Создаем необычную карандашницу «Каменный век»

Создаем необычную карандашницу «Каменный век»

С нетерпением, xочу поделиться с вами своим мастер-классом по созданию карандашницы «Каменный век».

Делать мы ее будем из вполне необычных материалов.

  • речная галька;
  • бобина (от пленка или скотча);
  • фанера (0,5 см);
  • шпатлевка на основе ПВА;
  • яxтный лак;
  • клей ПВА;
  • акриловая краска;
  • клей Момент универсальный;
  • кусочек губки.

У меня была длинная бобина от пленки (толщиной 1 см). Отпилила от нее нужный кусочек, длинной примерно 9-10 см. Xорошенько прошлась по ней шкуркой (№ Р120) и заготовка готова!

Теперь переходим к донышку. Ставим бобину на фанеру и обводим карандашом по кругу. При наклеивании камушек, наша карандашница в диаметре увеличится, и поэтому я решила сделать ее в диаметре побольше. Для этого, циркулем обвела круг на 5-7 мм больше. Отчерченный кружок выпиливаем ручным лобзиком и xорошо его прошкуриваем.

Для оформления приготовьте бобину, шпатлевку, пластиковую карту и речную гальку.

Главное, выбирайте гладенькие, разноцветные камушки, примерно одного размера. Не забудьте промыть иx под струёй воды и подсушить на салфетке.

Когда все подготовлено, приступаем работе. Шпателем нам будет служить пластиковая карта, ей удобнее наносить шпатлевку.

Наносим шпатлевку слоем не менее 3 мм, для того чтобы камушки плотнее закрепились на поверхности.

Главное! Не наносите сразу на большой участок, т.к. шпатлевка быстро подсыхает!

Станислав Дробышевский: Медицина в каменном веке

Выкладывайте камушки мозаикой, немного утопая их в шпатлевке.

Александр Очередной — Зачем изучать каменный век?

И так добавляйте шпатлевку по маленькому участку, пока вы не задекорируете все поверхность.

В этой работе я решила покрыть камнями не только боковины, но и верх (горлышко) карандашницы.

Семья от каменного века до наших дней // Дробышевский. Человек разумный

По завершению основного этапа, шпатлевка на бобине уже немного подсоxнет и нам останется лишь еще немного подсушить ее феном.

Берем клей ПВА (у меня обычный, строительный) и xорошенько покрываем слоем клея. Феном сушить не стоит, оставляем на естественную сушку. После высыхания повторно пройдемся клеем для более прочного скрепления. После высыхания, клея видно не будет. А если у вас на камушках видны небольшие погрешности от шпатлевки, то их можно стереть влажной салфеткой.

Приступаем к донышку.

Прокрашиваем белой акриловой краской с одной и другой стороны с промежуточной сушкой феном.

Когда донышко высохло, покрываем его финальной темно-серой акриловой краской. для этого в белую добавляем черную и хорошо смешиваем, прокрашиваем также с двух сторон, с промежуточной сушкой.

Я выбрала именно темно-серый цвет, т.к. он наиболее подходит к темным камушкам на карандашнице.

Далее, белой акриловой краской или цвета слоновой кости, красим бабину изнутри плоской синтетической кистью и просушиваем феном.

Разводим светло-серый цвет и красим вторым слоем.

Не дожидаясь высыxания проходимся по поверхности кусочком губки. Можно еще немного осветлить цвет, добавив белой краски и снова слегка пройтись губкой.

Александр Очередной о материальной культуре каменного века

Той же самой губкой, слегка дотрагиваясь пройдемся по лицевой поверхности и по донышку. Главное, сделать это совсем не много.

Можно оставить на обычную сушку, а можно не дожидаясь хорошо просушить феном.

Наносим на обе части клей Момент, хорошо промазывая зубочисткой. Выжидаем пару минут и крепко прижимаем обе части.

Художники каменного века 2009

Карандашница почти готова! Вот и настала финальная стадия работы.

Покрываем карандашницу яxтным лаком (правда у него есть минус,это запаx во время прокрашивания).

Можно купить любой другой водостойкий лак, например для бань и саун, паркетный и т. д. Но я предпочитаю для таких вещей именно яxтный лак в 2 слоя, с промежуточной сушкой.

Болезни в каменном веке // Дробышевский. Человек разумный

Вот и подошел к концу мой мастер-класс. Надеюсь, что он оказался для вас полезным и вы попробуете сотворить такую вещицу своими руками.

Мне очень нравятся такие оригинальные стаканчики тем, что они универсальны и их можно использовать не только как карандашницу, но и для косметических принадлежностей или даже для столовых приборов.

Если у вас появились вопросы по данному мастер-классу, пишите обязательно, я с радостью вам отвечу.

Пробуйте, творите, экспериментируйте, не бойтесь ошибиться и у вас обязательно все получится!

Декорирование баночки в технике алмазная вышивка (мозаика)

Уже длительное время я увлекаюсь новым видом творчества — алмазной вышивкой(мозаикой). И после нескольких созданных картин остается довольно много цветных акриловых страз. Мысли что-нибудь из них сделать посещали уже давно, но вот Что?!

Имитация камня мрамор, яшма, оникс, сапфир.

Опытные вышивальщицы знают, куда можно использовать остатки ниток в наборе. Здесь же немного сложнее: эта новая техника зародилась не так давно и заключается в том, что на тканевую или бумажную основу с нанесенным клеевым слоем выкладываются цветные стразы («алмазики»), тем самым формируя любое изображение. Эта техника имеет схожие черты и с вышивкой и с мозаикой. Когда картина собрана, мы ее оформляем в раму и любуемся, а остатки страз лежат и постепенно накапливаются. И выбросить жалко и второй такой основы нет.

Благодаря мастерам на ЯМ, родилась казалось бы необычная идея , но все удалось и я решила поделиться ею с Вами.

Итак, представляю Вам мастер-класс по декорированию баночки из под детского питания с помощью техники алмазной вышивки (мозаики).

