Создаем макет «Руины акведука» в масштабе 1200.

Создаем макет «Руины акведука» в масштабе 1:200. Часть 1

В этой части начинаю работу над макетом. Расскажу про материалы, которые понадобятся на протяжении всех серий мастер-класса. Затем, сделаю заготовку рельефа местности будущего макета.

На просторах интернета есть множество способов создания рельефа для макетов или диорам. Но в этом видеоуроке расскажу о достаточно редком способе. Формировать рельеф буду с помощью комков писчей бумаги и малярного скотча. На протяжении всех видеоуроков (их будет пять) буду показывать достаточно редкие приемы и техники, используемые при создании макета.

В самом видеоуроке не стал показывать, как делать основание для макета. Но это совсем не сложно. Для этого понадобится фоторамка площадью, равной будущей диораме и переплетный картон. Нужно приклеить кусок переплетного картона на фоторамку.

В интернете можно найти много изображений акведуков, но я буду работать по своему рисунку.

Материалы и инструменты, которые понадобятся в этой серии:

клей ПВА, переплетный картон, малярный скотч (лента), писчая бумага, ножницы, простой карандаш, фоторамка.

Создаем миниатюру «Руины акведука» в масштабе 1:200. Часть 2

Продолжаю работать над макетом «Руины акведука». В этой серии начну делать сам акведук, а также продолжу работу над рельефом.

Начало работы по ссылке:

Делаю макет, орентируясь на свой рисунок.

Для этого мастер-класса я постарался выбрать самый подручный способ создания архетектурной конструкции на макете. Понадобятся только гофрокартон и малярная лента (скотч).

В этой серии я также продолжу делать рельеф и на этом этапе покрою его гипсовым бинтом. Это придаст уже окончательную форму, а также добавит прочности.

Ещё раз перечислю материалы и инструменты, которые понадобятся в этой серии:

  • клей ПВА;
  • гофрокартон;
  • малярный скотч (лента);
  • концелярский нож.

Итальянский опыт по сохранению памятников культуры

ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В ГОРОДАХ ИТАЛИИ

Иконников А.

Культурное наследие Италии — не только ценность мирового значения, но и активно эксплуатируемый источник национального дохода. В нем ищут опору художественной традиции, оно продолжает существовать и как активная часть жизненной среды. Для тех слоев, которые чужды ценностям искусства, необходимость бережного отношения к памятникам и их охраны подкрепляется экономическими аргументами.

В Италии еще в 1939 г. был принят закон о сохранении исторических памятников, предусматривающий строгую ответственность виновных за их повреждение и искажение. Закон обязывает владельцев и пользователей исторических сооружений поддерживать их сохранность и не вносить изменений в их облик и пространственную структуру. Нарушение этих требований влечет за собой крупные штрафы. На ответственных возлагается и обязанность возместить стоимость работ, необходимых для исправления допущенных искажений. Надзор за этим осуществляется специальными управлениями по охране памятников, существующими при муниципатетах.

Однако отсутствие квалифицированных кадров, вызванное низкой оплатой муниципальных служащих по сравнению со служащими частных предприятий, не дает возможности вести строгий контроль за состоянием огромного числа ценных памятников культуры (в одной только Венеции их взято на учет более 10 тыс.). Безнадзорность рождает многочисленные злоупотребления. Ради выгод частного предпринимательства губится великое национальное достояние страны.

Нельзя забывать и того, что закон этот имеет чисто запретительный характер. Поддержание и реставрация памятников, находящихся в частном владении (а таких в Италии большинство), не обеспечивается необходимыми средствами.

В октябре 1955 г. была создана общественная организация «Наша Италия», ставящая своей целью помочь сохранению культурных богатств. Средства организации, насчитывающей более 25 тыс. членов, складываются из членских взносов и добровольных пожертвований.

Общество имеет свои отделения во всех крупных городах Италии. Его члены наблюдают за состоянием памятников архитектуры, изучают их, предотвращают попытки их искажения и переделки, популяризируют значение памятников среди населения.

Деятельность общества во многом определяется интересами буржуазных меценатов и частных лиц, владеющих историческими зданиями. В целом, однако, она отражает озабоченность общественности страны состоянием ее культурного наследия и несомненно приносит пользу.

К делу сохранения памятников старины активно привлекаются различные слои общества. Государством и муниципалитетами отпускаются, хоть и недостаточные, но в общем довольно значительные средства, используемые для поддержания памятников, не являющихся частной собственностью. Значителен и приток добровольных пожертвований, не говоря о том, что часть дохода от туризма непосредственно используется для поддержания зданий и памятников. Есть, таким образом, и законодательная охрана, и определенная материальная база. И тем не менее на стенах зданий во многих городах страны — броские плакаты — «Спасем нашу Италию!», так как памятники искусства непрерывно несут потери, подвергаются эрозии. И эта эрозия стала особенно быстрой в последние годы.

На состояние памятников и ансамблей воздействует преобразование пространственной среды городов, связанное с развитием промышленности и транспорта. Капиталистической промышленности не свойствен учет косвенных результатов предпринимаемых мероприятии. Поэтому памятники подчас подвергаются разрушению или угрозе разрушения, несмотря на то что их непосредственно ничто не затрагивает.

Одно из самых страшных последствий неучтенных косвенных воздействий промышленного развития — угроза существованию Венеции. Сейчас совершенно ясно, что историческая часть города, если не будут приняты решительные меры, может просуществовать максимум сто лет. Гибель этого ценнейшего архитектурно-планировочного комплекса стала реальной перспективой.

. Загрязнение атмосферы промышленными выбросами привело к разрушению скульптурного убранства ценнейших сооружений Милана, Турина, Неаполя, Виченцы, Болоньи и других городов. Изменение режима грунтовых вод артезианскими скважинами ведет к неожиданным осадкам фундаментов. В некоторых городах Сицилии хищническое использование территории привело к развитию оползней, угрожающих существованию старых построек.

. На художественной ценности многих памятников архитектуры Италии отражаются . изменения визуальной характеристики окружения. В пределах территории, относящейся к самому памятнику, ничто не меняется — закон о сохранении культурных ценностей таким образом остается не нарушенным. Но хаотические преобразования окружающей среды приводят к диссонансам, нарушающим восприятие композиции здания. Любое произведение архитектуры создается в определенном соотнесении к окружению. Изменение соотношений подчас совершенно искажает замысел.

Примеры подобного рода в Италии довольно многочисленны. Так, рядом со средневековой башней «Страделла» в Павии сооружено высокое здание нового отеля, «погасившее» восприятие вертикальной устремленности композиции памятника (рис. 97). Крепостные стены Перуджи оказались застроенными новыми зданиями, которые их попросту скрыли. В Павии неподалеку от собора построены дома-башни, уничтожающие роль купола в силуэте города.

Рис. 97. Средневековая башня «Страделла» и новое здание отеля в Павии

. Возможность восприятия памятника или ансамбля часто нарушается концентрацией автомобильного транспорта. Исторические сооружения кажутся «плывущими» в потоке автомашин, пространства площадей заполняются стоянками. В стоянки превращены такие замечательные архитектурные ансамбли, как площади Сантиссима Анунциата и Питти во Флоренции, Колонна в Риме. Восприятие их стройной гармонии стало невозможным.

