Создаем композицию «Волшебные светящиеся грибы». Часть 1

Создаем композицию «Волшебные светящиеся грибы». Часть 1

Вдохновившись красотой осени, тоже решили выложить мастер-класс по осенней тематике. Мы, правда, не рассчитали время для его создания, но лучше поздно, чем никогда 🙂

Представляем вашему вниманию мастер-класс по созданию композиции с волшебными грибами! Вроде бы обычные поганки, но стоит опуститься осенним сумеркам, и они начинают призывно светиться в темноте. Это доброе волшебство, которое призвано дарить теплоту и улыбку. Но главное — не пытаться их съесть 🙂

Что нам понадобится для создания.

Основные материалы и инструменты:

  • холодный фарфор;
  • масляные краски;
  • проволока флористическая;
  • стеки для лепки;
  • деревянное яйцо для придания формы шляпкам;
  • натуральный мох и кора.

Электронные компоненты и инструменты для свечения:

  • батарейный отсек для 4 батареек;
  • светодиоды;
  • провода мелкого сечения;
  • резисторы;
  • выключатель;
  • паяльник;
  • вспомогательные инструменты (изолента, кусачки, пинцет, плоскогубцы и т. п.).
  • клей (ПВА, эпоксидный);
  • клеевой пистолет;
  • дрель или шуруповерт;
  • пищевая пленка;
  • ножницы;
  • нитки;
  • крем.

Приступим. Для начала нужно запастись вдохновением и определиться, какие именно грибы хочется создать. Меня почему-то потянуло на поганки 🙂 Мне нравится их утонченность, полупрозрачность и возможность создать массовость.

Примерный вид выбрали, начинаем лепить.

В первую очередь можно подготовить шляпки, так как ножки будут непростые — в них нужно будет монтировать «электронику». А со шляпками все понятно 🙂 Берем небольшой кусочек холодного фарфора и замешиваем в него подходящую по цвету масляную краску. В моем случае это жженая умбра. Надо не забывать, что после высыхания оттенок будет темнее. Поэтому лучше замешать немного меньше, чем хочется — в любом случае, потом сверху еще будем тонировать, и можно будет добиться нужного оттенка.

Формируем пальцами достаточно тонкий блин и придаем ему выпуклую форму при помощи деревянного яйца.Думаю, можно найти и какую-то другую подходящую форму — я сперва походила по квартире в поисках и пришла к выводу, что для меня яйцо самое подходяще. Придали пласту выпуклую форму, еще немного утончили и можно аккуратно снимать с яйца.

Теперь берем стек с двумя кругляшками на концах. С помощью него можно продавить выпуклую серединку гриба, характерную для поганок.

Далее берем стек, подходящий для создания пластин на внутренней части шляпки. По всему периметру проходимся им, создавая неравномерные натуралистичные пластины. Они могут быть немного видны и с внешней стороны — такое можно часто наблюдать у поганок. И когда результат нас устраивает, откладываем шляпку сохнуть.

Обработка фотографии 10 Прямая трансляция Сказочный ART

Теперь ее надо «оживить» — немного тонировать масляной краской. Я использовала два цвета — натуральная умбра для затемнения серединки и краев, и лимонный желтый для придания легкого оттенка средней части. Краску наносила ватными тампонами, размывая края нанесения.

На этой картинке видно отличие первоначальной шляпки от «оживленной».

Некоторым грибам можно намеренно сделать изъян, в природе нет ничего идеального.

Набор шляпок готов, приступаем к ножкам. В них будет спрятана вся электроника, поэтому для начала вводная о том, как создать волшебство 🙂

Рассмотрим поподробнее составляющие. Для меня, например, эта часть работы самая сложная, потому что я ничего в этом не понимаю. Поэтому есть два варианта — либо в этом как следует разобраться, либо попросить человека умеющего. Если удалось попросить — пропускаем следующие несколько абзацев. Если второго варианта не получилось — тогда читаем дальше 🙂

Светодиоды. На что обратить внимание при выборе.

1. Во-первых, это цвет и температура света. Можно выбрать зеленый или синий для интересного эффекта. А если выбор пал на просто белый, то для него характерны 3 основные градации по температурной шкале Кельвина:

  • от 2700 до 3500 К – тепло-белая;
  • от 3500 до 5000 К – нейтрально-белая или естественная;
  • от 5000 до 7000 К – холодно-белая или белая дневного света.

В нашем случае используется холодный свет, но он будет проходить сквозь шляпку и в любом случае «потеплеет».

2. Во-вторых, сила света, которая измеряется в Канделах (Кд). У светодиодов градация бывает примерно 2000-10 000. Соответственно чем больше, тем он ярче. У нас 10 000 Кд.

3. Дальше вольтаж. Его необходимо знать, чтобы правильно подобрать источник питания и сопротивление, чтобы светодиод не перегорел. У нас от 2,8 до 3,2 В.

4. Ну, и напоследок размер. В нашем случае 3 мм — маленькие, чтобы поместились под шляпку. А бывают 4, 5, 10 мм.

У ножек светодиода разная длина — это нужно, чтобы сразу понять, где у него анод и катод. Более длинная ножка и маленькая «железка» внутри светодиода (на случай, если вы уже откусили ножки) это анод, более короткая ножка и большая «железка» — катод.