— баночка из под детского питания (у меня была фирма Бабушкино лукошко 80 гр);

История Каменного Века 01

— цветные акриловые квадратные стразы 3-х цветов: молочный, бежевый, светло-коричневый(цвета могут быть выбраны по вашему желанию);

— прозрачный клей (пригодный для стекла, пластика, шерсти);

— белая или молочная краска в баллончике;

— белая или молочная пряжа (у меня была 50% шерсть, 50% акрил).

СТРОИМ ПЕРВУЮ ИМПЕРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ( Bronze Age — HD Edition )

1. Первоначально нужно определиться с рисунком, который мы будем выкладывать. Здесь все зависит от набора цветов, которые у Вас есть и от Вашего творчества.

По высоте определить количество рядов несложно: измеряем линейкой и делим на 2 (стразы имеют размер 2*2 мм). У меня вышло 18 рядов. А вот по горизонтали с этим немного сложнее. Что касается рисунка, то сюда подойдет только какой-то повторяющийся узор и сложность вся в том, что по окончанию ряда рисунок может исказиться. Можно было пойти простым путем и создать простые цветовые полосочки. Но мы не ищем легких путей и поэтому для рисунка был выбран ряд произвольных домиков.

2. Самое сложное — это выложить самый первый горизонтальный ряд. Для него мы выбираем светло-коричневый цвет страз.

Стразы выкладываем с помощью пинцета и малого количества клея.

При выкладке первого ряда очень важны следующие моменты:

— нужно следить, чтобы ряд был горизонтальным, иначе перекос повлияет на весь рисунок;

— стразы размещаем так, чтобы зазоры между ними были минимальны;

— оказалось очень удобным клей капать очень маленькими порциями на саму баночку, рядом с местом выкладки;

— клея на стразы нужно наносить небольшое количество, иначе излишек появится на лицевой стороне;

— количество страз в горизонтальном ряду ровно 73 шт. (это число может у Вас измениться по разным причинам: другой диаметр баночки, не вполне точные размеры страз, неплотное их прилегание).

Светло-коричневым цветом я выложила 4 ряда.

3) В пятом ряду молочным и бежевым тонами начинаем выкладывать рисунок. Рисунок я создавала произвольно: молочным цветом выкладывала фон нашей картинки, а бежевым цветом выкладывала домики. Ширина домиков изменялась от 5 до 7 страз, старалась их чередовать в произвольном порядке.

4) Дальнейшее заполнение зависит от Вашей фантазии! Только не забываем у наших домиков, так же в произвольном порядке, выкладывать светящиеся окна (с помощью того же молочного цвета страз). И вот что у меня получилось:

5) Но баночка еще не имеет законченного вида! Поэтому, обклеиваем нашу мозаику молярным скотчем, так чтобы краска не закрасила стразы.

И красим на несколько раз верхнюю часть баночки и крышечку.

ВАЖНО: При покраске не снимайте крышечку, чтобы краска не попала во внутреннюю часть баночки!

Баночке нужно дать просохнуть несколько часов.

6) После полного высыхания баночки, верх и часть крышечки я задекорировала с помощью шерстяной нитки.

Для этого на нужную поверхность наносим тонким слоем клей и аккуратно по кругу наматываем нитку (как бы по спирали). Важно, чтобы каждый следующий ряд плотно прилегал к предыдущему, но не перекрывал его! Кончик аккуратно прячем и подклеиваем.

Аналогичным образом поступаем и с крышечкой.

Вот и все, баночка готова! На ее создание у меня ушло 2 дня, но оформлять я ее могла только когда мой ребенок спал, поэтому фактически времени было затрачено меньше. Такую баночку можно использовать для хранения мелочей или специй.

Очень надеюсь, что мой мастер-класс окажется кому-то полезным! Мне бы очень хотелось узнать Ваше мнение и возможно советы от более опытных мастеров.

КАМЕННЫЙ ВЕК

Современная энциклопедия . 2000 .

  • КАМЕННОУГОЛЬНАЯ СМОЛА
  • КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Смотреть что такое «КАМЕННЫЙ ВЕК» в других словарях:

Каменный век — ↑ до появления рода Homo (Плиоцен) Палеолит Ранний палеолит род Homo приручение огня, каменные орудия Средний палеолит Homo neanderthalensis Homo sapiens выход из Африки Поздний палеолит … Википедия

КАМЕННЫЙ ВЕК — древнейший период в развитии человечества, когда орудия и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости. Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века св. 2… … Большой Энциклопедический словарь

Каменный век — Каменный век. Неолит: 1 женские статуэтки из глины; 2 гарпун из рога; 3 глиняная посуда с ямочным орнаментом. КАМЕННЫЙ ВЕК, древнейший период в истории человечества (приблизительно свыше 2 млн. 6 тыс. лет назад), когда орудия и оружие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Каменный век — древнейший период в истории человечества (приблизительно свыше 2 млн.Ч 6 тыс. лет назад), когда орудия и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости. Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Люди каменного … Исторический словарь

каменный век — сущ., кол во синонимов: 2 • прошедшее (13) • устарело (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2022 … Словарь синонимов

Каменный век в 19 веке?

КАМЕННЫЙ ВЕК — англ. stone age; нем. Steinzeit. Древнейший период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись гл. обр. из камня, но употреблялось также дерево и кость. К. в. делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и… … Энциклопедия социологии

Каменный век — (Stone Age), древнейший период, когда человек не знал металлов и использовал камень как гл. материал для произ ва дробящих, режущих и скоблящих орудий, оружия (метательного), а позже для наконечников стрел. Твердый, крупнозернистый камень… … Всемирная история

каменный век — Древнейший период в развитии человечества, когда орудия и оружие изготавливались из камня, дерева и кости, подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит), сменился бронзовым веком … Словарь по географии

каменный век — древнейший период в развитии человечества, когда орудия и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости. Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Сменился энеолитом и бронзовым веком. У некоторых народов… … Энциклопедический словарь

КАМЕННЫЙ ВЕК — культурно ист. период, в течение к рого еще отсутствовала обработка металлов, а основные орудия и оружие изготовлялись гл. обр. из камня; употреблялись также дерево и кость. Через переходную эпоху энеолит, К. в. сменяется бронзовым веком. К. в.… … Советская историческая энциклопедия

Настольная игра «КАМЕННЫЙ ВЕК»: Играем! // Let’s play «Stone Age» board game

Каменный век

Ближний Восток: Докерамический неолит Керамический неолит Европа, Азия Ранний неолит Поздний неолит

Ка́менный век — древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды.

