самый последний финальный штрих — специальной краской для кожи наносим на подкладку инициалы, логотип, рисунок, или все, что Вам захочется, чтобы придать работе окончательно законченный вид.

Ну вот и все 🙂 Это такое удовольствие — дать простор своей фантазии, сделать именно так, как видится тебе, когда только тебе решать, куда пойдет завиток, каков будет оттенок и сколько слоев еще добавить, чтобы было роскошно, но при этом утонченно и гармонично. Поверьте мне, ради этих ощущений стоит попробовать.

Создаем кулон «Сладкий восток» в технике сутажной вышивки

Время работы: 1 день

Материалы: сутаж, бисер, гранёные бусины, жемчуг swarovski, мононить, иглы для бисера, натуральная кожа, тонкогубцы, бокорезы

Со слов автора. В этом мастер-классе я покажу основные моменты работы с жестким сутажом, дам несколько своих приемов, которые помогут улучшить качество работ начинающим мастерам. Для более опытных мастеров приведу подробную схему и порядок сборки украшения из отдельных элементов. Хотя и новички при определенном усердии тоже, я уверена, смогут выполнить весь объем работы!

Для работы нам потребуется:

  • Сутаж 4 цветов;
  • граненые бусины рондели 2,4 и 6 мм;
  • жемчуг Swarovski 4 мм;
  • бисер Toho 11/0 и 15/0;
  • небольшой отрезок натуральной кожи;
  • бисерные иглы (несколько штук, с запасом);
  • мононить 0,13 и 0,15;
  • тонкогубцы;
  • бокорезы;
  • клей Момент кристалл.

1. Возьмем 3 отрезка сутажа (коричневый, бежевый, светло-бежевый) по 13 см. Сложим их, совмещая по центру.

И тут же обращаю внимание — выбираем сразу направление «елочек» на сутаже (видно на первом фото), и в течение всей работы будем складывать сутаж, соблюдая это направление. Это даже не хитрость, не секрет и никакой не лайфхак. На мой взгляд, это должно быть первое правило в работе с сутажом (любого качества), если вы хотите получить четкие и ровные линии.

Шить сутаж мы будем мононитью 0,13. Берем отрезок удобной длины, вставляем в иголку. Зажигалкой на конце нити делаем небольшой шарик, чтобы закрепить нить в сутаже.

Сложив сутаж пополам, отступаем от середины вправо около 0,5 см. Оставив шарик внутри петли, проходим иглой через все слои сутажа туда-обратно. Сильно не затягиваем.

Берем бирюзовую бусину 6 мм. Вшиваем ее, плотно обернув сутажом и пройдя иглой через бусину минимум 4 раза. Если игла застревает в сутаже, тонкогубцы помогут с этим справиться. Бережем пальчики, они нам дальше еще пригодятся 🙂

Сутажная техника МАСТЕР-КЛАСС. Сутажные украшения. Сутажная вышивка. Soutache jewelry TUTORIAL

Выводим иглу по диагонали, как показано на фото.

Далее проходим иглой 3-4 раза через все слои сутажа, не затягивая. Теперь плотно зажимаем сутаж пальцами в месте прохода нити и затягиваем ее. Таким образом у нас получится не перетянутое и ровное соединение, и не порвется нить, что часто бывает в работе с жестким сутажом.

Оцениваем место соединения. Если сутаж расходится, повторяем предыдущие действия еще раз.

Проходим вокруг бусины несколькими стежками, закрепляя между собой слои сутажа.

2. Выводим иглу, как показано на фото. Вшиваем бирюзовый бисер, стараемся не оставлять зазоров.

А вот теперь, внимание, лайфхак. Не люблю это слово, но здесь оно точно описывает маленькую хитрость, которая легко снимает большую проблему!

Выводим иглу на изнанку. Зацепляем буквально несколько нитей сутажа и чуть-чуть (не сильно!) стягиваем его внутренний край. Сделать это нужно точно позади каждой бисеринки. Все! Теперь наш бисер не пляшет и не тонет в слоях сутажа. Можно еще перед этим дополнительно изнутри пройтись иглой по бисеру, чтобы выровнять линию. На двух бусинах эффект не сильно заметен. А когда нужен более длинный ряд бисера, тут результат на лицо.

И еще одно замечание. Эта хитрость применима для сутажа жесткого и средней жесткости. Как поведет себя мягкий атласный сутаж, я не знаю, так как с таким не работаю. Если кто-то попробует на мягком, делитесь результатом эксперимента!

Повторяем все симметрично с другой стороны бусины. И еще то же самое 3 раза 🙂 В итоге получаем 4 одинаковых элемента.

3. Начинаем собирать серединку нашего кулона.