Батарейный отсек. Тут все просто — бывают открытые, бывают закрытые с выключателем. Можно взять на 2,3,4 и т. д. батареек (зависит от того, какое рабочее напряжение у светодиодов). У нас открытый на 4 батарейки.

Выключатель. Можно выбрать на свой вкус. Бывают разные: тумблеры, кнопочные, движковые. У нас движковый.

Резисторы (сопротивление). Тут надо немножко посчитать.

Резистор уменьшает значение тока, что идет от блока питания (светодиод почти не имеет сопротивления, поэтому, если не будет резистора, сила тока будет слишком большая).

R = (Vs — VL) / I

R обозначает сопротивление резистора, Vs значение напряжения источника питания (6 В в нашем случае с 4 батарейками) и VL – значение напряжение питания светодиода. Наконец, I ток питания светодиода.

Наш светодиод работает от 2,8 до 3,2 В (смотрим в технической документации Forward Voltage) и потребляет 20 мА.

Таким образом, Vs=6, VL=3 (берем среднее) и I=0.02

  • R = (6 — 3)/0.02;
  • R = 3/0.02;
  • R = 150.

Поэтому нужен резистор величины 150 Ом. При покупке не забывайте посмотреть на размер резистора: сопротивление может быть одинаковое, а размеры разные. Самые маленькие — металлопленочные.

Провода . Для такой миниатюрной работы берем тонкие — кабель акустический 2х0.25 мм2.

Все собрано! Достаем еще паяльник с припоем и приступаем.

Сначала подготовим все для работы: откусим лишнюю длину ножек светодиода, оголим провода, выберем подходящую поверхность для работы, разогреем паяльник. Начинаем собирать. Сначала нужно примотать к красному проводу резистор и спаять место соединения.

Дальше припаиваем эту конструкцию к аноду светодиода. Не путайте анод и катод (хотя ничего страшного не произойдет — просто он не будет работать). А к катоду светодиода припаиваем черный провод. Нехитрая схема готова 🙂 Осталось ее заизолировать.

Дальше берем проволоку и ниткой приматываем ее к проводам. Основа нашей будущей ножки готова.

Снова берем окрашенный холодный фарфор, раскатываем из него колбаску и расплющиваем ее в ленту. Провода с проволокой и всем остальным щедро обмазываем клеем ПВА.

И облепляем все холодным фарфором.

Дальше нужно сделать ножку гладкой и красивой. Попеременно то раскатывая ее ладонью по столу, то заглаживая трещинки пальцами (в том числе с помощью крема) добиваемся результата и оставляем ножку сохнуть. Обратите внимание, что светодиод холодным фарфором не закрыт. Нам не нужно его излишне затемнять.

Дальше нам нужно соединить шляпку с ножкой. Сделаем это с помощью клеевого пистолета по двум причинам. Во-первых, это быстрый и достаточно надежный в нашем случае способ крепления. А во-вторых, застывший клей будет играть роль рассеивателя для света от светодиода. Поэтому клея надо не жалеть и распределить его достаточно широко — тогда и свет распространится по большей части шляпки.

Клей окончательно схватился — теперь задекорируем место крепления. Для этого снова берем окрашенный холодный фарфор, раскатываем колбаску, расплющиваем, закрываем им весь термоклей и при помощи инструментов, клея и крема (с ним не переборщить, а то будут проблемы с высыханием) стараемся максимально сгладить застывший и свежий холодный фарфор, а также прорисовать пластины.

Оставляем на окончательную сушку, а после застывания придаем ножке естественный изгиб. Кстати, не забывайте проверять светится ли гриб на каждом этапе лепки и сборки. А то если вы соберете готовую композицию, а один гриб не будет гореть, будет обидно.

Ножку тоже можно тонировать теми же двумя цветами для придания им большей живости. Нижнюю часть сделаем более темную, а ближе к шляпке — желтоватую.

5 Детей, Арестованных за Использование Спиннера

Вот наши грибы, готовые к монтированию в основу.

Создаем композицию «Волшебные светящиеся грибы». Часть 2

Подготавливаем основу из коры. Я взяла два отдельных кусочка и при помощи эпоксидного клея склеила их. Это дополнительно придало заготовке выгнутую форму, что позволит спрятать внутри все провода и батарейный блок с выключателем.

Мастер-класс по созданию ночника «Звездный Олень»

Дальше берем дрель (или шуруповерт как в моем случае) и с максимальной аккуратностью просверливаем отверстие под каждый гриб. Кора очень хрупкая, поэтому надо минимизировать вибрацию и нагрузку на нее. Вот получился почти пень с глазами 🙂

Все отверстия просверлены.

Теперь каждый гриб аккуратно вставляем в отверстие и закрепляем термоклеем. Вот так все будет выглядеть сзади.

ПРЕДМЕТЫ ИЗ МАЙНКРАФТ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ!

Теперь собираем воедино электронные компоненты. Схема простая — светодиоды, выключатель, батарейки. Все спаиваем и изолируем.

Еще нам надо приделать то, за что будет подвешиваться вся композиция. Берем проволоку и загибаем ее на концах. При помощи термоклея прикрепляем ее изнутри к коре. Это крепление не очень прочное, но сейчас оно нужно просто, чтобы закрепить проволоку на нужном месте — после доработки задней стороны все будет надежно.

