Создаем обереговую куклу Коза

Шьем маленького Буратино

Предлагаю вам сшить маленького Буратино.
Для изготовления куколки нам понадобится:

1. Ткань для тела куклы.

2. Наполнитель (синтепух).

3. Акриловые краски для ткани, пастельные мелки.

4. Ткань двух цветов для одежды.

5. Пряжа и спицы, горох или любой гранулят.

По вдохновению я сделала небольшой эскиз.

А затем и выкройку.

Переносим детали тела на ткань сложенную вдвое, даем припуски и прошиваем на швейной машинке по контуру. Выворачиваем и набиваем детали. В тело я добавила мешочек гороха для того, чтобы наш Буратино хорошо сидел. После набивки зашиваем отверстия потайным швом.

Пришиваем к голове нос, к тельцу голову, ножки и ручки.

Теперь пришло время расписать личико. Простым карандашом рисуем глазки, бровки и ротик. Белой краской закрашиваем глазик, как подсохнет коричневой краской рисуем радужку глаза, а затем черной краской зрачок. Коричневой краской выделяем бровки. Затемняем верхнюю часть глаза, добвляем реснички. Вокруг глаз и бровки оттеняем коричневым пастельным мелком и румянец розовым. Завершающим этапом будет утяжка ротика, как показано на фото.

Вяжем носочки. Для них я набирала 12 петель, добавила белые полосочки.

Для волосиков «стружечек» я взяла три тоненькие полоски ткани для тела и смазала их хорошенько клеем ПВА, когда они высохнут они хорошо принимают заданную форму.
Теперь вяжем колпачок, на него я брала 50 петель на трех спицах, в каждом 6-м ряду делала убавления по одной петле на каждой спице. Пришиваем помпончик.

Стружечки прикрепляем к голове и колпачку, пришиваем.

Шьем штанишки. Переносим выкройку на ткань сложенную вдвое, оставляем припуски прошиваем, выворачиваем и подшиваем как показано на фото. Можно примерять!

Выкройку рубашечки переносим на ткань, даем припуски, вырезаем. Все детали сшиваем, как показано на фото. Выворачиваем и подшиваем. Можно наряжаться! Воротничок я сделала на глаз из полосочки фетра. Рубашечка сниматься не будет, поэтому полочки просто пришиты и украшены помпончиками. Ключик в ручки и все готово!

Буду рада если мастер-класс кому-нибудь пригодится. Поздравляю всех с Новым годом и Рождеством!

проектная работа «Обереговые куклы»

В последнее время очень вырос интерес к народным ремёслам. Происходит это потому, что в том, какой была народная игрушка, что она значила, кроется не только познавательный интерес, но и стремление помнить прошлое своего народа. В проектной работе рассказывается об истории и технологии создания обереговых кукол. К презентации прилагается и паспорт проектной работы.

Скачать:

Вложение Размер
bereginya_kudryavtsevoy_avtosohranennyy.pptx 2.43 МБ
pasport_proektnoy_raboty.docx 19 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проектная работа Обереговые куклы Выполнила Кудрявцева Дарья 7 класс МОУ « Алгатуйская СОШ»

Актуальность проектной работы: 1) возрождается интерес к русским народным ремёслам; 2) русская кукла не только детская игрушка, но и неотъемлемый атрибут древних обрядов; 3) в том, какой была народная игрушка, что она значила, кроется не только познавательный интерес, но и стремление знать и помнить прошлое своего народа; 4) обереговые куклы являются важными атрибутами любого дома, потому что люди вольно или невольно верят в их магические силы. Проблема: Научиться изготавливать русскую народную обереговую куклу с учётом народных традиций.