Наконец, роковое значение для судьбы многих памятников имеет постепенная эрозия, порождаемая противоречием их функции с пространственной структурой. Жизнь постоянно заставляет вносить мелкие изменения в постройки, чтобы приспособить их к использованию. Сами по себе такие искажения мелки и подчас ускользают от контроля. Но, постепенно накапливаясь, они ведут к полному искажению объекта. Такова, например, судьба некоторых старых дворцов Рима, Милана, Флоренции, занятых конторами промышленных и коммерческих фирм.

Некоторые памятники архитектуры Италии понесли ущерб в результате непродуманного отключения их от жизни города, хотя это делалось для создания лучших условий их сохранности. Однако когда произведение архитектуры становится только памятником, т. е. объектом музейного восприятия, не связанным с жизненными функциями, неизбежно падает его художественная ценность.

Нельзя не отметить и вред, нанесенный некоторым памятникам итальянской архитектуры неосторожной реставрацией. Стремление среди сложных исторических наслоений выявить результаты творчества какой-то определенной эпохи в свое время было свойственно реставраторам Италии (особенно в 30—40-е годы). Подчас уникальные памятники, являющиеся результатом творчества нескольких эпох, после расчистки превращались в безжизненные археологические объекты.

Остановимся на некоторых наиболее характерных и интересных исторических комплексах итальянских городов. . Во многих случаях ценностью большого культурного значения является здесь сама исторически сложившаяся пространственная структура города в целом или структура его обширной части (таковы, например, центры Венеции, Флоренции, Болоньи, Сиены, Перуджи, Виченцы, Бари или такие города, как Урбино, Ассизи, Сан-Джиминьяно).

Особый характер имеет проблема сохранения Венеции. Венеция — не просто город. Это — сложная система, в которую входят 550 км 2 лагуны, отделенной от Адриатического моря нешироким 55-километровым валом, острова, где развилась историческая Венеция (включая кроме собственно Венеции Сан-Джорджо, Мурано, Бурано, Торчелло и множество более мелких островков), а также связанные с Венецианской лагуной поселения на материке, возникшие в конце прошлого столетия (Маргера и Местре) (рис. 98). Сложное равновесие этой системы было достигнуто усилиями многих поколений венецианцев. Они повернули течение реки По и отвели от лагуны реки Бренту, Пьяве и Силе. В результате речные наносы не заносили лагуну, не оттесняли море от города, как это случилось со многими историческими портами. Три пролива, соединяющие лагуну с морем, строго регулировались, обеспечивая такую гидродинамическую систему, при которой с одной стороны в лагуну попадали приливные течения, достаточно сильные для того, чтобы обеспечить водообмен на всей ее площади, включая и каналы, прорезающие острова. С другой стороны — проходы были достаточно узки, чтобы защитить лагуну от морской волны.

Рис. 98. Макет исторического центра Венеции

Тонко налаженное динамическое равновесие между природной и искусственной средой стало нарушаться по мере того, как материковые пригороды — Маргера и Местре — превращались в крупные промышленные центры. В Маргере был создан порт с постоянно растущим грузооборотом. Старый город утрачивал свои собственные жизненные функции, превращаясь в туристический объект.

. Развитие портов потребовало углубления и расширения морских каналов, входящих в лагуну. Был создан и новый канал Маломокко — Маргера.

Создание каналов решало узкую функциональную задачу и проблема гидродинамического равновесия лагуны не была принята во внимание. Нарушение этого равновесия стало одним из факторов, значительно ускоривших разрушение старого города.

. Усилившиеся приливные течения ускорили вымывание фундаментов. Воздействие на город нагонной волны и повышения уровня моря под воздействием атмосферного давления и сезонного движения водных масс стало более энергичным. Совместное воздействие этих факторов стало все чаще вызывать повышение уровня воды в лагуне, катастрофическое для города. В течение последних 100 лет вода в лагуне, поднимаясь более чем на ПО см, заливала город 58 раз. Из этого числа 48 наводнений произошли за последние 35 лет, 30 из них — за десять лет. Наводнения стали хроническими, повторяясь до 3—4 раз в год. Они влияют на экономику города и его жизнь — первые этажи венецианских домов, как правило, необитаемы, коммуникации в любой момент могут быть прерваны. Диффузия влаги ведет к разрушению построек. Возрастает число заброшенных зданий (в историческом центре оно уже сейчас превышает тысячу).

Воздействие наводнений на город становится все более значительным из-за ускорившегося опускания его территории — еще одного следствия нарушения сложного баланса природных сил. Часть города, покрываемая водой при том же подъеме уровня моря, становится все более значительной (процент территорий, покрываемых водой при повышении уровня воды на метр, увеличился в полтора раза только за последнее десятилетие). В осенний период площадь Сан-Марко заливает водой почти каждое утро.

Одна из главных причин опускания территории города — растущее водопотребление промышленных предприятий Маргеры. В большой мере оно удовлетворяется за счет артезианских скважин. Из-за изменения режима грунтовых вод водоносные слои грунта под островными частями города уплотняются. Этот процесс дополняет воздействие добычи нефти и газа в районе, прилегающем к Венеции на материке, и со дна Триестинского залива. С 1908 по 1961 г. уровень почвы в городе опустился в ряде мест на 18 см. Археологические исследования и сравнение существующего состояния с «ведутами» венецианских пейзажистов XVI—XVII вв. доказывают, что опускание почвы в городе за последние 50 лет убыстрилось примерно вдвое.

Самое большое в истории Венеции наводнение произошло в 1966 г., когда ее покрыл почти двухметровый слой воды, вместе с которой на город хлынули огромные массы мазута и жидкой грязи.

Наводнения и упадок функций исторической части Венеции привели к резкому сокращению ее населения. Доля населения островных частей Венеции (включая острова Бурано, Мурано и Торчелло) снизилась с 1951 по 1966 г. с 60 до 27%. В 1951 г. здесь была 191 тыс. жителей, в 1966 г.— 136 тыс. За год историческая часть города теряла около 3,7 тыс. человек в среднем. Заметим, что уже в XV в. Венеция с островами имела более 150 тыс. жителей. Особенно резко сократилось число жителей в возрасте от 15 до 45 лет (с 98 тыс. до 57 тыс. за период с 1951 по 1966 г.). Падение численности населения происходит в первую очередь за счет трудоспособных возрастов. Историческая Венеция становится городом стариков. Печать одряхления очень заметно проявляется в жизни города зимой, когда кончается туристический сезон. Жизнь все больше перемещается на материк.

Рис. 99. Венеция. Площадь св. Марка

Рис. 100. Венеция, Большой канал

Брошенные жилые здания в условиях Венеции практически невозможно поддерживать. Почти все они не имеют системы отопления. Единственный вид его — кухонные плиты и камины в некоторых жилых помещениях. Необитаемые дома быстро отсыревают и катастрофически разрушаются. Обезлюдение Венеции, старение ее населения, отсутствие рабочих рук приближают гибель этого уникального создания человеческой культуры.

Выдвинут ряд проектов спасения Венеции. Сохранение города требует создания системы крупных гидротехнических сооружений, позволяющих регулировать водный режим лагуны, ограничения деятельности порта Маргера, строгого регулирования водопотребления промышленных предприятии, особых приемов добычи нефти и газа в близлежащей зоне. Но проведение подобных работ в таких огромных масштабах в условиях капиталистического хозяйства встречает почти непреодолимые трудности.

Кроме того, нет и полной ясности в вопросе восстановления нарушенного баланса природных процессов. Существующее положение определяется взаимодействием многих факторов, далеко не во всем ясных. Любые меры могут иметь непредвиденные последствия и должны использоваться с крайней осторожностью.