Каменные орудия изготавливались из различных видов камня. Так, кремень и известняковые сланцы использовались в качестве режущих инструментов и оружия, а из базальта и песчаника изготовлялись рабочие инструменты, например, камни для ручных мельниц. Также получили широкое использование древесина, кости, скорлупа, олений рог.

Каменный век — настольная игра | Видео правила ��

В данном периоде широкое использование технологий впервые значительно повлияло на человеческую эволюцию. Ареал обитания человека расширился от саванн Восточной Африки до всех уголков остального мира. В конце каменного века произошло одомашнивание некоторых диких животных и началась выплавка медной руды для производства металла. Каменный век относится к доисторическому периоду человеческого развития, так как в это время человечество ещё не научилось писать (что характеризует традиционное начало исторического летосчисления).

Термин «каменный век» используется для обозначения археологами обширного периода человеческого развития предшествующего эпохе металлов. Ещё в I веке до н. э. Тит Лукреций Кар высказал предположение, что эпохе металлов предшествовало время, когда основным оружием и орудием человека были камни. Идея о выделении предложена французским антикваром Никола Мауделем в 1734 году. Предложение научно обосновано датским археологом Томсеном в 1836, который выделил в периоде развития человечества 3 культурно-исторические эпохи (каменный, бронзовый и железный века). В 60-х годах XIX века английский учёный Джон Либбок разделил каменный век на две более мелкие эпохи — палеолит и неолит, а в конце того же десятилетия французский археолог Г. Мортилье разработал более дробную периодизацию (шелльская, мустьерская, солютрейская, ориньякская, мадленская, робенгаузенская). Однако в различных регионах земного шара человечество развивалось неравномерно, каменные орудия в некоторых культурах широко использовались даже в эпоху металлов. Поэтому лучше использовать термин «каменные века», чем «каменный век» для обозначения данного периода. Временной период начала и завершения каменного века также является спорным.

Содержание

Каменный век в археологии

Точные даты этого периода являются неопределённым, спорными и зависят от конкретного региона. Однако, можно говорить о каменном веке в целом, как о периоде для всего человечества, хотя в некоторых культурах до настоящего времени не появилась металлургия, пока они не столкнулись с влиянием более технологически развитых цивилизаций. Тем не менее, в целом этот период начался около 3 млн лет назад, начиная с первого гоминида, живущего в Африке, который догадался использовать каменный инструмент для решения бытовых задач. Большинство австралопитеков, вероятно не использовали каменные орудия, хотя их культура также изучается в рамках данного периода.

Так как до нашего времени преимущественно дошли только каменные находки, то на их основе ведутся археологические исследования всего периода. Археологи проводят различные измерения каменных орудий, чтобы определить их типологию, назначение и технологическое использование. Нередко инструменты каменного века доходят до нас в полуразрушенном состоянии, раздел экспериментальной археологии занимается их восстановлением или созданием копий.

Современное использование термина

Одна из проблем в использовании термина «каменный век» заключается в том, что судить об уровне развития доисторических сообществ можно только на основании сохранившихся каменных орудий, а не по типу и сложности устройства общественной организации, источников получения продовольствия или адаптации к суровому климату. Это вытекало из археологических методов, которые применялись в девятнадцатом веке, когда и была разработана трёхвозрастная историческая система. Главная цель тех методов заключалась в проведении максимального количества археологических раскопок для нахождения каменных орудий. Современные методы археологии основываются на куда более широком сборе информации, которая значительно расширила наши знания о тех доисторических временах и позволила понять, что даже в древние времена в человеческом обществе имелась сложная организационная система, что делает термин «каменный век» в его современном понимании устаревшим для обозначения указанного временного периода. Теперь нам известно, что на развитие древних сообществ оказывало влияние множество различных факторов, таких как сельское хозяйство, религия или организованные поселения, а каменные орудия были одним из инструментов, которые в настоящее время не могут полностью отражать уровень развития древнего общества, его верования и быт.

Ещё одна проблема, связанная с понятием каменного века заключается в том, что термин был создан для описания археологической культуры древней Европы, и что его нельзя применить в отношении других регионов мира, таких как Северная и Южная Америка, Океания, где племена земледельцев или охотников-собирателей использовали камень вплоть до их европейской колонизации. Также использование металлов в жизни древних людей носило куда менее важный характер, чем принято думать, и термины Медный, Бронзовый и Железный века являются не совсем приемлемыми для обозначения данных периодов человеческой истории. Так, например в то время, когда во всем мире активно использовались изделия из железа, в Америке железо было неизвестно вплоть до 1492 года (в ходу были медь, серебро и золото), а в Океании до XVII века.

Следующий после каменного века бронзовый стал временной эпохой, в течение которой люди научились изготавливать бронзовые инструменты из меди и олова и использовать их в повседневной жизни. Переход из каменного века в бронзовый для большей части человечества, которое жило в Европе, Азии и Северной Африке произошёл в период с 6 до 2,5 тыс. лет до н. э. Однако, в некоторых регионах земного шара, таких как Центральная и Южная Африка каменный век непосредственно перешёл в железный. Обычно считается, что на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии каменный век завершился около 6 тыс. лет до н. э., а в Европе и остальных странах Азии около 4 тыс. лет до н. э. Однако, культура Инков в Южной Америке жила на уровне каменного века вплоть до 2 тыс. лет до н. э., когда золото, медь и серебро вошли в обиход и стали использоваться повсеместно. Австралия оставалась в каменном веке вплоть до XVII века н. э.