Новогодняя коза своими руками

Цель проектной работы С оздать обереговую куклу « Берегиню » в соответствии с русскими традициями, а также пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле. Задачи проектной работы: 1) Изучить теоретический материал по теме « Обереговые куклы» (когда их стали создавать, кто может создавать, какие бывают куклы, как их нужно делать, для чего нужны те или иные куклы, как их нужно делать). 2) Освоить технологию изготовления обереговых кукол. 3) Изготовить коллекцию обереговых кукол. 3) Выполнить и декорировать свою авторскую обереговую куклу « Берегиню » в соответствии с русскими традициями.

Используемые методы исследования : работа с источниками интернета, наблюдение, анализ, сравнение, систематизация, моделирование. Используемая литература: Интернет-ресурсы: Proamulety.ru Slavyanskaya-kultura.ru Stranamasterov.ru Yandex . ru / images

Кукольная Коза

В древности славяне к куклам относились очень серьёзно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Изготовление куклы было делом сугубо женским. От качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Первую куклу девочка делала в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Лучшие куклы хранились в сундуке и были частью приданого. Кукла берегла человека, её так и называли: оберег или берегиня . Самые охранные были куклы, выполненные без ножниц и иголок. Куклы несли в себе доброе начало и были безликими. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства.

Кукла-Масленица Кукла Благополучница Кукла Масленица атрибут праздника масленицы. Куклу-Благополучницу дарили с пожеланиями богатства и достатка.

Сороки (Жаворонки) На Жаворонки день зима кончается, весна начинается. Она приносит полезные известия, присматривает за вами.

Кукла Мама Кукла На Счастье Кукла Московка или « Седьмая Я». Символ материнской заботы и любви. В Кукле На Счастье главное – волосы. В них женская сила. Она является помощницей на пути к достижению цели и надеждой на прекрасное будущее.

Кукла Пеленашка Кукла Кубышка Кукла- пеленашки наилучший оберег от сглаза и порчи. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Её подвешивали там, где воздух застаивался или над колыбелью.

Кукла Десятиручка предназначалась молодухе, недавно вышедшей замуж девушке, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.

Куватки Гречница Куватка нужна была , чтобы согревать люльку малыша и отгонять нечисть. (« куваканье »-плач ребёнка) Гречница или крупеничка символизировала достаток и благополучие в семье. Главная кукла в семье.

Кукла Колокольчик Коза Коза-символ жизненной силы, и эту силу она должна принести хозяина избы и его земле. Колокольчик- куколка добрых вестей. Оберег хорошего настроения.

СОЛНЕЧНЫЙ КОНЬ НА ЗДОРОВЬЕ Поселите Солнечного коня у Вас дома, и он принесет счастье и удачу.

МАСТЕР-КЛАСС ПО СОЗДАНИЮ КУКЛЫ БЕРЕГИНИ

Кукла Берегиня имеет особое значение. Её традиционно ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от ссор и болезней. Это душевный подарок – пожелание добра, радости, уюта, благополучия и счастья

Мастер-класс «Обрядовая кукла Коза»

Моя коллекция кукол

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Паспорт проектной работы

Ф.И. учащегося: Кудрявцева Дарья класс: 7

Тема проектной работы: Обереговая кукла «Берегиня»

Предметная область : технология

Направление, в рамках которого проводится работа по проекту : творческий проект

Актуальность проектной работы:

1) возрождается интерес к русским народным ремёслам;

2) русская кукла не только детская игрушка, но и неотъемлемый атрибут древних обрядов;

3) в том, какой была народная игрушка, что она значила, кроется не только познавательный интерес, но и стремление знать и помнить прошлое своего народа;

4) обереговые куклы являются важными атрибутами любого дома, потому что люди вольно или невольно верят в их магические силы.

Проблема: Научиться изготавливать русскую народную обереговую куклу с учётом народных традиций.

Цель проектной работы: создать обереговую куклу «Берегиню» в соответствии с русскими традициями, а также пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи проектной работы:

1) Изучить теоретический материал по теме «Обереговые куклы» (когда их стали создавать, кто может создавать, какие бывают куклы, как их нужно делать, для чего нужны те или иные куклы, как их нужно делать).

2) Освоить технологию изготовления обереговых кукол.