Вот так нелицеприятно сейчас выглядит наша изнанка.

Давайте это исправим и придадим всей конструкции дополнительной крепости. Сделаем это при помощи папье-маше. Что нам нужно: пара упаковок от яиц, клей ПВА, блендер для измельчения и тара для всего этого.

Рвем упаковки на мелкие кусочки.

Заливаем их водой и даем хорошо впитаться.

Дальше хорошо выжимаем и добавляем ПВА до вязкой консистенции. Получился вот такой материал для лепки 🙂

Аккуратно закрываем получившимся папье-маше всю заднюю стенку, тщательно вминая его во все пустоты и как следует промазывая края. Сейчас кажется, что это сильно утяжелило конструкцию, но когда папье-маше высохнет, она станет гораздо легче и очень крепкой. Проволоку-вешалку промазываем клеем и обматываем тейп-лентой. Вот — все получилось аккуратно и надежно. А после высыхания можно покрасить в тон коре.

А сбоку будет потайной выключатель.

Финальные штрих: с лицевой стороны добавляем немного мха, приклеив его на клей ПВА.

Композиция готова! Можно любоваться 🙂

Спасибо за внимание! Надеюсь, мастер-класс подарит вам вдохновение и сподвигнет на поход в лес за грибами и красотой 🙂

Программа кружка «Волшебные ручки» для детей младшего возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
5_programma_kruzhka_lysova_n.v.docx 90.02 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план занятий кружка ………………….

Содержание занятий кружка …………………………………………

  1. Пояснительная записка

Творчество — это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности,
это своеобразный магнит,

человека к человеку .
В.А. Сухомлинский

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто — «хлебосол».

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, который развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Хотя поделки из теста — древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том, что занятия лепкой — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Данная программа рассчитана на детей второй младшей группы

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.

Форма организации занятий: подгрупповая совместная деятельность.

Длительность занятий: 15 минут.

Цель программы – создание дополнительных условий для развития мелкой моторики руки детей раннего возраста посредством лепки из соленого теста.

  • познакомить детей с пластичным материалом – соленым тестом;
  • закреплять полученные на занятиях навыки работы с пластичными материалами на занятиях кружка;
  • развивать мелкую моторики рук;
  • формировать интерес к работе с пластичными материалами.

2. Календарно-тематический план занятий кружка

Загадочное великолепие светящихся грибов

Светящиеся грибы – достаточно распространенное природное явление. На сегодняшний день известно около 70 видов грибов, испускающих лучистый свет в темноте. Они встречаются в Бразилии и Белизе, Пуэрто-Рико и Ямайке. Фото данных грибов пользуются огромной популярностью и напоминают сказочный пейзаж, потрясающий своим великолепием.

Подготовительный курс «Основы CG. ConceptArt Basic » | Фидбек 1

Происхождение природы биолюминесценции грибов до сих пор не установлено. Первые упоминания данного явления встречаются в трудах Плиния и Аристотеля. Попробуем и мы разобраться в этом интригующем феномене. Но для начала рассмотрим наиболее часто встречающиеся разновидности грибов, способных к светоизлучению.

Немыслимое разнообразие биолюминесцентных грибов

Светящиеся грибы отчетливо видны лишь в темноте. При дневном свете их достаточно сложно заметить. Тщательные поиски и исследования ученых с каждым годом открывают все новые и новые разновидности биолюминесцентных грибов. К наиболее известным из них следует отнести.

  1. Mycena luxaeterna (Вечный свет). Ареалом распространения данного гриба являются Приатлантические леса. Он характеризуется небольшими размерами и желеобразной ножкой.
  2. Mycena silvaelucens. Встречается на территории Малайзии, в частности широко распространен на острове Борнео. Диаметр шляпки данного гриба около 2 см.
  3. Mycena luxarboricola (Свет на дереве). Их первые образцы были привезены из Бразилии. Наиболее часто данные грибы встречаются в Парне. Диаметр шляпки – полсантиметра.
  4. Poromycena manipularis. Гриб, который распространяет достаточно яркое свечение в темноте. Увидеть его можно, находясь на расстоянии более 30 метров от него.

Проделки химии или во всем виновата наука

Ориентируясь на научную составляющую и пытаясь оградить себя от чудес, можно объяснить эффект свечения грибов, столь загадочных на фото, банальной химической реакцией. Она предполагает участие в процессе всего двух составляющих: пигмента люциферина и кислорода.

Окисление биологического пигмента как раз и вызывает биолюминесценцию гриба, проявление зеленоватого света в темноте у данных эукариотов.

Но это далеко не единственная версия свечения. Не стоит отбрасывать и вариант зависимости окраса грибов от природных условий и ареала их распространения.

Защитная реакция или желание выжить

Согласно авторитетным мнениям некоторых ученых, светящиеся грибы обязаны своей окраской тем природным условиям, в которых они произрастают. Существует две основные и в тоже время кардинально противоположные версии, объясняющие люминесценцию.

Размножение. Свечение грибов стало основным средством для привлечения к ним животных. Попадая на шерсть ночного гостя, споры грибов разносятся по всему лесу. Именно так и происходит их размножение.

Отпугивание. Столь привлекательные на фото, грибы, излучающие свет в темноте, предупреждают животных об опасности, явственно говорят о ядовитости гриба. Это заставляет представителей фауны держаться от них подальше.