Также мы знаем о том, что переход от каменного века в бронзовый был не единовременным, а занимал достаточно долгое время. Переход осуществлялся началом использования золота и меди, что было подтверждено в находках неолитических поселений. Этот переходный период известен как Медный век или Энеолит. Он был коротким и протекал только в отдельных регионах, потому что бронзовый сплав появился и стал распространяться довольно быстро, как только началась выплавка меди. Например, у найденной ледяной мумии Эци приблизительно 33 века до н. э. были обнаружены как медный топор и нож, так и кремень, что говорит о соседстве в одном времени технологий каменного и медного веков. Совместное использование каменных и металлических орудий продолжалось вплоть до раннего Средневековья. В Европе и Северной Америке каменные жернова употреблялись вплоть до конца XX века, а во многих регионах используются и по сей день.

Хронология

Палеолит

Период древнейшей истории человечества, захватывающий временную эпоху с момента выделения человека из животного состояния и появления первобытно-общинного строя до окончательного отступления ледников. Термин был придуман археологом Джоном Либбоком в 1865 году. В палеолите человек начал использовать каменные орудия в своей повседневной жизни. Каменный век охватывает большую часть истории человечества (около 99 % времени [1] ) на земле и начинается 2,5 [2] , или 2,6 [3] млн. лет назад. Каменный век характеризуется появлением каменных инструментов, сельского хозяйства и завершением плейстоцена около 10 тыс. лет до н. э. [1] [4] [5] Эпоха Палеолита заканчивается с наступлением Мезолита, который в свою очередь завершился неолитической революцией.

Во времена палеолита люди жили вместе в небольших общинах, таких как племена и занимались собиранием растений и охотой на диких животных [6] . Палеолит характеризуется использованием преимущественно каменных орудий, хотя также применялась древесина и костяные инструменты. Природные материалы адаптировались человеком для использования их в качестве инструментов, так были в ходу кожа и растительные волокна, но, учитывая их недолговечность они не смогли сохраниться до наших дней. Человечество в течение палеолита постепенно эволюционировало от ранних представителей рода Homo, таких, как Homo habilis, которые использовали простые каменные орудия до анатомически современного человека (Homo sapiens sapiens) [7] . В конце Палеолита, во время т. н. Среднего и Верхнего Палеолита люди начали создавать первые произведения искусства и стали заниматься религиозными и духовными обрядами, такими как захоронение мёртвых и религиозные ритуалы [6] [8] [9] [10] . Климат во времена палеолита включал ледниковые и межледниковые периоды, в которых климат периодически изменялся от теплых до холодных температур.

Нижний Палеолит

Период, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis . Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны. Homo habilis освоили каменные орудия в эпоху Олдувайской культуры, которые использовались в качестве рубил и каменных сердечников. Эта культура получила свое название в честь места, где были найдены первые каменные инструменты — Олдувайского ущелья в Танзании. Живущие в эту эпоху люди существовали преимущественно за счёт мяса умерших животных и собирательства дикорастущих растений, так как охота в это время не была ещё распространена. Около 1,5 млн лет назад появился более развитый человеческий вид — Homo erectus. Представители данного вида научились использовать огонь и создавали более сложные рубящие инструменты из камня, а также расширили ареал своего обитания за счёт освоения Азии, что подтверждается находками на плато Жойкудан в Китае. Около 1 млн лет назад человек освоил Европу и начал использовать каменные топоры.

Культуры нижнего палеолита

Африка: 2,5-1 млн лет назад

  • Олдувайская культура 2,5-1 млн лет назад
  • Ашёльская культура 2,5 млн — 200 тыс. лет назад

Европа: 1,2 млн — 600 тыс. лет назад

  • Аббевильская культура 1,5 млн — 600 тыс. лет назад
  • Альташейленская культура 600—350 тыс. лет назад
  • Жунгашейленская культура 350—150 тыс. лет назад
  • Спаташейленская культура 150—100 тыс. лет назад

Средний Палеолит

Период начался около 200 тыс. лет назад и является наиболее изученной эпохой, в течение которой жили неандертальцы (120-35 тыс. лет назад). Наиболее известные находки неандертальцев относятся к Мостерианской культуре. В конце концов неандертальцы вымерли и были заменены современными людьми, которые впервые появились в Эфиопии около 100 тыс. лет назад. Несмотря на то, что культура неандертальцев считается примитивной, есть данные, что они чтили своих стариков и практиковали ритуалы погребения, которые организовывались всем племенем. В это время произошло расширение ареала обитания людей и заселения ими неосвоенных территорий, таких как Австралия и Океания. Народы Среднего Палеолита демонстрируют неопровержимые доказательства, что у них начало преобладать абстрактное мышление, выраженное, например в организованном захоронении умерших. Недавно, в 1997 году на основании анализа ДНК первого неандертальца ученые Мюнхенского университета сделали вывод — различия в генах слишком велики чтобы считать неандертальцев предками кроманьонцев (то есть современных людей). Эти выводы были подтверждены ведущими специалистами из Цюриха, а позже и всей Европы и Америки. В течение длительного времени (15-35 тысяч лет) неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали и враждовали. В частности, на стоянках и неандертальцев и кроманьонцев были обнаружены обглоданные кости другого вида. В частности этого мнения придерживается профессор Бордосского Университета Жан-Жак Юблен.

Tabletop: Каменный Век (Stone Age)

Культуры среднего палеолита

  • Микокуенская культура 125-38 тыс. лет до н. э.
  • Мустьерская культура 125-38 тыс. лет до н. э.
  • Блатспицценская группа культур 50-35 тыс. лет до н. э.
  • Сельтская культура 50-35 тыс. лет до н. э.
  • Атерийская культура 40-18 тыс. лет до н. э.
  • Иберомаурусинская культура 17-8 тыс. лет до н. э.
  • Капсийская культура 9-3 тыс. лет до н. э.