3) Изготовить коллекцию обереговых кукол.

3) Выполнить и декорировать свою авторскую обереговую куклу «Берегиню» в соответствии с русскими традициями.

Используемые методы исследования : работа с источниками интернета, наблюдение, анализ, сравнение, систематизация, моделирование.

U24.ru Миасс. Святошные мастер классы: «Козуля и Кукла-коза» — 10.01.2015г.

Гипотеза: Если изучить теоретический и практический (мастер-классы) материал, то можно ли самому сделать обереговую куклу в соответствии с русским народными традициями.

Используемая литература (Теоретические основания):

Объект исследования: русские народные обереговые куклы.

Предмет исследования: технология изготовления русской народной обереговой куклы «Берегиня».

Продукт исследования : коллекция кукол-оберегов, презентация проекта, создание мастер-класса по изготовлению куклы «Берегини».

Описание продукта проектной работы:

Туловище куклы «Берегини» выполнено на основе берёзового полешка в технике «кукла-закрутка». Кукла изготовлена из натуральных материалов: ватина, белой и цветной бязи, шерстяных и хлопчатобумажных нитей . Для декорирования использованы традиционные элементы: русская народная вышивка в технике «крест», плетёные из джутовой верёвки лапти, узорчатая тесьма. Образ куклы «Берегини» дополнен обереговыми элементами: «Зайчик на пальчик» и мешочек «На счастье, удачу и богатство».

Выводы по теме проектной работы:

1) Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков.

2) К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение.

3) Куклы сопровождали наших предков с самого рождения, несли в себе доброе начало и были безликими.

4) Изготовление куклы было делом сугубо женским.

5) Кукла берегла человека от порчи, сглаза и всяких напастей, ее так и называли: оберег или берегиня.

6) Самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц своими руками и из природных материалов.

7) При выполнении куклы надо придерживаться следующих правил: быть в хорошем настроении, не злиться, в период растущей луны, без иголок и ножниц, при связывании количество узелков должно быть чётное, веточки или щепочки располагаются крестом, нитки только красного цвета.

8) И тогда кукла, выполненная вашими руками, будет вашим оберегом на всю жизнь.

Практическая значимость моей работы огромная:

1) Я познакомилась с историей появления и технологией изготовления обереговых кукол.

Народная кукла. Мастер-класс РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КОЗА. Часть 2

2) Усовершенствовала навыки ручного шитья и вышивки крестом.

проектная работа «Обереговые куклы»

В последнее время очень вырос интерес к народным ремёслам. Происходит это потому, что в том, какой была народная игрушка, что она значила, кроется не только познавательный интерес, но и стремление помнить прошлое своего народа. В проектной работе рассказывается об истории и технологии создания обереговых кукол. К презентации прилагается и паспорт проектной работы.

Скачать:

Вложение Размер
bereginya_kudryavtsevoy_avtosohranennyy.pptx 2.43 МБ
pasport_proektnoy_raboty.docx 19 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проектная работа Обереговые куклы Выполнила Кудрявцева Дарья 7 класс МОУ « Алгатуйская СОШ»

Актуальность проектной работы: 1) возрождается интерес к русским народным ремёслам; 2) русская кукла не только детская игрушка, но и неотъемлемый атрибут древних обрядов; 3) в том, какой была народная игрушка, что она значила, кроется не только познавательный интерес, но и стремление знать и помнить прошлое своего народа; 4) обереговые куклы являются важными атрибутами любого дома, потому что люди вольно или невольно верят в их магические силы. Проблема: Научиться изготавливать русскую народную обереговую куклу с учётом народных традиций.

Цель проектной работы С оздать обереговую куклу « Берегиню » в соответствии с русскими традициями, а также пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле. Задачи проектной работы: 1) Изучить теоретический материал по теме « Обереговые куклы» (когда их стали создавать, кто может создавать, какие бывают куклы, как их нужно делать, для чего нужны те или иные куклы, как их нужно делать). 2) Освоить технологию изготовления обереговых кукол. 3) Изготовить коллекцию обереговых кукол. 3) Выполнить и декорировать свою авторскую обереговую куклу « Берегиню » в соответствии с русскими традициями.