Примерно прикидываем, в какой точке должно пройти соединение элементов. С изнанки, захватывая 2 слоя сутажа (сразу все 3 — неудобно), фиксируем детали парой стежков. Больше не нужно. Соединение должно быть слегка подвижным, чтобы потом можно было сдвинуть элементы и исправить возможную асимметрию.

Поочередно соединяем по кругу все 4 детали.

4. А теперь начинается самая неудобная часть всей работы. Набираемся терпения и приступаем — результат того стоит.

Для начала берем красную бусину 4 мм и 2 отрезка сутажа (красный и бежевый) по 7 см. Повторяем для них пункт 1.

Далее прикладываем получившуюся деталь между двух элементов серединки, и пришиваем ее в несколько стежков, каждый раз выводя иглу на лицевой стороне строго между слоями сутажа.

Заводим свободные концы сутажа за красную бусину и, согнув их от центра, сшиваем в месте сгиба. Не забываем проверять соединение, чтобы не расходилось. Отгибаем 3 слоя сутажа и вшиваем золотистый бисер, формируя парой стежков ровный завиток.

Закрепляем завиток, проходя иглой между слоев сутажа. Бокорезами отрезаем наискосок лишние концы сутажа близко к шву. Использую именно этот инструмент, так как он позволяет максимально срезать все ненужное, а срез получается намного ровнее, чем ножницами.

Аккуратно, чтобы не задеть ничего лишнего, подплавляем зажигалкой срез и еще горячий слегка прижимаем его пальцем.

Повторяем с другой стороны. Концы сутажа от красной бусины обрезаем и подплавляем, как показано на фото. Сутаж должен перекрыть середину.

Поочередно повторяем по кругу. На изнанке лишние концы сутажа обрезаем, как показано на фото ниже, вплотную друг к другу. Лишнего свободного пространства оставаться не должно. И получаем уже хороший такой намек на достойный результат.

Теперь можно немного выдохнуть и сходить поставить чайник 🙂

5. С изнанки закрепляем нить и выводим иглу, как показано на фото. Берем 3 отрезка сутажа (коричневый, красный, бежевый) и, отступив от края 1,5-2 см, начинаем вшивать коричневый бисер. Иглу при этом удобнее выводить с изнанки.

Должно поместиться 5 бусин, в центре оставляем расстояние для жемчужинки. Выходим на изнанку, закрепляем бисерный ряд.

Мы вернулись к началу ряда. Обратите внимание, бисеринку, которую мы вшивали первой, почти не видно, но она важна — помогает расположить продолжение линии без «провалов». Концы сутажа закрепляем по центру между элементов нашей серединки. Повторяем симметрично с другой стороны. В середину вшиваем жемчужинку.

Соединяем свободные концы сутажа. Отгибаем на изнанку и формируем завитки. Повторюсь еще раз, каждый завиток фиксируем парой стежков, чтобы в готовой работе слои сутажа не разъезжались вперед-назад.

На изнанке лишнее обрезаем, подплавляем и укладываем, как показано на 4 фото ниже. Длинные концы заводим к центру. Объясню, для чего мы делаем именно так. Вышивка многослойная, сейчас это уже третий слой, будет еще один. Нам нужно заполнить все пустоты в центре, чтобы изнанка готового украшения не проваливалась.

Повторив все эти действия по кругу, получаем следующую картину. Стараемся соблюдать симметрию относительно центра. Вид с лица и с изнанки.

Замечаем, что изнанка уже на этом этапе получается ровная, без бугров. Хвалим себя, осталось совсем немного. И, наконец, вспоминаем про чайник, поставленный в предыдущем пункте!

Ставим его заново, ждем не отходя далеко. Отдыхаем и готовим свои пальчики к финальному рывку 🙂

6. Отдохнули? Отлично! Основные моменты уже описаны, поэтому несколько следующих действий без комментариев — по фото. Единственное замечание, сутаж снова отрезаем с запасом — на коричневую бусину (4мм) и внешний край отрезки по 7 см.

Делаем так в трех углах. Обращаем внимание на формирование изнанки.

Четвертый угол оформляем с небольшим изменением. Берем 3 отрезка сутажа по 6 см, от угла начинаем вшивать бисер. Вшиваем 3 бисерины. Четвертую — центральную — пришиваем без сутажа, проходя через соседние бусины. Выводим иглу в пятую бусину. Берем еще 3 отрезка по 6 см. Оставляем одинаковые свободные концы и продолжаем вшивать бисер.

Закрепляем боковые концы сутажа, ровняем с изнанки бисерный ряд. Выходим в центр и формируем завитки.

Все! Сутажная часть работы закончена, мы молодцы 🙂

7. Теперь нам нужно сплести подвеску и крепление шнура к кулону.