Верхний палеолит

Около 35-10 тыс. лет назад завершился последний ледниковый период и современные люди в течение данного периода расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошёл относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская археологические культуры.

Северная и Южная Америка были колонизированы людьми через существовавший в древности Берингов перешеек, который был позже затоплен повышением уровня мирового океана и превратился в Берингов пролив. Древние люди Америки, палеоиндейцы скорее всего сформировались в самостоятельную культуру около 13,5 тыс. лет назад. В целом, на планете стали преобладать сообщества охотников-собирателей, которые использовали различные типы каменных инструментов в зависимости от региона.

Археолог Андрей Захариков про каменный век, духовную и материальную культуру людей эпохи палеолита

Культуры верхнего палеолита

Франция и Испания 30-25 тыс. лет до н. э.

  • Шательперонская культура/Граветтская культура 35-30 тыс. лет до н. э.
  • Граветтская культура 26-19 тыс. лет до н. э.
  • Солютрейская культура (Испания и Франция) 19-16 тыс. лет до н. э.
  • Мадленская культура

Германия 13-9,5 тыс. лет до н. э.

  • Гамбургская культура 13-12 тыс. лет до н. э.
  • Федермессерская группа культур 10-8,7 тыс. лет до н. э.
  • Броммовская культура 9,7-9 тыс. лет до н. э.
  • Аренсбургская культура 9,5-8,5 тыс. лет до н. э.
  • Гамбургская культура 13-10 тыс. лет до н. э.
  • Лингбинская культура 10,7-10 тыс. лет до н. э.
  • Броммовская культура 11,7-9 тыс. лет до н. э.
  • Аренсбургская культура 9-8 тыс. лет до н. э.

Мезолит

Период между палеолитом и неолитом, X—VI тысяч лет до нашей эры. Период начался с завершения последнего ледникового периода и продолжался до повышения уровня мирового океана, что вызвало необходимость людей адаптироваться к окружающей обстановке и находить новые источники своего пропитания. В этом периоде появились микролиты — миниатюрные каменные инструменты, которые значительно расширили возможности применения камня в повседневной жизни древних людей. Однако, термин «мезолит» также используется и в качестве обозначения каменных инструментов, которые были привезены в Европу из Древнего Ближнего Востока. Микролитические инструменты значительно повысили эффективность охоты, а в более развитых поселениях (например, Лепенский Вир) использовались также и для рыбалки. Вероятно, в этой временной эпохе произошло приручение собаки в качестве помощника на охоте.

Первое известное сражение в истории человечества произошло в период мезолита на плато в Египте, известном как Кладбище 117.

Культуры Мезолита

  • Бюренская культура 7,7-5,8 тыс. лет до н. э.
  • Культура Маглемозе:
    • Культура Дуфензее 7-5,8 тыс. лет до н. э.
    • Олдесроерская группа 6-5 тыс. лет до н. э.
  • Культура Маглемозе 8,3-6 тыс. лет до н. э.
  • Гуденская культура 8-4 тыс. лет до н. э.
  • Клостерлиндская культура 8-5 тыс. лет до н. э.
  • Культура Конгемозе 6-5,2 тыс. лет до н. э.
  • Эртебёльская культура 5,2-3 тыс. лет до н. э.
  • Культура Фосна-Хенсбака 9-2 тыс. лет до н. э.
  • Культура Комса 8-3 тыс. лет до н. э.
  • Аскольская культура с 7,5 тыс. лет до н. э.
  • Совтерская культура 8-4 тыс. лет до н. э.
  • Тарденуазская культура 4,5-3,5 тыс. лет до н. э.
  • Кампинийская культура с 4 тыс. лет до н. э.
  • Азильская культура 8,5-5 тыс. лет до н. э.
  • Астурийская культура 8,5-5 тыс. лет до н. э.
  • Натуфийская культура 12-7 тыс. лет до н. э.
  • Капсийская культура 9-3 тыс. лет до н. э.

Неолит

Новый каменный век характеризовался появлением сельского хозяйства и скотоводства во время так называемой неолитической революции, развитием гончарного ремесла и появлением первых крупных поселений людей, таких как Чатал-Гуюк и Иерихон. Первые культуры неолита появились около 7000 до н. э. в зоне так называемого «плодородного полумесяца». Сельское хозяйство и культура распространились в Средиземноморье, долине Инда, Китае и странах Юго-Восточной Азии.

Увеличение численности населения привело к возрастанию потребности в растительной пище, что способствовало быстрому развитию сельского хозяйства. При ведении сельскохозяйственных работ стали применяться каменные инструменты для обработки почвы, а при сборе урожая начали использоваться приспособления для жатвы, измельчения резки растений. Впервые начали строиться крупномасштабные каменные сооружения, такие как башни и стены Иерихона или Стоунхендж, что демонстрирует появление в неолите значительных людских и материальных ресурсов, а также форм сотрудничества между большими группами людей, которые позволяли вести работы над крупными проектами. В какой-то степени данное явление заложило основу в развитии социальной иерархии и появлению элит [11] . Хотя некоторые общества Позднего Неолита формировались в качестве племён со сложной иерархией (например, культура древних Гавайских островов), большинство человеческих сообществ неолита были сравнительно простыми и не имели элиты [12] . В целом, в неолитических культурах было заметно больше иерархических сообществ, чем в предшествующих им палеолитических культурах охотников-собирателей [13] . В эпоху неолита появилась регулярная торговля между различными поселениями, люди начали перевозить товары на значительные расстояния (многие сотни километров). Поселение Скара-Брей, расположенное на Оркнейских островах недалеко от Шотландии является одним из лучших примеров неолитической деревни. В поселении использовались каменные кровати, полки и даже помещения для туалетов.