Используемые методы исследования : работа с источниками интернета, наблюдение, анализ, сравнение, систематизация, моделирование. Используемая литература: Интернет-ресурсы: Proamulety.ru Slavyanskaya-kultura.ru Stranamasterov.ru Yandex . ru / images

В древности славяне к куклам относились очень серьёзно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Изготовление куклы было делом сугубо женским. От качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Первую куклу девочка делала в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Лучшие куклы хранились в сундуке и были частью приданого. Кукла берегла человека, её так и называли: оберег или берегиня . Самые охранные были куклы, выполненные без ножниц и иголок. Куклы несли в себе доброе начало и были безликими. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства.

Кукла-Масленица Кукла Благополучница Кукла Масленица атрибут праздника масленицы. Куклу-Благополучницу дарили с пожеланиями богатства и достатка.

Сороки (Жаворонки) На Жаворонки день зима кончается, весна начинается. Она приносит полезные известия, присматривает за вами.

Кукла Мама Кукла На Счастье Кукла Московка или « Седьмая Я». Символ материнской заботы и любви. В Кукле На Счастье главное – волосы. В них женская сила. Она является помощницей на пути к достижению цели и надеждой на прекрасное будущее.

Кукла Пеленашка Кукла Кубышка Кукла- пеленашки наилучший оберег от сглаза и порчи. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Её подвешивали там, где воздух застаивался или над колыбелью.

Кукла КОЗА

Кукла Десятиручка предназначалась молодухе, недавно вышедшей замуж девушке, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.

Куватки Гречница Куватка нужна была , чтобы согревать люльку малыша и отгонять нечисть. (« куваканье »-плач ребёнка) Гречница или крупеничка символизировала достаток и благополучие в семье. Главная кукла в семье.

Кукла Колокольчик Коза Коза-символ жизненной силы, и эту силу она должна принести хозяина избы и его земле. Колокольчик- куколка добрых вестей. Оберег хорошего настроения.

СОЛНЕЧНЫЙ КОНЬ НА ЗДОРОВЬЕ Поселите Солнечного коня у Вас дома, и он принесет счастье и удачу.

МАСТЕР-КЛАСС ПО СОЗДАНИЮ КУКЛЫ БЕРЕГИНИ

Кукла Берегиня имеет особое значение. Её традиционно ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от ссор и болезней. Это душевный подарок – пожелание добра, радости, уюта, благополучия и счастья

Моя коллекция кукол

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Паспорт проектной работы

Ф.И. учащегося: Кудрявцева Дарья класс: 7

Тема проектной работы: Обереговая кукла «Берегиня»

Предметная область : технология

Направление, в рамках которого проводится работа по проекту : творческий проект

Актуальность проектной работы:

1) возрождается интерес к русским народным ремёслам;

2) русская кукла не только детская игрушка, но и неотъемлемый атрибут древних обрядов;

3) в том, какой была народная игрушка, что она значила, кроется не только познавательный интерес, но и стремление знать и помнить прошлое своего народа;

4) обереговые куклы являются важными атрибутами любого дома, потому что люди вольно или невольно верят в их магические силы.

Проблема: Научиться изготавливать русскую народную обереговую куклу с учётом народных традиций.

Цель проектной работы: создать обереговую куклу «Берегиню» в соответствии с русскими традициями, а также пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи проектной работы:

1) Изучить теоретический материал по теме «Обереговые куклы» (когда их стали создавать, кто может создавать, какие бывают куклы, как их нужно делать, для чего нужны те или иные куклы, как их нужно делать).

2) Освоить технологию изготовления обереговых кукол.

3) Изготовить коллекцию обереговых кукол.