Берем мононить 0,15. Отрезок около 1м складываем вдвое, концы вставляем в иглу, на другом конце остается петля.

Набираем на нить поочередно 4 бирюзовых бусины 6 мм и 4 бисерины 11/0. И проходим иглой еще раз в том же направлении, начиная с первой набранной бусины.

Подтягиваем нить. Тянем потихоньку, чтобы не пропустить петельку, которая осталась на длинном конце нити. Продеваем иглу в петельку, аккуратно стягиваем весь ряд.

Обучающий урок по сутажной вышивке 1

Набираем 3 коричневых бисерины 15/0, 1 — 11/0, и снова 3 — 15/0. Проходим иглой через бусину с противоположной от нити стороны. Получается арка. Вокруг каждой бусины нам нужно сделать по 2 таких арки. Проходим поочередно весь ряд, переходя к следующей бусине через бирюзовый бисер. Выводим иглу в центральную бисерину верхней арки.

Набираем красную бусину 4 мм и проходим через центральную бисерину следующей верхней арки. Таким образом нам нужно подтянуть к центру все 4 арки.

Выходим иглой из коричневой бисерины. Набираем 2 — 15/0, 1 — 11/0, 2 — 15/0. Проходим в следующую в ряду коричневую бисерину. Делаем арки вокруг каждой красной бусины.

Выходим в центр арки. Собираем все 4 арки через золотой бисер. Проходим еще раз по кругу, стягиваем.

Проходим иглой по рисунку через бисер и бусины, выводим иглу в центральную бисерину нижней арки. Собираем все 4 арки через золотой бисер. Проходим по кругу на второй раз, стягиваем. Закрепляем нить — проходим через бусины и бисер по рисунку, «запутывая» ее. Обрезаем.

Берем простую швейную нить коричневого цвета (или любого другого, подходящего к бисеру или бусинам). Я беру в 4 сложения, чтобы наверняка. Закрепляем на изнанке кулона, выводим между завитков (см фото). Подбираем бусины и бисер, делаем подвеску желаемой длины. Возвращаемся иглой в сутаж, закрепляем нить.

По тому же принципу делаем круглое крепление для шнура. Только в первый ряд набираем поочередно с бисером 5 красных бусин 4 мм. Арки собираем с обеих сторон через бирюзовые бусины 2 мм. Крепим к кулону, проходя через бисер.

В центр пришиваем красную бусину 4 мм и делаем «перемычки» из бисера 15/0. В уголках между завитков добавляем золотой бисер. Наш кулон почти готов!

8. Теперь самая ответственная часть работы — делаем изнанку.

Обводим наш кулон на бумаге. Все завитки обводить не нужно, их пропускаем, потом дорисовываем дуги от руки. Проводим внутренний контур, отступая на 1,5-2 мм от основного. Помечаем лицо, чтобы не перепутать. Примерный результат на фото.

Вырезаем. Примеряем выкройку. Если нужно подрезаем. Из-под выкройки должен выступать один слой сутажа, не более. Если отрезали чуть лишнего, помечаем где нужно прибавить контур, потом учтем это при обводке на коже. Если получилось много неточностей, лучше переделать выкройку.

Подогнанную выкройку обводим на коже. Вырезаем. Примеряем. Снова, если нужно, обрезаем лишнее.

По тому-же шаблону вырезаем еще один — из картона, на 2 мм меньше основного. Густо (но без фанатизма!) наносим клей на картон с одной стороны, прикладываем к коже. С лицевой стороны кожи прокатываем зубочисткой, как скалкой, чтобы вытеснить излишки клея и выровнять кожу. Сильно не давим, чтобы не растянуть кожу.

Заготовка для оформления изнанки готова. Наносим клей на картон, стараемся не заходить на кожу. Прикладываем к кулону, совмещая контуры, фиксируем. Далее край кожи крепим к кулону любым привычным и удобным способом.

Я кожу приклеиваю. Отгибаю ее участками примерно по 1,5-2 см, наношу небольшое количество клея зубочисткой. Слегка прижимаю кожу, немного подворачивая самый ее край внутрь. В силу специфики сутажных украшений, и конкретно в случае жесткого сутажа, лично мне такой вариант кажется более удобным и аккуратным.

Главное и, по сути, единственное требование — изнанка должна быть аккуратной! Так как сутажные украшения в принципе не могут быть плоскими, то по возможности она должна быть ровная и без бугров. Один из способов формирования такой изнанки мы сегодня рассмотрели.

Теперь вдеваем шнур (у меня кожаный) или цепочку нужной длины, ставим застежку. Наш кулон готов! Фотографируем. Любуемся 🙂

Надеюсь этот мастер-класс был для вас понятен, а выполнение всего объема работы позволит вам «прокачать» ваши знания-умения-навыки.