Венецию надо спасать как целое. Она ценна не только как коллекция шедевров зодчества, но и как уникальное городское образование. Судьба Венеции —грозное предостережение о возможных последствиях необдуманного воздействия на природу.

С Венецией связан один из наиболее интересных в Италии примеров комплексной реконструкции крупного исторического ансамбля. Это — ансамбль бывшего монастыря. Сан-Джорджо Маджоре (рис. 101). Группа построек на маленьком острове против площади Сан-Марко была создана в XV—XVIII вв. зодчими Джованни Буора, Андреа Палладиои Бальтазаре Лонгена. В XIX в. остров стал базой австрийских войск, затем здесь размещались итальянские, а после 1944 г. — американские воинские части. Исторические здания, пришедшие в полный упадок и сильно переделанные, были реставрированы в 1952—1967 гг. на средства частного пожертвователя (сенатора Дж. Чини) (рис. 102). В постройках бывшего монастыря разместился образовательный центр, включающий художественно-промышленную и мореходную, школы. В его парадных помещениях — Научно-исследовательский институт изучения венецианской цивилизации. Здесь же — библиотека с большим собранием книг по византийскому и венецианскому искусству. За пределами монастырского комплекса (на месте уничтоженных построек военной базы) создан парк, зеленый театр, спортивные площадки и залы, крытый плавательный бассейн (проект реконструкции выполнил арх. М. Л. Виетти, осуществлялся проект под наблюдением арх. М. Э. Перуджини). Таким образом, исторический ансамбль приобрел новые, вполне жизненные функции и вместе с тем хорошо отвечающие сложившейся пространственной структуре.

Рис. 101. Венеция. Остров Сан-Джорджо. Панорама до и после реставрации комплекса

Композиция комплекса возрождена такой, какой она сложилась к концу XVIII столетия. Все, что создавалось позднее для военных нужд, было уничтожено. Помещения, отделка которых не сохранилась, получили прежний пространственный объем, но без имитации деталей (даже в тех случаях, когда имелись чертежи и достоверные фиксации прежнего состояния). Для помещений, где удалось вернуться к старому облику, подбирались подлинные предметы обстановки соответствующего времени. Там, где это не удалось сделать, использовано современное оборудование, выполненное в естественных материалах и имеющее предельно скромный, нейтральный характер.

. 1Проблемы комплексного сохранения исторических ансамблей Венеции специфичны. Более обычное явление для Италии —борьба не столько за сохранение построек, сколько против стихийного воздействия новых функций, развивающихся в городах, на характер пространственной среды, в которую входят исторические ансамбли. Развитие финансово-банковского капитала, развитие управленческого аппарата промышленных монополий в последние десятилетия оказали особенно сильное деформирующее влияние на центры городов. Бурное строительство банковских зданий и офисов сопровождалось ростом земельных спекуляций и как следствие ее — высокой интенсивностью освоения территории. Скопление таких построек рождает напряженные транспортные потоки, заполняющие центральные улицы. Особую остроту стала приобретать и проблема пархирования автомашин.

Изменение функций городских центров приводило к ломке и трансформации сложившихся пространственных структур, подчас представлявших весьма значительную ценность.

Неравномерность распределения экономических ресурсов страны привела к тому, что разрастание некоторых городов стало особенно быстрым (города Ломбардии, Пьемонта, Лигурии, Неаполь и др.). Необходимость размещения большого числа новых построек и обеспечение движения транспорта порождает сложные проблемы реконструкции центров исторически сложившихся городов.

Реализация предложений по регулированию развития городов и сохранению их культурных ценностей наталкивается на серьезные препятствия, порождаемые в первую очередь капиталистическим строем современной Италии и стихийностью процессов в ее экономике.

Наиболее сложна картина развития Рима — столицы и самого крупного города страны. Культурное наследие, сохраненное здесь, наиболее многообразно. Наряду с отдельными памятниками и ансамблями различных эпох, высокую ценность представляют большие фрагменты планировочной структуры, сложившейся в XVI—XVII вв.

Историческому ядру Рима был нанесен большой ущерб уже в конце XIX столетия. После того как город стал столицей объединенного Итальянского королевства, развернулось большое строительство административных зданий. Наряду с расширением города за пределы старых стен была осуществлена и прокладка новых улиц в их пределах. В восточном направлении от исторического центра были проложены в 1871 г. две крупных магистрали— виа Венти Сеттембре и виа Национале, ведущая к вокзалу. Многие памятники античной архитектуры были уничтожены при этой реконструкции. На расширенной площади Венеции был возведен гигантский монумент Виктора Эммануила II (1855—1911 гг.). Многоярусное нагромождение его эклектических мраморных декораций блокировало вид на Капитолий с северной стороны, скрыло панораму императорских форумов. Пространственное и масштабное единство исторического центра было нарушено.

К значительным искажениям исторических ансамблей привела реконструкция по генеральному плану, разработанному в период фашистской диктатуры (1932 г.). Жилищное строительство было тогда приостановлено, средства шли на создание помпезных декораций для парадных шествий. Остатки античного Рима было задумано включить в эти декорации.

План этот частично осуществлен. Через территорию форума Траяна и форума Цезаря проложена магистраль с 30-метровой проезжей частью — виа дель Имперо (теперь виа Фори Империали). Еще одна магистраль связала виа дель Имперо с дорогой к морю, в Остию и определила тем самым возникновение одного из наиболее напряженных транспортных узлов города, в непосредственном соседстве со старым центром, у стен Колизея. Новая планировка открыла для широкого обозрения некоторые памятники, но единство среды, сложившейся за столетия развития исторического ядра города, было разрушено. Расчищая и акцентируя одни памятники (относившиеся главным образом ко времени императорского Рима), уничтожали другие, подчас не менее ценные. Целью реконструкции было не спасение культурных сокровищ, а использование их в пропагандистских целях фашистской диктатурой.

Виа дель Имперо отделила форумы от города, позволила образовать здесь какое-то отчужденное, обособленное пространство. Изолированный от других частей ансамбля форум Траяна был превращен при этом как бы в ряд обширных непокрытых помещений. Люди заглядывают в них как в колодцы.

Сам комплекс форумов был расчищен от позднейших наслоений (включая оставленные средневековьем и эпохой Возрождения) (рис. 103). Римские руины стали открытыми для обозрения, но потеряли непосредственную связь с городом.

Рис. 103. Рим. Панорама форумов и Капитолия

Когда-то форумы были полны своеобразной жизнью: сочетание античных руин и обжитых построек, быть может несколько причудливое, утверждало неистребимую жизнеспособность города. Теперь этот комплекс, превращенный в платный музей обломков, умер. Вместе с жизнью ушла и возможность полноценного эмоционального восприятия. Мне кажется, что комплекс римских форумов является примером того, как отрешение от жизни, от функционирующего города лишает архитектурный ансамбль важных компонентов и его художественной ценности. Это — и пример обеднения ансамбля уничтожением исторических наслоений.

Рим сохранил еще целый ряд комплексов, куда не входят значительные произведения архитектуры, но вместе с тем образующих «живые» фрагменты среды, в соседстве с которыми приобретают подлинную жизненность шедевры архитектуры. Такова Кампо дель Фьоре, и сегодня занятая цветочным рынком. В непосредственном контакте с окружающими ее старыми кварталами находятся палаццо Канчеллярия и палаццо Фарнезе. Проблема реконструкции таких кварталов пока не находит своего убедительного решения, тем более, что их здания не входят в круг памятников, охраняемых законом.