3) Выполнить и декорировать свою авторскую обереговую куклу «Берегиню» в соответствии с русскими традициями.

Используемые методы исследования : работа с источниками интернета, наблюдение, анализ, сравнение, систематизация, моделирование.

Гипотеза: Если изучить теоретический и практический (мастер-классы) материал, то можно ли самому сделать обереговую куклу в соответствии с русским народными традициями.

Используемая литература (Теоретические основания):

Объект исследования: русские народные обереговые куклы.

Предмет исследования: технология изготовления русской народной обереговой куклы «Берегиня».

Мастер-класс по изготовлению куклы-мотанки «Коза»

Продукт исследования : коллекция кукол-оберегов, презентация проекта, создание мастер-класса по изготовлению куклы «Берегини».

Описание продукта проектной работы:

Туловище куклы «Берегини» выполнено на основе берёзового полешка в технике «кукла-закрутка». Кукла изготовлена из натуральных материалов: ватина, белой и цветной бязи, шерстяных и хлопчатобумажных нитей . Для декорирования использованы традиционные элементы: русская народная вышивка в технике «крест», плетёные из джутовой верёвки лапти, узорчатая тесьма. Образ куклы «Берегини» дополнен обереговыми элементами: «Зайчик на пальчик» и мешочек «На счастье, удачу и богатство».

Выводы по теме проектной работы:

1) Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков.

2) К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение.

3) Куклы сопровождали наших предков с самого рождения, несли в себе доброе начало и были безликими.

4) Изготовление куклы было делом сугубо женским.

5) Кукла берегла человека от порчи, сглаза и всяких напастей, ее так и называли: оберег или берегиня.

6) Самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц своими руками и из природных материалов.

7) При выполнении куклы надо придерживаться следующих правил: быть в хорошем настроении, не злиться, в период растущей луны, без иголок и ножниц, при связывании количество узелков должно быть чётное, веточки или щепочки располагаются крестом, нитки только красного цвета.

8) И тогда кукла, выполненная вашими руками, будет вашим оберегом на всю жизнь.

Практическая значимость моей работы огромная:

1) Я познакомилась с историей появления и технологией изготовления обереговых кукол.

2) Усовершенствовала навыки ручного шитья и вышивки крестом.

проектная работа «Обереговые куклы»

В последнее время очень вырос интерес к народным ремёслам. Происходит это потому, что в том, какой была народная игрушка, что она значила, кроется не только познавательный интерес, но и стремление помнить прошлое своего народа. В проектной работе рассказывается об истории и технологии создания обереговых кукол. К презентации прилагается и паспорт проектной работы.

Скачать:

Вложение Размер
bereginya_kudryavtsevoy_avtosohranennyy.pptx 2.43 МБ
pasport_proektnoy_raboty.docx 19 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проектная работа Обереговые куклы Выполнила Кудрявцева Дарья 7 класс МОУ « Алгатуйская СОШ»

Актуальность проектной работы: 1) возрождается интерес к русским народным ремёслам; 2) русская кукла не только детская игрушка, но и неотъемлемый атрибут древних обрядов; 3) в том, какой была народная игрушка, что она значила, кроется не только познавательный интерес, но и стремление знать и помнить прошлое своего народа; 4) обереговые куклы являются важными атрибутами любого дома, потому что люди вольно или невольно верят в их магические силы. Проблема: Научиться изготавливать русскую народную обереговую куклу с учётом народных традиций.

Цель проектной работы С оздать обереговую куклу « Берегиню » в соответствии с русскими традициями, а также пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле. Задачи проектной работы: 1) Изучить теоретический материал по теме « Обереговые куклы» (когда их стали создавать, кто может создавать, какие бывают куклы, как их нужно делать, для чего нужны те или иные куклы, как их нужно делать). 2) Освоить технологию изготовления обереговых кукол. 3) Изготовить коллекцию обереговых кукол. 3) Выполнить и декорировать свою авторскую обереговую куклу « Берегиню » в соответствии с русскими традициями.