Культуры Неолита

Западная Европа, Центральная Европа и Северная Европа:

  • Культура линейно-ленточной керамики 5,5-4,5 тыс. лет до н. э.
  • Культура насечковой керамики 4,9-4,5 тыс. лет до н. э.
  • Эртебельская культура 5-4,3 тыс. лет до н. э.
  • Рёссенская культура 4,6-4,3 тыс. лет до н. э.
  • Культура Мишеля Берже 4,93-83,5 «?» тыс. лет до н. э.
  • Культура воронковидных кубков 4,3-2,7 тыс. лет до н. э.
  • Культура шарообразных амфор 3,1-2,7 тыс. лет до н. э.
  • Культура боевых топоров 2,8-2,4 тыс. лет до н. э.
  • Культура колоколовидных кубков 2,5-2,2 тыс. лет до н. э.
  • Культура кинжалов 2,3-1,6 тыс. лет до н. э.
  • Поздняя Эртебёльская культура 3-2 тыс. лет до н. э.
  • Культура боевых топоров 3-2,5 тыс. лет до н. э.
  • Культура кинжалов 2,5-1,6 тыс. лет до н. э.

Швеция и Норвегия:

  • Культура антропогенного воздействия человека, от 6,9 тыс. лет до н. э. (вырубка лесов, выращивание льна и зерновых культур)
  • Лахугитская группа 5,8-5,1 тыс. лет до н. э.
  • Культура Кортайо 4-3,5 тыс. лет до н. э.
  • Пфинская культура 3,9-3,5 тыс. лет до н. э.
  • Хоргенская культура 3,3-2,8 тыс. лет до н. э.
  • Культура боевых топоров 2,8-2,3 тыс. лет до н. э.
  • Культура колоколовидных кубков 2,5-2,2 тыс. лет до н. э.
  • Андреевская культура

Создаем свое племя ! ( Stone Age Wars )

Энеолит

Переходная эпоха, так называемый «медный век», сменяющая каменный век бронзовым.

Материальная культура

Питание

Источниками продовольствия людей в каменном веке служили животные и растения в ареале обитания человека. Люди употребляли мясо и внутренние органы животных, в том числе печень, почки и мозг. Молочные продукты и растительные продукты, богатые углеводами, такие как бобовые и зерновые крупы люди употребляли мало. В пищу использовались листья и корни растений. Мясо животных добывалось преимущественно охотой, хотя в конце каменного века начало появляться скотоводство. Также, задолго до сельскохозяйственной революции неолита увеличилось потребление бобовых растений, о чём говорят археоботанические находки в Израиле [14] . Более того, последние данные свидетельствуют о том, что люди начали обрабатывать и употреблять в пищу дикие зерновые культуры более 23 тыс. лет назад в верхнем палеолите [15] .

В конце ледникового периода 15-9 тыс. лет назад произошло первое в голоцене массовое вымирание животных в Азии, Европе, Северной Америке и Австралии. Это событие вызвало значительное изменение в культуре питания древних людей и способствовало развитию сельского хозяйства, благодаря которому продукты растительного происхождения надолго вошли в рацион человека. Это вымирание могло произойти из-за массовой охоты людей на диких животных, таких как мамонты, хотя многие учёные считают, что вымирание животных связано с изменением климата.

Первое появление вина возможно имело место у древних людей в Палеолите, когда они выжимали сок из дикого винограда в кожаных мешках или деревянной посуде. Уильям Коск Новости журнала National Geographic

Места жительства и среда обитания

Примерно 2 миллиона лет назад люди впервые начали строить антропогенные структуры в Восточной Африке, сооружаемые с помощью простейших механизмов из камней и ветвей деревьев. Около 500 тыс. лет назад люди начали использовать каменное колесо для возведения своих сооружений. Некоторые из сооружений этого периода были обнаружены близ Ниццы во Франции. Места обитания человека в каменном веке были обнаружены по всему земному шару, в том числе:

  • Палаточные структуры внутри пещеры недалеко от Грота Лазарета в Ницце во Франции.
  • Структуры с крышей из дерева, найденные в Дольни Вистоницце в Чехословакии возрастом около 23 тыс. лет до н. э. Стены были изготовлены из камней и глины, упакованной в виде блоков.
  • Во многих хижинах древних людей в Восточной Европе и Сибири были найдены кости мамонта, что предполагает обитание в них людей, охотившихся на мамонтов. Такие поселения обнаружены в долине реки Днепр на Украине, а также вблизи Чернигова, в Моравии, в Чехии и на юге Польши.
  • Остатки животных в палаточных структурах возрастом около 15-10 тыс. лет до н. э. Мадленской археологической культуры были обнаружены на плато Паран во Франции.
  • Могила эпохи мезолита на несколько захоронений и дольмен с остатками одного человека были обнаружены в Граве. Аналогичные структуры эпохи Неолита были обнаружены по всей Европе и Азии. В могилах были найдены медные и бронзовые инструменты, что наглядно демонстрирует проблему определения точного периода каменного века.

Искусство

Доисторическое искусство можно проследить только по сохранившимся находкам каменного века. Сведения о музыкальной культуре первобытных людей можно получить на основе сохранившихся первобытных музыкальных инструментов, а данные об изобразительном искусстве на основе наскальной живописи, к которой относятся петроглифы и наскальные росписи. Неизвестно, выполняло ли доисторическое искусство религиозную функцию. Древние люди во время своих ритуалов исполняли танцы, пели песни и играли на различных музыкальных инструментах.

Религия

Современные исследования и углубленный анализ находок каменного века свидетельствуют о существовании обрядов и верований у людей в доисторические времена. Деятельность людей каменного века выходила за рамки удовлетворения насущных потребностей, таких как пропитание, поиск жилья и изготовление одежды. В древние времена практиковались обряды, касающиеся смерти и погребения человека, хотя они сильно различались у отдельных культур. В каменном веке по всей видимости начала распространяться культура танца, которой сопровождались все обряды.

Древние люди уже во времена Среднего Палеолита, по всей видимости хоронили своих мёртвых. Для украшения тела усопшего и его могилы использовались краски из яркой пыльцы растений, охра и многие другие средства. В каменном веке начали формироваться идеи о жизни после смерти и религиозные чувства людей. Также проводились ритуалы связанные с призыванием дождя, подготовкой к охоте, лечением больных.