. Спекулятивное строительство, поощряемое высокой стоимостью жилья во внутренних частях города и стремлением фирм обеспечить свои представительства в «зоне престижа», приводит к постепенному разрушению старого центра. Старые постройки, образующие как бы соединительную ткань между ансамблями, заменяют новые постройки — более крупные, нарушающие пространственное и масштабное единство системы города.

Характерным примером реконструкции и развития центров крупных городов Италии может служить Милан, фактически являющийся экономической столицей страны и вторым городом по численности населения (в 1966 г.—1670 тыс. жителей). Его быстрый рост, главным образом за счет притока населения из экономически неразвитых районов, начался уже в прошлом столетии. Исторический центр получил при этом значение делового и торгового района, жилье постепенно вытеснялось на окраины, город быстро раздвигал свои границы. Уже к началу нашего века вся историческая часть получила значение центрального района разросшегося города. В 1966 г. она занимала уже только 4,6% общей площади аморфного массива застройки, лишенного открытых пространств. Здесь была сделана попытка решить проблемы старого города за счет образования новых зон концентрированного развития (рис. 104).

В 1953 г. по генеральному плану было намечено строительство ряда крупных жилых комплексов на свободных землях окраин города. По соседству отводились участки и для строительства новых промышленных предприятий. Новые комплексы должны были также принять на себя часть функций старых районов.

Планом 1953 г. предусматривалось создание нового делового центра для уменьшения функциональной нагрузки старого центра и облегчения его транспортных проблем. Место для нового центра было намечено в северной части города, по соседству с главным городским вокзалом (рис. 105).

Рис. 105. Милан. Панорама нового центра города

Однако реализация замысла не дала положительных результатов. Разгрузить старый город от административных зданий не удалось. В новом центре разместились только сооружения, связанные с развитием новых функций города.

Новые жилые районы приняли в себя некоторую часть населения центра, но здания и участки, освобожденные от жилья, часто использовались для размещения новых учреждений. Так, например, уже в 1956—1958 гг. в непосредственной близости от Соборной площади было построено крупное административно-жилое высотное здание —«Башня Веласка». Это сооружение внесло в силуэт центра высотный акцент, никак не связанный с его сложившейся пространственной системой.

Транспортные потоки, вызванные развитием нового центра и направленные к нему, затронули и старый город, еще более обострив ситуацию. Не удалось добиться и органичного взаимодействия старой и новой застройки.

Чтобы избежать дальнейшего нарушения облика старого города, техническое управление муниципалитета Милана разработало проект детальной планировки его исторического центра. Проект выполнен в масштабе 1 : 1000 с точным указанием красных линий, высоты зданий, которые могут быть построены на пустующих участках. Намечены здания, подлежащие сносу, определены постройки, которые должны быть сохранены и реставрированы (рис. 106, 107).

Рис. 106. Милан. Детальный план реконструкции части центра города вокруг базилики Сан-Лоренцо

Рис. 107. Милан. Развертка улицы Мажента (чертеж из проекта детального плана реконструкции центра города)

При разработке проекта учитывалась необходимость сохранения пространственного характера среды, включающей памятники архитектуры, и общей пространственной структуры исторического центра. Вместе с тем для улучшения санитарно-гигиенических и функциональных качеств застройки предусматривалось некоторое разуплотнение внутриквартальных территорий и реконструкция второстепенных проездов, позволяющая облегчить движение транспорта. В состав проекта входят развертки всех улиц и площадей в масштабе 1 : 200, выполненные на основе фотофиксации.

. Разработанный проект был утвержден муниципалитетом и правительством страны и стал основой для выдачи разрешений на проектирование новых или реконструкцию старых построек. Детальная проработка исходных данных позволяет избежать просчетов в определении качеств пространственной структуры застройки.

Подобная методика может быть с успехом использована и при регулировании застройки центров наших исторических городов. Таким образом можно обеспечить комплексное решение проблем развития сложившихся градостроительных систем при сохранении культурных ценностей.

Наиболее интересной среди реставрационных работ большого масштаба, проведенных в Милане, было восстановление комплекса Оспедале Маджоре, построенного в XV в. архитектором А. Филарете. Комплекс был серьезно разрушен при бомбардировке Милана американской авиацией в 1943 г. Теперь это здание используется миланским университетом (автор реконструкции арх. Л. Грасси).

Пространственная структура комплекса, которой Филарете придавал не только эстетическое, но и символическое значение (план в виде креста, повторяемый и в силуэте), полностью сохранена. Однако при восстановлении было отвергнуто использование подделок и имитаций. Были полностью восстановлены те части здания, которые не требовали дополнений и которые можно было собрать из рассыпавшихся камней. Утраченные детали были заменены деталями обобщенной формы из камня, несколько отличающегося по цвету от старого. «Новоделы», таким образом, ясно выявлены, и в то же время ритм и общий характер композиции сохранены.

Там, где разрушения были слишком велики, чтобы их устранить, не прибегая к большим доделкам, фрагменты старого здания законсервированы в руинах (рис. 108). Полностью разрушенные старые части здания заменены корпусами, выполненными в новых материалах и конструкциях, с помощью которых восстановлена пространственная система. Они очень тактично, с большим мастерством связаны со старыми единством масштаба и ритма (рис. 109).

Рис. 108. Милан. Восстановление Оспедале Маджоре. На первом плане — законсервированные руины

Рис. 109. Милан. Восстановление Оспедале Маджоре. Включение новых фрагментов

В здании созданы все условия для полноценной работы современного учебного заведения. Новое назначение его соответствует пространственной структуре исторического памятника, подвергнутого минимальным и очень тактичным коррективам. Работы осуществлялись на государственные средства (из фонда восстановления разрушений войны).

Подобным примером восстановления исторического здания и приспособления его для новой функции является и монастырь Сан-Витторе в Милане (XVI в.). Здесь также полностью сохранена старая пространственная структура здания, хотя оно оборудовано теперь под музей истории техники имени Леонардо да Винчи.

Такой же метод использован при восстановлении замка Сфорца, пострадавшего от бомбардировки в 1943 г. Внешний вид его восстановлен во всех деталях. В интерьере же воспроизведены лишь объемы помещений и форма их перекрытий без попыток воспроизвести детали отделки. Подлинные фрагменты, оставшиеся от разрушения, выставлены как экспонаты. Нейтральность помещений стала здесь условием активной связи их архитектуры с экспозицией. В их контакте возникает ощущение исторической подлинности, которое вряд ли можно было достичь простой имитацией разрушенного.

Среди итальянских городов, где особую ценность имеет пространственная система целого, один из интереснейших — Неаполь. Здания его исторической части поднимаются по склонам, образуя террасы амфитеатра, обращенного к заливу. Относительная равновысотность этой застройки, образующей компактную структуру, помогает выявить пластику природного ландшафта.

Однако в последние годы в нижней, примыкающей к заливу части города началось строительство высотных зданий отелей. Их объемы отрезают природный амфитеатр от моря, внося резкие диссонансы в сложившуюся панораму.

В непосредственном соседстве с площадью перед замком Кастель Нуово построено в 1966 г. высотное здание отеля «Амбассадор», нарушившее гармонию сложившейся пространственной композиции (рис. 110).

Рис. 110. Неаполь. Площадь перед Кастель Нуово

Хорошим примером сохраненного городского ансамбля является Флоренция. Новые районы здесь располагаются на окраине старого города, окруженного остатками оборонительных стен. Территория новой застройки распространилась и за пределы цепи холмов, опоясывающих город.