Используемые методы исследования : работа с источниками интернета, наблюдение, анализ, сравнение, систематизация, моделирование. Используемая литература: Интернет-ресурсы: Proamulety.ru Slavyanskaya-kultura.ru Stranamasterov.ru Yandex . ru / images

В древности славяне к куклам относились очень серьёзно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Изготовление куклы было делом сугубо женским. От качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Первую куклу девочка делала в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Лучшие куклы хранились в сундуке и были частью приданого. Кукла берегла человека, её так и называли: оберег или берегиня . Самые охранные были куклы, выполненные без ножниц и иголок. Куклы несли в себе доброе начало и были безликими. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства.

Кукла-Масленица Кукла Благополучница Кукла Масленица атрибут праздника масленицы. Куклу-Благополучницу дарили с пожеланиями богатства и достатка.

Сороки (Жаворонки) На Жаворонки день зима кончается, весна начинается. Она приносит полезные известия, присматривает за вами.

Кукла Мама Кукла На Счастье Кукла Московка или « Седьмая Я». Символ материнской заботы и любви. В Кукле На Счастье главное – волосы. В них женская сила. Она является помощницей на пути к достижению цели и надеждой на прекрасное будущее.

Кукла Пеленашка Кукла Кубышка Кукла- пеленашки наилучший оберег от сглаза и порчи. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Её подвешивали там, где воздух застаивался или над колыбелью.

Кукла Десятиручка предназначалась молодухе, недавно вышедшей замуж девушке, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.

Куватки Гречница Куватка нужна была , чтобы согревать люльку малыша и отгонять нечисть. (« куваканье »-плач ребёнка) Гречница или крупеничка символизировала достаток и благополучие в семье. Главная кукла в семье.

Кукла Колокольчик Коза Коза-символ жизненной силы, и эту силу она должна принести хозяина избы и его земле. Колокольчик- куколка добрых вестей. Оберег хорошего настроения.

СОЛНЕЧНЫЙ КОНЬ НА ЗДОРОВЬЕ Поселите Солнечного коня у Вас дома, и он принесет счастье и удачу.

МАСТЕР-КЛАСС ПО СОЗДАНИЮ КУКЛЫ БЕРЕГИНИ

Кукла Берегиня имеет особое значение. Её традиционно ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от ссор и болезней. Это душевный подарок – пожелание добра, радости, уюта, благополучия и счастья

Моя коллекция кукол

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Паспорт проектной работы

Ф.И. учащегося: Кудрявцева Дарья класс: 7

Тема проектной работы: Обереговая кукла «Берегиня»

Предметная область : технология

Направление, в рамках которого проводится работа по проекту : творческий проект

Актуальность проектной работы:

1) возрождается интерес к русским народным ремёслам;

2) русская кукла не только детская игрушка, но и неотъемлемый атрибут древних обрядов;

3) в том, какой была народная игрушка, что она значила, кроется не только познавательный интерес, но и стремление знать и помнить прошлое своего народа;

4) обереговые куклы являются важными атрибутами любого дома, потому что люди вольно или невольно верят в их магические силы.

Проблема: Научиться изготавливать русскую народную обереговую куклу с учётом народных традиций.

Цель проектной работы: создать обереговую куклу «Берегиню» в соответствии с русскими традициями, а также пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи проектной работы:

1) Изучить теоретический материал по теме «Обереговые куклы» (когда их стали создавать, кто может создавать, какие бывают куклы, как их нужно делать, для чего нужны те или иные куклы, как их нужно делать).

2) Освоить технологию изготовления обереговых кукол.

3) Изготовить коллекцию обереговых кукол.

3) Выполнить и декорировать свою авторскую обереговую куклу «Берегиню» в соответствии с русскими традициями.

Используемые методы исследования : работа с источниками интернета, наблюдение, анализ, сравнение, систематизация, моделирование.