Обмен и торговля

Обмен продовольствия, различных материалов и инструментов был распространен ещё у самых ранних культур каменного века. Также проводилась торговля с поселениями, находящимися на больших расстояниях друг от друга. Находки каменных орудий, украшений, материалов для производства оружия, а также других изделий помогли определить места прохождения торговых маршрутов древности. С появлением иерархического устройства общества, знать и вожди племён получали часть прибыли от торговли собственного племени. Однако, даже в конце каменного века торговля велась примитивными способами, первобытные люди не сообщали своим соплеменникам о продаваемых или обмениваемых товарах.

Популярная культура

Как жаргонный термин, «каменный век» иногда используется для обозначения народов, ведущих племенной образ жизни и подразумевающий их большую технологическую отсталость. Обозначение уровня жизни отдельных народов данным термином может быть использовано технологически развитыми цивилизациями в качестве предлога для захвата у таких народов земли и других полезных ресурсов.

Каменный век | История древнего мира | Познавательное видео

Все учёные-антропологи согласны с тем, что негативное использование терминов «примитивные» и «живущие в каменном веке» для обозначения народов, ведущих племенной образ жизни, имеет серьёзные последствия для их дальнейшего развития.
Новости BBC

Термин «пещерный человек» обычно ассоциируется с каменным веком. Например, в 2003 году вышел документальный цикл, описывающий эволюцию человека от каменного века и пещерных людей до современного состояния. Также во многих мультфильмах, фильмах и компьютерных играх, таких как Флинстоуны и Миллион лет до нашей эры показывается сосуществование древних людей и динозавров. Хотя существование в каменном веке динозавров не подтверждается наукой.

Каменный век широко используется в литературе, например в книге «Дети земли» из серии писателя Жана Ауэля, которая основывается на археологических выводах о жизни людей в эпоху палеолита. В 1981 году вышел фильм «Борьба за огонь» режиссёра Жан-Жака Анно по одноименному роману Рони-старшего, рассказывающий историю о племени древних людей, потерявших тщательно хранимый огонь, и нашедших вновь, но уже технологию его добычи.

Фраза «вбомбить в каменный век» была сказана начальником штаба ВВС США генералом Кертисом Лемаем, когда в 1965 году он сделал заявление о северных вьетнамцах во время вьетнамской войны: «Они должны прекратить свою агрессию или мы собираемся вбомбить их обратно в каменный век». Суть этого заявления подразумевала массированные воздушные бомбардировки с целью полного уничтожения инфраструктуры противника с целью полностью лишить его возможности использовать современные технологии.

В переносном значении термин «каменный век» может использоваться для обозначения любой устаревшей технологии, стиля, методологии и т. п., например: «Лампы — это каменный век электроники», или «Использовать оператор GOTO — это стиль каменного века!»

Сергей Щепетов «Каменный век»

Каменный век

Язык написания: русский

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Таймпанк( Стоунпанк ) )
  • Общие характеристики: Приключенческое | Производственное | Социальное | Психологическое
  • Место действия: Параллельный мир/вселенная | Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь )
  • Время действия: Каменный век
  • Сюжетные ходы: Прогрессорство | Путешественники (попаданцы)( в прошлое ) | Сверхъестественные способности, супергерои | Робинзонада
  • Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
  • Возраст читателя: Любой

Содержание цикла:

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Похожие произведения:

StasKr, 17 октября 2009 г.

Чрезвычайно симпатичный цикл. Конечно, тема «наш человек в прошлом» уже успела набить оскомину, но только не в данном случае. Во-первых, автор выбрал необычную эпоху для приключений своего героя: каменный век. Читая романы Щепетова я ненадолго возвращался в своё детство, вспоминая книги Жозефа-Анри Рони-старшего «Борьба за огонь» и «Пещерный лев». Сходства между этими романами и книгами из цикла «Каменный век» нет, но общее время действия неизбежно вызывает ассоциации с классикой приключенческой литературы.

Во-вторых, на фоне издаваемой многочисленной литературной халтуры радует определённый уровень качества книг. Чувствуется, что автор успел побывать в местах диких и неосвоенных человеком. Так что описания природы выглядят очень достоверно.

Так же весьма любопытны размышления главного героя о быте и психологии первобытных людей. Если верить автору (а почему ему, собственно говоря, не верить?), то всё это является не плодом его фантазии, а лишь озвучка некоторых научных теорий. В послесловии к завершающий цикл книги «Люди быка» Щепетов перечисляет источники, откуда он черпал научную информацию для своих романов.

В-третьих, присутствует некая ироничность автора ко всему написанному. В отличие от многих других крыловских писак, которые описывают приключения попаданцев с убийственной серьёзностью, Щепетов позволяет иронию над своими героями. И это, как мне кажется, правильно. Доля юмора не только придаёт лёгкости повествованию, но и снижает желание критиковать книги автора.

В-четвёртых, интересен жанр, в котором написан цикл. Банальная тема прогрессорства здесь играет довольно скромную роль. Уже с третьей книги автор поднимает тему о возможности принципиально иного развития человечества, о попытке отказа от привычной схемы развития цивилизации «первобытно-общинный строй – рабовладельческий строй – феодализм – капитализм». Именно благодаря попытке «изобрести» принципиально иной путь развития для цивилизации стало написание цикла в столь редком (а в России, наверное, и впервые) жанре как «стоунпанк».

Следует отметить, что сам цикл распадается на две части. Если в описанных трёх романах происходят за небольшой промежуток времени (около пяти лет), то следующие три романа охватывают временной промежуток свыше тридцати лет. Поэтому последние три книги отличаются более сухим стилем повествования, связанного с задачей уместить в небольших по объёму произведениях значительное количество событий. Кого-то это отпугнёт, но подобный подход к делу мне нравится больше, чем сборище флэш-бэков (как, например, у Елманова в «Алатырь-камне») или создание безразмерного (книг на двадцать-тридцать) цикла, посвящённой приключениям Семёна Длинной Лапы. В наш век бесконечных серий и книжных долгостроев приятно почитать нечто относительно недлинное и полностью завершённое, не требующее никаких продолжений.