Рукотворное чудо

Заинтересовавшись феноменом светящихся грибов и планируя сделать несколько замечательных фото, Мартин Пфистер, популярный фотограф современности, подошел к решению данного вопроса нестандартно. Он самостоятельно сотворил иллюзию свечения.

Для этого позади обычных грибов размещались светодиодные лампы. Благодаря им мир и увидел уникальные фото, не имеющие аналогов.

Методическая разработка работы кружка «Волшебные узоры»

Разделы: МХК и ИЗО

Пояснительная записка

1. Обоснование программы

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы.

Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. Программа построена с учётом эмоциональной отзывчивости школьников, любознательности и способности овладевать определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками.

Нравственное развитие детей — одно из самых важных задач воспитания вообще, т.к. понятие “нравственность” неразрывно связанно с понятием “духовность”. Идеальным средством для развития духовности является искусство. А наиболее полно познать искусство возможно только в процессе личной творческой деятельности. Отсюда главный принцип Программы: развитие чувства прекрасного через процесс активного наблюдения и сотворчества, переживания различных сторон окружающего мира на основе собственной деятельности.

Настоящее время – время качественных перемен в обществе. Сегодня в условиях социальной нестабильности, когда потребительское отношение к жизни, разрушение окружающей среды намного опережают созидательный процесс, особенно актуальными становятся новые концепции и программы, направленные на гуманизацию образования.

В первую очередь необходимо развивать у ребёнка универсальную человеческую способность к постижению прекрасного как основы гармонии жизни. Наилучшим средством для такого развития является искусство. Однако здесь важно учитывать, что ребёнок не просто созерцатель, а творческая личность. Ведь восхищение красотой ещё не означает её создание. В этой ситуации в эстетическом образовании необходим процесс, направленный на постепенный переход от изобразительной деятельности к созидательной. Эти идеи отражает программа “Волшебные узоры”

2. Цели и задачи

Цели:

1. Развитие личностного творческого потенциала школьника и формирование его духовности и эстетической культуры.
2. Создание условий, способствующих развитию личностного творческого потенциала.
3. Интерес к искусству и эмоциональная отзывчивость на всё прекрасное снимут негативную психологическую перегрузку, получаемую в школе и повседневной жизни.

Задачи:

1. Осуществление художественного познания мира школьниками через собственную деятельность.
2. Освоение эстетической ценности явлений и предметов окружающего мира, с так же духовной значимости человека.
3. Оптимизация образного мышления. Формирование основ художественных знаний.
4. Отбор среди форм, методов и приёмов тех, что способствует развитию творчества, оптимизации образного мышления.
5. Предоставление возможности совершенствовать способности под руководством и в совместной деятельности с художниками.
6. Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и развитие художественного вкуса и потребности в общении с искусством.

3. Стратегия работы

Цели:

  • Развитие творческих способностей ребёнка как основание духовности и личного творческого потенциала.
  • Развитие художественных навыков и умений.
  • Развитие интереса и желание к самостоятельному творчеству.

Задачи:

  • Формирование творческих способностей.
  • Воспитание эстетической потребности.
  • Формирование художественных навыков.
  • Формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновение на основе принципа ассоциативности.
  • Формирование системы обьёмно-пространственного мышления.

4. Содержание, методы и формы работы

Содержание определяется созданием максимально успешных возможностей и условий для творческого и духовного развития ребёнка. Методы и формы, прежде всего, должны способствовать сохранению атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков.
Используются: выставки, экскурсии (в т.ч. и выездные), экскурсии с элементами практических занятий, просмотр фильмов и СD, встречи-беседы с народными умельцами, различные практические занятия. Коллективная работа над единым замыслом.

5. Ожидаемые результаты

  • Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
  • Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
  • Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой.
  • Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться художественным материалом.

6. Основные направления программы

В процессе изучения курса “Волшебные узоры” систематизируются и расширяются представления детей о декоративно-прикладном искусстве (ДПИ).

В программе последовательно выстроены занятия ДПИ в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся:

  • Разъясняет множество композиционных правил, приёмов, законов-основ ДПИ.
  • Объясняет, как на практике пользоваться большим ассортиментом материалов: бумагой, тканью, стеклом, проволокой, кожей, берестой, красками, деревом, глиной, гипсом и пр.

Программа декоративно-прикладная и включает в себя два этапа:

  1. Введение в прикладное искусство.
  2. Изучение основ композиции на примерах некоторых видов прикладного искусства.

Нитью через всю программу проходит тема “Волшебные узоры”. Узоры – это элемент, часть ДПИ. Любое изделие ДПИ – это плод труда одного или нескольких детей. Занятие этим видом искусства даёт детям конкретное представление о сложности многогранного труда художника, знакомит их с процессом создания поделок ДПИ, развивает пространственное мышление, понимание декоративности, умение компоновать на плоскости (бумаге) и объёме (предмете).

7. Условия

Для того, чтобы занятия дали нужный результат, важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с показом, рисование с беседой. Помогать детям организовать рабочие места. Чётко ставить цели и задачи перед учениками. Нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно. Проводить сравнительный анализ работ профессионального и народного искусства.

Привет сосед приснился в страшном сне! Дети следят за Hello neighbor !