В историческом центре запрещены сносы любых старых зданий (за исключением малоценных дворовых построек). Охраняются и входящие в зону целостные комплексы, сложившиеся в конце XIX столетия. В центре запрещена застройка свободных участков, изменение существующих уличных покрытий. Часть территории центра определена как подзона реконструкции — здесь допускается новая застройка в объеме, равном объему сноса разрушенных зданий, не представляющих художественной и исторической ценности.

Новые здания в этой зоне не должны иметь общую высоту более чем 24 м, предписано устройство черепичных кровель и отмостки из флорентийского камня. Ограничение высоты зданий распространяется и на новые районы—лишь за цепью холмов разрешено строительство домов повышенной этажности. Благодаря этому цельность панорамы и силуэта старого города не нарушена (рис. 111).

Многие ансамбли Флоренции в частности площадь Синьори сохранили силу своего художественного воздействия благодаря тому, что их функции практически не изменились.

Рис. 111. Флоренция. Панорама исторического центра

Общественный центр города существует там, где он определился еще в эпоху средневековья. Жизненность функций общественных зданий, расположенных на площади, во многом определяет и их сохранность, и их органическую связь с жизнью города.

Однако настоящим бедствием для исторического центра города стало несоответствие его уличной сети возросшим транспортным потокам. Этот район слишком обширен для зоны пешеходного движения, а задача сохранить его пространственную структуру, являющуюся памятником градостроительного искусства мирового значения, исключает возможность прокладки новых магистралей. Проблема, по-видимому, может быть решена только путем организации на территории исторического центра особых видов общественного транспорта при полном запрещении въезда личных автомашин (рис. 112).

Рис. 112. Флоренция. Площадь Питти, превращенная в стоянку машин

Изучение опыта сохранения памятников архитектуры Италии позволяет сделать ряд выводов общего значения, а именно:

1) разрушение памятников архитектуры, их ансамблей и даже целых городов может происходить не только в результате прямого воздействия на них, но и вследствие косвенных воздействий, порождаемых строительством на близлежащих территориях.

Если изменение водного режима лагуны приводит к разрушению исторического центра Венеции, то изменения режима рек, водоемов и грунтовых вод, связанных с крупными гидротехническими сооружениями, могут оказать неблагоприятное воздействие на ансамбли ряда наших исторических городов. При строительстве таких сооружений необходимо принятие мер для устранения их разрушающих воздействий.

Строительство новых зданий вне пределов исторических центров, но в близком соседстве с ними может снизить архитектурно-художественную ценность исторических ансамблей.

Это можно видеть как па примере центра Милана, так, к сожалению, и центров некоторых наших городов;

2) охране должны подлежать не только отдельные памятники архитектуры, но и комплексы исторической застройки, складывающиеся в пространственную среду, обладающую определенным характером. Нарушение такой среды часто приводит к искажению восприятия образа самого памятника;

3) проблема сохранения памятников архитектуры неотделима от проблемы их правильного использования. Новая функция памятника не должна противоречить его образной характеристике (разумеется, в той переосмысленной оценке образа, которая присуща нашему времени) и пространственной структуре. Этот вопрос в наших условиях должен решаться уже при разработке проектов планировки и застройки городов и уточняться при составлении проектов реставрации памятников архитектуры;

4) для комплексного решения проблем сохранения эстетической ценности памятников архитектуры необходима разработка детальных проектов реконструкции исторических центров, в которых проблемы формирования их среды должны рассматриваться во всем комплексе. Опыт проектирования центра Милана может быть чрезвычайно полезен в такой работе;

5) одной из важнейших проблем сохранения городских ансамблей является организация движения современного транспорта в исторических центрах городов. Необходимо предусмотреть трассировку его потоков, обеспечивающую минимальные коррективы пространственной структуры и наметить места для стоянок автомашин. Там, где невозможны реконструктивные мероприятия, надо предусматривать создание обходных магистралей и подземные автостоянки;

6) при любой реставрации необходимо учитывать весь путь истории, пройденный памятником или ансамблем и запечатленный в их структуре. Должны сохраняться все ценности, накопленные веками. Восстановление «первоначального» облика не может быть самоцелью.

Форум масштабных моделистов

Текущее время: 07 июл 2021 14:53

Читая «М-Хобби».

Получил третьего дня девятый номер.Каждый экземпляр этого печатного Органа читаю от корки до корки,ну и ,понятное дело,не пропускаю всё то,что представляет непосредственный интерес.
Непосредственный интерес всегда представляют рецензии на наборы 72-го масштаба.
Ну и вот,стало быть, читая эти самые рецензии , не могу избавиться от ощущения,что зачастую пишут их люди либо вообще далёкие от нашего масштаба,либо не владеющие сутью вопроса и,что самое обидное,не желающие в конкретном вопросе разобраться.Говорю не только о девятом номере ,но и о других раннее вышедших.
О существовании нашего форума рецензенты, похоже,не догадываются,иначе не допускали бы такого количества откровенных ляпов и неточностей.
Грустно.

Не-а.Там «хоббибоссовский» подвозчик боеприпасов к «Карлу» и «умовская» трофейная тридцатьчетвёрка.

М-Хобби простой журнал для широкого читателя. Все не плохо и модели хорошие только потом когда собираешь понимаешь что где-то что не так. Какмне кажется особенно не хотят там заморачиваться супер материалами или точными обзорами. Им этого не надо. иногда попадаются хорошие статьи но в основном средний уровень. Я просматриваю каждый номер если что интересное то скачиваю и печатаю себе ту статью которая нужна и все.

Кстати по поводу Новосибирска. Стенд Мастер жив или все?

Да не «рупор» он, а обычный достаточно недешёвый журнал по моделизму вообще, а форум ценен именно СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ.
Соответсвенно и глубина проработки тем конкретно по БТТ-72 — несравнима. Плюс к этому — на форуме пишут «в кайф», потому как — хобби . Я бы на месте редакции (редколлегии) просто вылавливал с похожих форумов перлы и подписывал контракт с автором, а потом — в тираж.
А «криком кричит «- значит профи никудышний, или скажем более корректно, чтоб не обидеть никого — это непрофессионально. (Поверте на слово, я с работой в прессе знаком не понаслышке). Уровень журнала должен быть таким, чтобы каждый «узконаправленый» моделист нашёл что-то новое и ценное. «Чем будем удивлять?» — аксиома успеха, проверено и доказано. Вот Эдуарда с Сергеем удивил бы раза три (подряд!), но и остальные рубрики чтоб не слабее — и тираж вырастет как в сказке.
А вообще МХ делает нужное дело, а критикуют, я думаю, его лишь из «радения» за то же самое дело И ПОДЕЛОМ .

Зачинатель данной темы отправил главреду «М-Хобби» письмо следующего содержания (привожу сокращённый текст):

На днях получил девятый «М-Х».Почитал рецензии на модели техники в 72-ом.Если честно,то очень «не очень». Если у Вас ,действительно,есть интерес к новым людям в Вашей команде,я готов предложить свои услуги в освещении новинок автобронетехники 72-го масштаба периода Второй мировой войны.

О реакции Н.Поликарпова,если таковая последует,доложу.Несколько лет назад я уже предлагал свои услуги.Ответа на то предложение не последовало.

Могу просто отсканировать пару-тройку обзоров и скинуть в личку.