Итог: добротно сделанная и крайне любопытная вещь. Стандартный ход «наш человек в прошлом» удачно обыгран Щепетовым. Пожалуй, самый интересный цикл, что был напечатан издательством «Крылов».

Об этом авторе можно сказать одно — он вызывает уважение, с первых же строк книги.

Редко встретишь современное фантастическое повествование, написанное с той же долей профессионализма и хорошей, крепко проработанной научной базой. Цикл однозначно имеет большое научно-познавательное значение: много ли авторов, описыващих создание какого-нибудь сверхзамечательного меча, по-настоящему представляет, как работает кузница? Как создается керамика — вручную, без гончарного круга? Как действует ткацкий станок?

Все, что описывает Щепетов (ну, наверно, за исключением телепатии), он знает и знает не только по книгам.

КАРАНДАШНИЦА крючком./Pencil HOLDER crocheted.

Как уже было сказано, прекрасно оприсан животный и растительный мир, логично, непротиворечиво выстроена картина мира человека каменного века.

ОТ КАМЕННОГО ВЕКА ДО ТЕХНОЛОГИЙ ( Aground )

И — что особенно понравилось и о чем еще не писали — цикл отличается тонким психологизмом. Как достоверно, тщательно выписан внутренний мир героя, как тонко прорисованы (в немногих, в общем-то, фразах, это совсем не мыльная опера) его взаимоотношения с Сухой Веткой, с сыном. У того же Лукьяненко я не встречалап такого понимания природы взаимоотношений мужчины и женщины.

И, конечно, подкупает исконный, глубинный гуманизм автора — при всей жесткости его по-настоящему мужского взгляда на мир.

Все это — редкость в современной фантастике.

Как сделать подставку для карандашей своими руками DIY

Книги Сергея Щепетотва хочется перечитывать.

Думается, у автора большое будущее.

Редчайшее направление в современной «попаданческой» фантастики, где главный герой не только выживает в эпохе палеолита, но и направляет развитие всего человечества по новому, ещё ни кем не пройденному пути. А встреча с инопланетянами придаёт повествованию нетривиальный характер. Читается легко, хороший в меру юмор, остальное уже осветили другие рецензенты.

P.S. Вызывают сомнения оценки молодых людей, ставящих «колы» и «двойки» без всякого объяснения своих позиций, видно их в школе в своё время сильно обижали.))

Полностью согласен — этот цикл один из немногих , что заставляет по новому относится к фантастике как к жанру литературы. Описание природы в книгах настолько подробное , что у меня возникало ощущение что я читаю не фантастику а энциклопедию туриста. Так что всем кому набило оскомину наша «боевичная» фантастика с магией и бластерами смело беритесь за эту серию.Автору большое спасибо . appl:

Автор, явно сведущ (и весьма) в ряде важных предметов: выживание, палеонтология, ранняя история цивилизации, технологии уровня каменного века. Ради одной темы выживания стоит почитать, хотя бы первую книгу. Все выглядит необычно натурально и реалистично. Например герой много времени тратит на добывание еды — мало того что его охотничьи/рыболовные потуги описаны довольно интересно и интригующе (хоть сам в лес беги!), так еще и не в ущерб основной линии повествования. Никогда такого не видел. Вот только философские размышлизмы главного героя тяжеловаты — пролистывал до самого послесловия, которое оказалось неожиданно удачным. В целом нарисованная картина палеолита оказалась неожиданно яркой и интересной ещё и в смысле осознания ценностей которыми жили древние и те кто основал производящее хозяйство. Редкая книга. Мне, профану, такие раньше не попадались.

ПОДСТАВКА для КАРАНДАШЕЙ из КАРТОНА / Карандашница своими руками /Органайзер для КАНЦЕЛЯРИИ

Цикл любопытный, цельный и не выдыхающийся к концу, а скорее наоборот — набирающий масштабность и красиво завершающийся. Мир событий — смесь научных представлений о нашем прошлом плюс шедрая добавка специй

Есть ряд неприятных моментов для меня, как для читателя:

Покоробил момент ввода инопланетян в канву повествования — когда они описывались издалека и представлялись, то рисовался образ «вумных, крутых и всезнающих», как только инопланетянин начал вести диалог, а не монолог, вся эта картина и посыпалась. Сразу ГГ хитрее, умнее и смог разобраться. Плохо выписан этот момент. К концу цикла вставки с инопланетянами стали не настолько картонными.

Ну и есть небольшая претензия к тому, что каждая (каждая!) книга начиналась с «а в предыдущих сериях. », довольно коряво обыгрывая начало книги. Благо, к концу цикла эти вставки стали показывать события другими глазами и этим стали интересней.

Есть некоторое недоумение от непонятно куда рассасывающихся событий

Плюсов же много больше. Многие вещи выживания описаны, на мой взгляд, правдоподобно, видно, что многое — из личного опыта. Приятно читать описания природы, особенно глазами геолога, гипотезы развития растительного и животного мира, животные показаны прекрасно. Устройство племен, взаимодействия их, их «мифы» — все написано так, что этому веришь

Было интересно наблюдать за борьбой, становлением и развитием сначала ГГ, а потом и его дела — от книги к книге события были все масштабней и хитрее. Предсказуемости почти не было, а сопереживание и желания, чтоб все получилось, — были. И очень порадовало развитие персонажа, все события накладывали свой отпечаток. Хватало первооткрывательства, «изобретений старого», битв и борьбы, столкновений «религий», даже интриг и захватов власти — мне понравилось.

Грустно товарищи сравнивать русского геолога 21 века с американским инженером 19 го. Пожрать, выпить, потрахаться. Нда(