Дети знакомятся с видами узоров, узнают законы равновесия. Педагог помогает выполнить практические работы. Для облегчения отработки приёмов предлагаются шаблоны. После отработки приёмов росписи на шаблонах расписываются фигурки, предметы.

Проведение выставок. Работа с различными материалами.

8. Программа деятельности.

Программа предусматривает несколько основных видов деятельности:

  • беседы об узорах,
  • показ приёмов рисования,
  • выполнение практических работ, направленных на более прочное усвоение материала,
  • знакомство с основными узорами и орнаментами,
  • первые уроки дизайна,
  • изучение народных промыслов.

Тематическое содержание

1. Простые узоры и орнаменты

1. Линии в орнаменте

Организация: показ иллюстраций национальных костюмов (русский, украинский), проводится анализ орнамента; вспоминают предметы, которые бывают украшены орнаментом.
Задание: учащиеся рисуют украинский костюм и украшают его орнаментом.
Материал: лист А4, краски, кисточки-3, салфетка, иллюстрации шаблоны.

2. Геометрический орнамент

Организация: показ изделий народного промысла; обсуждение орнаментов, объяснить символику – дать характеристику.
Задание: учащиеся рисуют свой придуманный орнамент, объясняют его.
Материал: лист А4, краски, кисточки, карандаши, салфетка, иллюстрации, изделия ДПИ.

3. Растительный орнамент

Организация: показ изделий ДПИ, рассказ о символике и значении растительных мотивов в народных промыслах,
Задание: учащиеся выделяют составные элементы орнамента и рисуют их, составляют свой орнамент.
Материал: лист А4, краски, кисточки, изделия ДПИ, иллюстрации, шаблоны.

4. Построение орнамента в полосе

Организация: строят композиционную схему орнамента, даётся объяснение построения орнамента, повторяющихся элементов (приводится пример).
Задание: учащиеся выполняют схему построения и предложенный элемент, составляют свой.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, изделия с вышивкой.

5. Квадрат, варианты расположения узоров

Организация: определяется по схеме соответствие узора верхнему и нижнему квадрату, придумывают совместную схему.
Задание: учащиеся зарисовывают схемы, рисуют свою.
Материал: лист А4, краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

6. Круг, варианты расположения узоров

КАК ВЫРАСТИТЬ ГРИБЫ У СЕБЯ ПОД ДОМОМ! ЭКСПЕРИМЕНТ.

Организация: занятие проводится аналогично пятому. Показываются примеры часто декорируемых изделий, имеющих круглую форму: блюда, щит, коврик, скатерть и т.д.
Задание: учащиеся зарисовывают схемы, рисуют свою.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

7. Круг, сложение узоров

Организация: рисуется первый ряд для примера, второй ряд – рисуется узор, который получится в результате сложения, третий ряд – раскладывается узор на составляющие.
Задание: учащиеся зарисовывают схемы, рисуют свою (на круглой форме листа).
Материал: лист А4, лист А4 (круглой формы), краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

Организация: рассматривают представленные образцы головных уборов, дается характеристика и сравнение девичьих и женских головных уборов, объясняется принадлежность к сословию.
Задание: учащиеся выполняют аппликацию на шаблоне.
Материал: лист А4, клей, ножницы, цветная бумага.

Организация: вспоминают изученные узоры, орнаменты. Составляют эскизы к будущим шкатулкам. Объясняется предназначение шкатулки в быту.
Задание: учащиеся придумывают и рисуют эскизы к своим шкатулкам.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

Организация: рассматриваются иллюстрации, изделия, находят на них геометрические орнаменты, вспоминают, почему называется “геометрический орнамент”.
Задание: учащиеся составляют свои эскизы кружек, разукрашивают шаблоны.
Материал: лист А4, краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

11. Закладки для книг

Организация: показывается пример закладок, объясняется последовательность работы. Учатся строить равновесную композицию.
Задание: учащиеся делают закладки в виде аппликаций.
Материал: лист А4, клей, ножницы, цветная бумага.

12. Самостоятельная работа

а) Декоративное панно

Организация: рассматриваются 2–3 варианта декоративного панно. Составляется собственный эскиз, выбирается техника выполнения.
Задание: учащиеся делают несколько эскизов и выполняют панно в технике (аппликация, рисование).
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны, клей, ножницы, цветная бумага.

б) Роспись шкатулки

Организация: берутся ранее выполненные эскизы, объясняется последовательность выполнения работы.
Задание: учащиеся переводят свои эскизы орнамента или узора на шкатулку, выполняют роспись в определённой последовательности.
Материал: деревянная шкатулка, эскизы, краски, кисточки, салфетка.

2. Первые уроки дизайна

1. Знакомство с дизайном

Организация: преподаватель знакомит с дизайном, его канонами, объясняет и показывает простые композиции из геометрических элементов. Знакомит с законами симметрии и асимметрии, учит подбирать цвета, не нарушая гармонию.
Задание: учащиеся выполняют два эскиза симметрию и асимметрию на фоне разного цвета, придумывают свою композицию.
Материал: лист А4, краски, кисточки, салфетка, демонстрационный материал, шаблоны.