Достопримечательности Лиона: Топ-30 (МНОГО ФОТО)

Франция – удивительная страна с богатейшим историческим прошлым. Достопримечательности Лиона в той или иной мере являются неотъемлемой частью этой культуры. Третий по численности населения город представит то, что посмотреть в Лионе будет сплошным удовольствием.

Что посмотреть в Лионе в первую очередь

Удивительное расположение города сделало его особенно привлекательным для туристов. Окружающие Лион Альпы и Европейский Центральный массив обеспечивают город уютным и тёплым климатом.

1. Лионский собор

Главные достопримечательности Лиона кратко так или иначе связаны с религиозным наследием города. Собор Иоанна Крестителя располагается в средневековом районе Лиона – Сен-Жан. Особенностью архитектурного шедевра является не только век постройки собора, но и статус примациального храма. Архиепископ Лионский проводит богослужения именно в этом храме. Более того, путешествие во Францию не может обойти стороной этот храм, поскольку именно здесь расположены старейшие в мире астрономические часы. На территории собора расположен археологический сад, историческая ценность которого неоценима. Турист, желающий посетить достопримечательность, должен тщательно распланировать день, поскольку собор открыт не всегда.

2. Лионский музей изобразительных искусств

Достопримечательности Лиона богаты культурными памятками разных эпох. Музей изобразительных искусств является ценнейшим музейным комплексом Франции. Историческое прошлое его довольно витиевато. В здании раньше располагался монастырь, затем Великая Французская революция принесла сюда разрушения. Впрочем, барочные черты удивительного сооружения сохранились. Экспозиция музея пестрит памятками культуры разных веков и народов. Рекомендации к посещению оправданы: богатейшая коллекция монет, выдающиеся экспонаты скульптуры, живописи и многое другое. С точки зрения значимости, музей обладает статусом выдающегося собрания шедевров во всей Старой Европе.

3. Музей слияния

Дилемма, заключающаяся в том, что посмотреть в Лионе за 1 день, может быть легко решена посещением музея Слияния. Футуристическая, подобная космическому кораблю форма музея, успела приобрести статус достопримечательности Лиона, которая соответствует современному архитектурному тренду . Уникальное совмещение пестроты форм, стекла и бетона создало единственное в своём роде архитектурное сооружение. «Кристалл» или «Дырка» – так называют музей местные, был построен в 2022 и уже успел приобрести рейтинг наиболее посещаемого места. Особенностью выставки музея является узкая ориентация на антропологическую тематику. Посетители смогут насладиться выставкой уникальных памяток, свидетельствовавших о процессе эволюции человеческого вида.

4. Античный театр на холме Фурвьер

Лучшие достопримечательности Лиона, без сомнения, сосредоточены на холме Фурвьер . Великая эпоха Римской Империи произвела на свет множество бесценных памяток. Античный театра Лиона был сооружен ещё во времена правления основателя Империи – Октавиана Августа. В наше время эта достопримечательность привлекает ежегодно тысячи туристов. Кроме того, здесь сезонно проводится знаменитый фестиваль «Ночи на Фурвьере ». В архитектурный ансамбль входят также античное поселение и одеон. Благодаря естественной акустике театра, музыкальные мероприятия удаётся проводить здесь с оглушительным успехом.

5. Площадь Белькуря

Достопримечательности Франци и – это не только массивные архитектурные сооружения, но и множество просторных площадей. Белькур , что в переводе означает «Красивый сад», расположился в центре Лиона. Согласно статистике, эта площадь является в стране третьей по величине. В далёком прошлом на этом месте располагалась большая плантации одноименного сорта винограда. Гиды в Лионе всегда проводят экскурсию на площади Белькур.

Обязательно посмотрите это красивое видео о Лионе!

6. Музей галло-римской цивилизации

Благодаря богатому историческому прошлому страны, туристам есть что посмотреть в Лионе. Вышеупомянутый театр на холме Фурвьер , по совместительству служит пристанищем для музея. Место, которое в прошлом занимало римское поселению Лугдун , теперь, принимает туристов со всего мира. Благодаря уникальным археологическим находкам на этой территории, относящимся к римскому периоду, и был открыт музей в конце 20 века. Многочисленные положительные отзывы о музее не напрасны, т. к. выставка содержит редкие находки римской культуры и быта. Благодаря кропотливой работе историков и археологов, удалось обеспечить удивительную сохранность экспонатов.

7. Аквариум дю Гран Лион

Если вопрос, куда сходить в Лионе все ещё актуален, то местный аквариум станет лучшим выходом из положения. Современное, мультифункциональное здание позволит вдоволь насладиться богатейшим водным миром. Здесь плавают редкие виды рыб, хищные акулы и множество других семейств морского мира.

8. Парк Бландан

Турист, не посетивший небезызвестный парк Бландан , явно упустил возможность полюбоваться неповторимой красотой Лиона. Современный, огромный парк представляет собой обширную зону отдыха, а также игровую площадку. Корт для скейтбордов является отдельным совершенным сооружением. А множество игровых детских площадок позволят разбавить томительное посещение музеев города.

9. Муниципальный Ботанический сад Лиона

Ценители прелестей местной природы, должны выбирать экскурсии в Лио не, которые несомненно проходят через парк Лиона. В нём более ста гектаров чистой экологической среды, большое количество зон отдыха, чистые водоёмы. Здесь находится также современный зоопарк. Парк «Золотая Голова» считается одним из крупнейших ботанических садов Европы.

10. Площадь Якобинс

Как составная часть изысканной архитектуры города, площадь Якобинс соединяет главные улицы Лиона. Посещение этой достопримечательности даст возможность полюбоваться изящным фонтаном, а близкое расположение основных объектов города позволит спланировать удачную поездку.

Достопримечательности Лиона: что ещё посетить в Лионе?

Благодаря вышеуказанной информации, достопримечательности Лиона фото с названиями и описанием теперь доступны для посещения. Впрочем, это не означает, что интересные места Лиона на этом закончены.

11. Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер

Что посетить в Лионе незамедлительно? Таким местом является Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер, в облике которой гармонично сочетаются неоготический и неовизантийский стили. Базилика, благодаря своему расположению на вершине холма, торжественно возвышается над городом. Особенность её конструкции в том, что храм состоит из двух частей: верхнего и нижнего.

12. Стена Кануца (Mur des Canuts)

Преодолевая Лион самостоятельно, на улицах города можно найти реалистичные фрески, которые украшают фасады многих зданий. Эти росписи настолько реалистичны, что порой сложно отличить, где рисунок, а где реальность. Одна из самых известных фресок называется «Le Mur Des Canuts» – причудливая картина покрывает стену дома 36 по улице Boulevard des Canuts и изображает повседневную жизнь обитателей дома и квартала – здесь можно увидеть лестницу, горожан, отдыхающих на террасе и людей, посещающих магазины. Стенды, установленные в арке этого дома, свидетельствуют, что с момента создания эта роспись неоднократно меняла свой вид, преображалась из простого рисунка в сложную объемную композицию. Чем больше расстояние от наблюдателя до фрески, тем более реалистичным кажется все, что там изображено. Для того, чтобы увидеть это творение, придется приложить усилия, поднимаясь вверх по склону, однако красота открывшихся видов компенсирует все сложности подъема.

13. Холм Круа-Рус

Обзор этого живописного района Лиона нуждается в том, чтобы турист собственными глазами ощутил величие жилого района. Массивный холм Круа-Рус известен тем, что именно здесь изготавливается знаменитый лионский шёлк.