2. Освоение простых композиций

Организация: вспоминают предыдущий урок, выбрать эскиз для будущей работы.
Задание: учащиеся выполняют аппликацию по своим эскизам, украшают 2–3 шаблона разной величины, формы и цвета.
Материал: салфетка, эскизы, шаблоны, клей, ножницы, цветная бумага, картон.

3. Освоение абстрактных композиций

Организация: рассматривают несколько вариантов узоров сделанных из сочетания прямых наклонных и кривых линий. Показать, как линии приобретают причудливые формы.
Задание: учащиеся выполняют аппликацию на бутылочке разной формы, из цветной бумаги используя свои эскизы.
Материал: салфетка, эскизы, шаблоны, клей, ножницы, цветная бумага, бутылочки.

4. Сложные абстрактные композиции

Организация: знакомятся со сложными абстрактными и тематическими композициями, сравнивают с простыми.
Задание: учащиеся выбирают тему и выполняют эскизы для будущего панно круглой формы.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

5. Украшение круга

Организация: вспоминают предыдущее занятие, обговаривают последовательность выполнения, выбирают эскиз.
Задание: учащиеся переводят эскиз на круг и, выбрав технику, выполняют работу.
Материал: краски, кисточки, круг (дерево, картон, т.д.) цветная бумага, эскиз, клей, салфетка.

6. Создание подвесок

Организация: рассматривают подвески разной формы и величины выполненные в разной технике. Предложить учащиеся сделать несколько видов подвесок для домашнего интерьера.
Задание: учащиеся выбирают технику исполнения и форму подвесок, вырезают по разным шаблонам 5–9 заготовок из картона и выполняют работу с учётом равновесия (модуль).
Материал: цветной картон, шаблоны, ножницы, клей, цветная бумага, краски, кисточки, салфетка, нитки, палочки для подвешивания, демонстрационный материал.

7. Создание абстрактного панно

Организация: учащиеся делятся на группы, выбирают форму и цвет будущего панно, делают общий эскиз, выбирают технику.
Задание: учащиеся по общему эскизу делают большое панно, опираясь на знания полученные ранее.
Материал: цветной картон, шаблоны, ножницы, клей, цветная бумага, краски, кисточки, салфетка.

8. Самостоятельная работа

Организация: учащиеся вспоминают все, что делали на занятиях, выбирают самостоятельно тему, технику, делают эскизы, согласовывают с педагогом.
Задание: учащиеся выполняют работу согласно своему эскизу, пользуясь своими знаниями и опытом.
Материал: то, что понадобится для работы.

3. Узоры Северной Двины

1. Яркие краски севера.

Организация: учащиеся знакомятся с промыслом, смотрят образцы, узнают последовательность росписи.
Задание: учащиеся выполняют упражнения на заливку, в правильной последовательности, в завершении выполняют контур чёрной краской или фломастером.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер.

2. Весёлые супрядки.

Организация: знакомятся с бытовыми предметами пермогорских мастеров, рассматривают жанровые изображения, узнают их смысл.
Задание: учащиеся рисуют по образцу, расписывают орнаментальные полоски в правильной последовательности.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер.

3. Геометрические узоры.

Организация: вспоминают простой геометрический орнамент, его функции и символику, вспоминают, что составляет основу орнамента.
Задание: учащиеся рисуют по образцу на полосе.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер.

4. Праздничный выезд

Организация: преподаватель знакомит со смыслом и символикой данного сюжета.
Задание: учащиеся переводят картинку на досточку, и расписывают её пермогорской росписью, в правильной последовательности.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, досточки.

Организация: учащиеся знакомятся с традиционным видом росписи круга, рассматривают образцы, иллюстрации.
Задание: учащиеся рисуют по образцу в круге, используя опорные линии, учитывают последовательность росписи.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал.

6. Роспись хлебницы

Организация: учащиеся знакомятся с демонстрационным материалом, с помощью педагога выбирают форму хлебницы, орнамент, узнают о роли хлеба в жизни крестьян, о традициях и обрядах.
Задание: учащиеся переводят картинку на досточку, и расписывают её пермогорской росписью, в правильной последовательности.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, досточки разной формы.

7. По грибы, по ягоды

Организация: слушают рассказ о бересте, какое место занимала в жизни крестьян, что из неё делали и как украшали поверхность бересты, учащиеся знакомятся с художественными элементами пермогорской росписи – листочками, ягодами и цветами.
Задание: учащиеся копируют предложенные элементы пермогорской росписи, расписывают сюжет, используя опорные линии, самостоятельно работают над завершением панно.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, досточки разной формы.

8. Трехлистный листок

Организация: просмотр демонстрационных материалов, показ, как при точном соблюдении характера и образа росписи, варьируя размером и формой лепестков, меняя сердцевину цветка – получается огромное разнообразие.
Задание: учащиеся последовательно выполняют каждый этап рисования и цветовой заливки, обращая особое внимание на симметричность изображения. Используя опорные линии, завершают роспись набирухи.
Материал: лист А4, лист А4 с опорными линиями – набирухи, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер.

Организация: учащиеся знакомятся с пермогорской росписью тюльпановидного цветка. Симметричную композицию начинают с педагогом, заканчивают самостоятельно.
Задание: учащиеся копируют предложенные элементы пермогорской росписи, расписывают симметричную композицию большего и малого тюльпанов, используя опорные линии, самостоятельно работают над завершением панно.
Материал: лист А3, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал.

10. Растительный узор

Организация: слушают рассказ о чудо-дереве или “древе жизни” в славянской культуре. Показ примера, как узор мелких цветов, ягод и листьев вплетается в рамку, обрамляя фигуру людей и птиц.
Задание: начатую работу с педагогом работу над росписью “древа жизни” заканчивают работу самостоятельно, добавляя элементы растительного узора таким образом, чтобы получилась симметричная композиция.
Материал: лист А3, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал.

11. Цветочная гирлянда

Организация: показ примеров соединения в росписи гибких побегов, гирлянд, трёхлистных и тюльпановидных цветов, стебли-побеги сказочных растений. Побег при необходимости легко раздваивается как в нижней, так и в верхней части цветка и на нём встречаются красные кружки-ягоды. Ягода играет важную роль в развитии стебля, в композиционном построении узора. Этот простой приём позволяет легко останавливать рост гибкого побега, заполнять цветочным узором любую поверхность.
Задание: учащиеся делают эскиз росписи, переводят его на шкатулку, расписывают в технике заливки.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал, шкатулки.

12. Райские птицы

Организация: просмотр демонстрационного материала, Знакомство с традициями изображать птиц в русской культуре.
Задание: учащиеся расписывают гипсовые фигурки в стиле пермогорской росписи.
Материал: гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал, клеёнка, гипсовые фигурки разной формы.

Организация: занятия проводятся аналогично 12-му.
Задание: учащиеся расписывают фигурки в традиционном стиле.
Материал: гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал, клеёнка, гипсовые фигурки разной формы.

14. Торжественное чаепитие

Организация: учащиеся знакомятся с типичным изображением членов семьи, колористической гаммой, убранством комнаты.
Задание: учащиеся раскрашивают жанровую сцену, используя традиционную палитру мастера.
Материал: лист А3, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал.

15. Роспись туеса.

Организация: учащимся предлагается раскрасить представленную форму, ещё раз обращая внимание на изображение человека, животных, птиц, растительного узора и полос орнамента. Создавая композицию, учитывать гармоничность.
Задание: учащиеся подбирают ранее изученные элементы пермогорской росписи, расписывают композицию, пользуются колористической гаммой.
Материал: лист А3, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал, шаблон.

4. Мезенская роспись

1. Мезенские прописи

Организация: учащиеся знакомятся с промыслом, его историей, географией. Просмотр демонстрационного материала.
Задание: учащиеся воспроизводят представленные образцы, используя опорные линии.
Материал: лист А4 с опорными линиями, черная тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетку.

2. Узоры в прямой клетке

Организация: рассказ о геометрическом орнаменте (вспомнить предыдущее занятие), часто можно встретить у ткачих и вышивальщиц учащиеся знакомятся с промыслом, его историей, географией. Просмотр демонстрационного материала.
Задание: учащиеся воспроизводят представленные образцы, используя опорные линии.
Материал: лист А4 с опорными линиями, черная тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетку.

3. Простые элементы

Организация: знакомятся с простыми элементами, символикой элементов.
Задание: учащиеся копируют образцы. Особое внимание уделяется спиралевидным элементам – рисуют без отрыва руки.
Материал: лист А4 с опорными линиями, черная тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал.

4. Узоры в косой клетке

Организация: учащиеся учатся строить орнамент в косой клетке, обращается внимание на ритмическое чередование узора.
Задание: по намеченным линиям учащиеся копируют элементы узора до конца ленты.
Материал: лист А4 с опорными линиями, черная тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал.

5. Ленточный орнамент

Организация: обращается внимание учащиеся, что при явной простоте геометрического узора, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба, даёт широкий простор для построения разнообразных орнаментов.
Задание: учащиеся переводят эскизы орнамента на шкатулку и расписывают.
Материал: эскиз, черная тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал, деревянные шкатулки.

6. Роспись поставка

Организация: обращается внимание учащиеся на то, что орнамент отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяется формой вещи.
Задание: учащиеся выполняют роспись поставка вместе с педагогом, затем придумывают свою роспись, используют шаблоны.
Материал: лист А4 , черная тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал, шаблоны.

7. Уточки и лебеди

Организация: учащиеся знакомятся с изображением птиц в традиционной мезенской росписи.
Задание: учащиеся вместе с педагогом лепят (глина, пластилин) птичек.
Материал: глина или пластилин, стеки, салфетка, демонстрационный материал, пёрышки.

8. Цветы и деревья

Необычные грибы мира (ч 1)

Организация: учащиеся рассматривают представленные образцы, встречающиеся чаще на мезенских прялках. Тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели
Задание: учащиеся самостоятельно составляют из предложенных вариантов цветов и деревьев узор для круга, переводят на бересту, расписывают.
Материал: лист А4, черная тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал, береста.

Организация: учащиеся рассматривают представленные образцы формы утицы, особое внимание уделяют форме, размеру.
Задание: учащиеся лепят из глины утицу, учитывая все её особенности.
Материал: салфетка, демонстрационный материал, глина, клеёнка, стеки.

10. Роспись утицы

Организация: продолжение 9-го занятия.
Задание: учащиеся расписывают утицы в стиле мезенской росписи.
Материал: черная тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал, глиняные утицы.