14. Институт Люмьер

Искусствоведы, ценители мирового кинематографа не могут пройти мимо музея братьев Люмьер в Лионе. В институте-музее наглядно демонстрируется кинетоскоп – изобретение, которое изменило мир и создало кино.

15. Фреска «Знаменитые лионцы»

Несомненным доказательством того, что искусство способно изменить мир, является всемирно известная фреска на улице Лиона. Фасад старинного дома стал полотном для создания шедевра. Фреска изображает выдающихся людей города Лиона: как живых, так и умерших. Работа над созданием совершенного фасада началась еще в конце 20 века и торжественно завершилась в 2022 году.

16. Старый Лион

Исторические районы городов туристы изучают с особым трепетом и интересом, не является исключением и Старый Лион, древние постройки которого отражают богатейшую историю этого французского города. Это самый старый ренессансный город во Франции, расположенный у подножья холма Фурвьер. Его территории занимают более 400 гектаров, поэтому Старый Лион – ещё и один из крупнейших Старых городов во всей Европе. В 60-е годы городские власти начали работы по восстановлению этих территорий, и сегодня каждый может своими глазами увидеть исторический центр Лиона и погрузиться в атмосферу Средневековья. Среди первоочередных мест, заслуживающих внимания, стоит выделить квартал Сен-Поль с одноименной церковью 6 века, дворец Бонди с подходящими здесь регулярно выставками и вернисажами, квартал Сен-Жорж, где когда-то размещались ткацкие мануфактуры, еврейский квартал Жюивери, готический Собор Святого Иоанна Крестителя с примыкающим к нему археологическим садом.

17. Ратуша Лиона

В лионском районе Прескиль расположилось одно из самых изящных и импозантных городских сооружений – ратуша Лиона, сохранившая в себе черты разных эпох. В 17 веке строительство первого здания ратуши преобразило торговую площадь Терро, однако это великолепие красовалось всего 2 года, после чего его сжёг дотла сильный пожар. На этот раз здание было возведено в прекрасном стиле барокко, фасад украсили многочисленные скульптуры, в числе которых – две женские фигуры, олицетворяющие реки Рену и Сону. В башне располагается один из крупнейших в Европе карильонов, состоящий из 65 колоколов. Внутренний дворик украшен барельефами и скульптурами римских богов, а интерьер изобилует барочными элементами, золотым сверкающим декором, лепниной и резной деревянной мебелью. В гербовом зале даже сохранилась роспись потолков времён первого строительства ратуши. Сегодня в помещениях ратуши размещается городская мэрия.

18. Трабули

Исторический центр Лиона, помимо архитектурных памятников, запоминается туристам своими особыми старинными улочками, которые называются трабули. Это типично лионское понятие, обозначающее узкий сквозной коридор, прорезывающий несколько подряд зданий, чтобы соединить ряд городских улиц. Он может быть и крытой галереей, и переулком под открытым небом. В каждом Трабуле Лион словно бы открывает одну из своих старинных тайн, проводя по загадочным коридорам к неизвестной цели. История некоторых трабулей начинается ещё в 4 веке – эти проходы служили тогда для спуска жителей за водой к реке Соне. Существуют разные виды трабулей, от простых, соединяющих 2 улицы, до самых сложных многоэтажных лабиринтов – кстати, благодаря подобным лабиринтам многие лионцы могли спасаться и даже убегать от неприятеля во время революций и войн.

19. Фонтан Бартольди

На площади Терро можно полюбоваться самым символичным сооружением Лиона – фонтаном Бартольди, который прекрасен и днём, и ночью – в дневное время его живительная прохлада спасает от изнуряющего зноя, а с наступлением сумерек композиция озаряется уютной подсветкой. Однако интерес представляет не только вид сооружения, но и сама история его создания. Вообще, первоначально фонтан должен был стать украшением одной из площадей Бордо. Однако обозначенную скульптором Бартольди цену проекта расценили как неоправданно высокую, поэтому городские власти отказались от реализации этого проекта. Мастер перепродал сооружение Лиону, и с тех пор оно украсило площадь Терро. Фонтан выполнен в виде скульптурной композиции, главным персонажем которой является женщина, управляющая колесницей с 4 лошадьми. Изображённая дама символизирует Францию, а лошади – четыре великих французских реки Сену, Рону, Гаронну и Луару.

20. Церковь Сен-Жорж

На юге Старого Лиона, где в античности находились портовые сооружения, а в Средневековье вели свой промысел ремесленники, располагается квартал Сен-Жорж, название которому дала церковь Святого Георгия – одна из самых старых церквей Лиона, основанная еще в 6 веке. Это величественное готическое сооружение возвышается на набережной реки Соны существует уже 1,5 тысячелетия, но сегодняшний вид оно обрело лишь в 16-17 столетиях, а реконструкция 19 века вернула храму первоначальный средневековый облик. Историю храма Святого Георгия нельзя назвать простой – неоднократно он разрушался, восстанавливался, а в какой-то период он даже использовался в качестве хранилища для сена. Сегодня отреставрированная грациозная конструкция украшает городскую набережную, ее неоготический архитектурный стиль является данью памяти эпохе раннего Средневековья. Внутри можно увидеть старинную мебель и алтарь 16 века, изображающий коронацию Богородицы.

21. Церковь Сен-Низье

Церковь Сен-Низье в районе Прескиль посвящена Святому Никетию, который, так сказать, был потомственным святым — его дед был почитаемым святым, сыновья и внук имели сан епископа. А после конечно Никетий был погребён в базилике Петра и Павла, после чего то место ознаменовалось многими чудесами. Сама базилика была возведена в 5 веке на месте, где покоились останки мучеников, казнённых здесь ещё во 2 в.н.э. После прославления Святого Никетия церковь Пора и Павла сменила название и стала носить имя Сен-Низье. В разные периоды этот древний храм подвергался масштабным реконструкциям, последняя из которых проведена в 20 веке, некоторые части отстраивались заново. Поэтому сегодня фасад имеет черты эклектичности и некоторой асимметрии, особенно это заметно по 2 разнородным башням, возведённым в разное время. На одной из церковных башен можно увидеть астрономические часы, а фасад украшают скульптуры и лепной декор. Главная ценность внутри храма – алтарь из белого мрамора с фигурами Христа и апостолов.

22. Музей кино и миниатюр

Музеи Лиона – это настоящие сокровищницы и хранилища культурного наследия Лиона. Одним из популярных направлений в современном искусстве Франции является создание миниатюр, и одна из известнейших коллекций миниатюр находится именно в Лионе. Основал коллекцию музея кино и миниатюр Дэн Олдман, в течение своей жизни путешествовавший по миру и собиравший съемочные реквизиты. Сегодня в первой части коллекции представлены миниатюрные макеты гостиниц, баров, госпиталей, мастерских, храмов и других заведений, которые являются копиями известных сооружений Лиона. Вторая же часть посвящается декорациям и кинореквизитам ко многим всемирно известным фильмам, среди которых – «Звездные войны», «Секретные материалы», «Код да Винчи», «Гарри Поттер» и многие другие шедевры кино. Особое место здесь отведено реквизитам к фильму «Парфюмер» – десятки разнообразных баночек, пробирок, колбочек, костюмы и мебель – все это позволяет перенестись в жутковатую атмосферу этого необычного фильма.