11. Олени и кони

Организация: рассказ педагога о самых распространенных и любимых образах – кони, олени. Просмотр демонстрационного материала. Предлагается вылепить из глины.
Задание: учащиеся лепят фигуры животных строго в мезенском стиле, используя глину и проволоку.
Материал: салфетка, демонстрационный материал, глина, клеёнка, стеки.

12. Роспись коней и оленей

Организация: продолжение 11-го занятия.
Задание: учащиеся расписывают коней и оленей в стиле мезенской росписи.
Материал: черная тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал, глиняные кони и олени, проволока.

5. Сказочная Гжель

1. Точки и прямые линии

Организация: на занятии учащиеся получают общее представление о данном промысле.
Задание: учащиеся учатся на отдельном листе получать различные оттенки синего цвета, затем выполняют работу на специальном листе.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, демонстрационный материал

2. Праздничное блюдо

Организация: педагог рассказывает, чем отличается большое красивое блюдо от повседневной посуды, рассматривают узор и пытаются уловить закономерность расположения орнамента.
Задание: учащиеся сначала на отдельном листе пробуют нарисовать орнамент, затем берут приготовленное блюдо и расписывают орнаментом, освоенным с предыдущего занятия.
Материал: гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, блюдо, демонстрационный материал.

Организация: учащиеся знакомятся с демонстрационным материалом, узнают о принципах построения орнамента.
Задание: учащиеся выполняют роспись без нанесения предварительного рисунка, используя опорные линии.
Материал: лист А4 с опорными линиями, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, демонстрационный материал.

Организация: рассказ педагога о гармоничном сочетании посудной формы и скульптуры – прелесть гжельской художественной майолики (фигуры людей, животных и птиц).
Задание: учащиеся самостоятельно расписывают маслёнку, используя полученные навыки и приведённые примеры.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, шаблон, демонстрационный материал.

Создаём коллаж со световыми эффектами в Фотошоп #1

Организация: знакомство со значением данного мазка в росписи, его сходства с дождевой каплей.
Задание: учащиеся рисуют по образцам простейшие элементы росписи.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, демонстрационный материал.

6. Мазковая роспись. Цветочек

Организация: знакомство с синей розой – одним из главных мотивов гжельской керамики, просмотр демонстрационного материала, знакомство с техникой.
Задание: учащиеся наносят мазки в правильной последовательности.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, демонстрационный материал.

Открыли дверь в тайнике ТОКА БОКА ! СЕКРЕТЫ В ТОКА БОКА ! ОТКРЫВАЕМ СЕКРЕТЫ ТОКА БОКА ВОРЛД

Организация: знакомство с одной из любимых росписей – архитектурные сооружения (мосты, дворцы, избы, храмы).
Задание: учащиеся выполняют эскиз для своего панно, опираясь на знания полученные на предыдущих занятиях.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, большое панно, демонстрационный материал.

Организация: просмотр демонстрационного материала, обсуждение орнамента, придумать свою роспись для чайника.
Задание: учащиеся копируют примеры орнамента при росписи чашки, сахарницы, чайника, гжельскую розу наносят с использованием традиционной техники, изученной на предыдущем занятии.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, демонстрационный материал.

10. Последовательность росписи птицы

Организация: знакомство с одним из любимых мотивов гжельских мастеров, как переданы позы и повадки птиц.
Задание: учащиеся на листе бумаги воспроизводят в правильной последовательности гжельскую птицу.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру демонстрационный материал.

Организация: на занятии вспоминают все ранее полученные навыки и знания, педагог знакомит с Кумганом.
Задание: учащиеся обводят шаблон, расписывают его.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, шаблон.

12. Роспись блюда

Организация: продолжение 10-го занятия.
Задание: учащиеся создают эскиз для росписи блюда, после согласования с педагогом приступают к росписи.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, тарелка большого размера.

Список литературы

Для учащихся:

  1. Ю.Г. Дорожин Сказочная гжель, АДТ, Москва, 2002.
  2. Ю.Г. Дорожин Узоры Северной Двины, АДТ, 2002.
  3. Т. Луговая Первые уроки дизайна, АДТ, 2002.
  4. Ю.Г. Дорожин Мезенская роспись, АДТ, 2002.
  5. Ю.Г. Дорожин Простые узоры и орнаменты, АДТ, 2002.
  6. Е. Каменева Какого цвета радуга, Москва, 1975.
  7. С.А. Фёдоров. М.И. Семёнова Изобразительное искусство, Москва, 1970.
  8. И.А. Королёва. М.Ф. Профераисова Давай учиться рисовать, Москва, 1993.
  9. В.М. Литвиненко Учимся рисовать, Санкт-Петербург, 2001.

Для учителя:

  1. Л.В. Фокина Орнамент (учебное пособие), Ростов-на-Дону, 2000.
  2. Л.С. Зазнобина. С.И. Гудилина. Цветоведение (учебное пособие), Москва, 1997.
  3. Г.Я. Федотов Дерево, Москва, 2003.
  4. Г.Тарасевич. В.Грохотова. Е.Павлинова Художник оформитель (учебное пособие), Москва.
  5. М.С. Соколова Художественная роспись по дереву (учебное пособие), Москва 2002.
  6. С.А. Федоров. М.И. Семёнова Изобразильное искусство, Москва 1970.