23. Амфитеатр трёх Галлий

Руины древнеримского амфитеатра Трех Галлий находятся в северной части исторического центра, на склоне холма Круа-Русс. Время сооружения известно приблизительно – 1 век до н.э. Свое название амфитеатр получил в честь трех римских провинций, которые располагались на территории современной Франции. Здесь для совещаний и решения различных вопросов собирались представители этих галльских провинций. Позже здесь отдавали присягу легионеры, а во 2 веке устраивались казни и пытки первых христианских мучеников. Среди них одной из самых известных мучениц была святая Бландина, принявшая смерть на арене после многочисленных терзаний, которым она подверглась. В память об этой мученице в юго-восточной части амфитеатра был установлен памятник. Вблизи сооружения можно увидеть и другие свидетельства римской эпохи – остатки акведука, храм, одеон, а еще в непосредственной близости работает музей галло-римской цивилизации.

24. Лионская опера

Если рассуждать аллегорически, то душой гостеприимного Лиона можно назвать Лионскую оперу. Ее дружный коллектив включает сегодня балетную и оперную труппы, оперный хор и симфонический оркестр. Современный театр носит имя архитектора, спроектировавшего здание – Жака Нувеля. Впервые оперный театр был открыт в середине 18 столетия, но уже к началу следующего века не вмещал разрастающейся публики, и в 1831 году на месте старого здания вырос новый театр, открытие которого было ознаменовано постановкой «Белая дама». На протяжении 19 и начала 20 века здесь прогремел ряд французских и зарубежных премьер, а в 1985 году было решено снова возвести новое здание. Строительство длилось 4 года, от старого сооружения осталась лишь оболочка, внутри полностью реконструированы все помещения, добавились нижние этажи, увеличена высота здания. И теперь роскошный театр в стиле барокко, украшенный колоннадой и мраморными скульптурами муз, является ярким украшением Лиона.

25. Отель-Дьё

В сердце Лиона есть неординарный комплекс «Божий дом», известный также как Отель-Дьё. Это средневековый госпиталь, который прославился прежде всего пребыванием здесь в 16 веке монаха-бенедиктинца Франсуа Рабле, написавшего знаменитое произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль». Здание лечебницы, выстроенное еще в Средневековье, первоначально было местом встреч понтификов и приютом для путешественников. Но после поступления на работу первого врача Отель-Дьё стал полнофункциональным госпиталем. На протяжении столетий здание лечебницы неоднократно расширялось, дополнялось пристройками и двориками. Позже в здании работал Музей гражданских хосписов, повествующий об истории медицины. При Отеле-Дьё есть часовня, которая сегодня отреставрирована и доступна для обзора – прекрасное барочное сооружение имеет богатую отделку с элементами рельефа и позолоты. Здесь можно увидеть купель, в которой в с 40-х по 70-е годы прошлого века было крещено не менее 40 тысяч горожан.

26. Дворец Биржи

Одним из самых прекрасных архитектурных сооружений в Лионе является Дворец Биржи – великолепное здание, сочетающее в себе элементы классицизма и барокко, настоящее воплощение финансового могущества Лиона в 19 столетии. Это красивое строение с балконами, колоннадой и декоративными элементами из резного камня сложно упустить из внимания, проходя площади Терро и Белькур. История Дворца началась в 1853-м, когда муниципалитет решил возвести здание, в котором разместится не только биржа, но также и музей искусств, магазины и ателье. Строительство стартовало спустя 3 года, и вскоре выросло красивейшее сооружение, на открытии которого присутствовал сам император Наполеон III со своей супругой. За историю существования Дворец Биржи был свидетелем многих исторических событий, в его стенах в разное время размещался кредитный банк, коммерческий суд, совет по правам рабочих и сообщество торговцев шелком. Сегодня в помещениях Дворца работает Торгово-промышленная палата города.

27. Парк развлечений Mini World Lyon

Парк развлечений Mini World Lyon открылся в 2022 году в развлекательном центре Silk Square в Vaulx-en-Velin в пригороде Лиона. Мини Мир Лион – это миниатюрный парк в масштабе HO 1:87, построенный полностью в помещении площадью 4500 квадратных метров. Здесь можно увидеть: анимированные сцены из жизни, движущиеся транспортные средства, копии всемирно известных достопримечательностей, макеты известных мировых столиц. Этот самый большой парк развлечений во Франции подходит для всех возрастов.

28. Металлическая башня Фурвьер

По мере путешествия в старый Лион путеводитель укажет ещё одну достопримечательность – Металлическую башню Фурвьер, расположенную на живописном холме недалеко от базилики Нотр-дам де Фурвьер. Эта башня уже давно стала одним из символов Лиона, а согласно изначальной задумке, она должна была стать точной копией третьего уровня известной всем Эйфелевой башни. Построена эта металлическая композиция спустя всего несколько лет после того, как ее знаменитая предшественница была представлена на Всемирной выставке. Интересен тот факт, что Фурвьер как бы идеологически «уравновешивает» соседствующую базилику – республиканцы были недовольны строительством собора и именно с их подачи выросло сооружение, являющее собой образец республиканской архитектуры. Сегодня башня впечатляет своими размерами – надземная высота конструкции равна 86 метрам, а вот над рекой Роной она возвышается на все 350 метров. Наверх к Фурвьер ведет фуникулер, поднимающий посетителей на одноименный холм.

29. Парк Золотой Головы

К числу самых живописных мест Лиона относится Парк Золотой головы, расположенный к северу от исторического центра. Это огромная территория в 117 гектаров с ухоженными аллеями, тенистыми тропинками, красивыми полянами и благоухающими цветниками. Есть и большое озеро, по которому можно поплавать на лодке, и зоопарк, и конюшни, и различные возможности для активного отдыха – велодром, мини-гольф, площадка для игры в буль. Целью создания в середине 19 века этого парка было сотворение ландшафтного комплекса, напоминающего известный Булонский лес в Париже. Первоначально для предотвращения затопления территорий была создана плотина, в то же время открыт зоосад с тысячами видов альпийских растений, розарий с сотнями видов диких роз. Позже открыты оранжереи с тропическими растениями, орхидеями, кактусами и азалиями. В северной части паркового озера располагаются два островка, куда можно доплыть на лодке, а на одном из них расположен военный монумент.

30. Праздник света

Начало декабря – волшебный предрождественский период, и в каждом европейском городе он славится чем-то особенным. Один из лучших вариантов, что делать в Лионе зимой, это подгадать даты и 8 декабря отправиться на праздник света, который на несколько дней преображает город, превращая его в центр массовых развлечений и высокого искусства. В это время местные соборы, памятники, площади и фонтаны словно бы по волшебству преображаются в красочные картинки, подсвечиваясь сотнями разнообразных огней от фонарей и прожекторов. История этого яркого праздника взяла начало в декабре 1852 года, когда лионцы в честь открытия статуи Девы Марии на холме Фурвьер в одно время подошли к открытым окнам своих домов и зажгли свечи. С тех пор это мероприятие стало ежегодной традицией, менялись технологии, совершенствовались источники света, но неизменным атрибутом праздника остался один – огонь. Праздник света в Лионе – это великолепный повод увидеть Лион зимой и провести здесь три ночи волшебства в преддверии Нового года.

Лион – город, в котором соприкасаются множество мировых культур. Архитектурное богатство города подарит гостям Франции незабываемые впечатления. Фешенебельные бутики, рестораны и отели в Лионе позволят сполна ощутить уникальную атмосферу города.

Читайте также про достопримечательности Канн и вдохновляйтесь на дальнейшее путешествие по Франции.