Гипотеза: Если изучить теоретический и практический (мастер-классы) материал, то можно ли самому сделать обереговую куклу в соответствии с русским народными традициями.

Используемая литература (Теоретические основания):

Объект исследования: русские народные обереговые куклы.

Предмет исследования: технология изготовления русской народной обереговой куклы «Берегиня».

Продукт исследования : коллекция кукол-оберегов, презентация проекта, создание мастер-класса по изготовлению куклы «Берегини».

Описание продукта проектной работы:

Наталья Горошко. МК Мотанка-Коза

Туловище куклы «Берегини» выполнено на основе берёзового полешка в технике «кукла-закрутка». Кукла изготовлена из натуральных материалов: ватина, белой и цветной бязи, шерстяных и хлопчатобумажных нитей . Для декорирования использованы традиционные элементы: русская народная вышивка в технике «крест», плетёные из джутовой верёвки лапти, узорчатая тесьма. Образ куклы «Берегини» дополнен обереговыми элементами: «Зайчик на пальчик» и мешочек «На счастье, удачу и богатство».

Выводы по теме проектной работы:

1) Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков.

2) К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение.

3) Куклы сопровождали наших предков с самого рождения, несли в себе доброе начало и были безликими.

4) Изготовление куклы было делом сугубо женским.

5) Кукла берегла человека от порчи, сглаза и всяких напастей, ее так и называли: оберег или берегиня.

6) Самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц своими руками и из природных материалов.

7) При выполнении куклы надо придерживаться следующих правил: быть в хорошем настроении, не злиться, в период растущей луны, без иголок и ножниц, при связывании количество узелков должно быть чётное, веточки или щепочки располагаются крестом, нитки только красного цвета.

8) И тогда кукла, выполненная вашими руками, будет вашим оберегом на всю жизнь.

Практическая значимость моей работы огромная:

Народная кукла. Мастер-класс РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КОЗА. Часть 1

1) Я познакомилась с историей появления и технологией изготовления обереговых кукол.

2) Усовершенствовала навыки ручного шитья и вышивки крестом.

Создаем обереговую куклу «Коза»

Дата публикации: 06.04.2022

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Приморский край

Проект деятельности воспитателя по развитию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народной обрядовой игрушки.

Исходя из проведённого исследования, можно сделать вывод, что воспитывать патриотизм у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной игрушкой, нужно начинать в дошкольном возрасте. Выявленный исходный уровень сформированности основ патриотизма и интереса к народной игрушке, показал, что детям практически ничего неизвестно об игрушках наших предков. Также выяснилось, что у детей не�

Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности в духе патриотизма и культуры межнациональных отношений. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать дошкольников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков.

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Цель педагогического проекта: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народными игрушками.

— формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к русской обрядовой игрушке;

— воспитание уважительного и бережного отношения к прошлому, к истории и культуре своего народа;

— формирование у дошкольников целостного восприятия народной культуры;

— ознакомление детей с историей своего народа, своего Отечества.

Важнейшими условиями использования народной игрушки в процессе патриотического воспитания дошкольников 6-7 лет являются:

а) — необходимо систематическое обогащение представлений детей о культуре русского народа, народных праздниках в специально организованной и совместной деятельности педагога с воспитанниками;

б) формы организации занятий и методы их проведения должны соответствовать возрастным потребностям и индивидуальным способностям дошкольников, то есть включать в себя: игровые приемы, сюрпризные моменты, опыты и эксперименты, различные виды детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, художественно-творческой, коммуникативной, театрализованной, физической);

в) в группе должна быть создана предметно-развивающая среда, способствующая глубокому ознакомлению дошкольников с обрядовой куклой;

г) дети должны принимать самое активное участие в изготовлении и обыгрывании обрядовой куклы и её атрибутики.

Направления работы по проекту:

а) овладение необходимым объемом знаний о русской обрядовой кукле;

б) создание мотивации к манипуляциям с обрядовой куклой по её прямому назначению;

в) формирование умений изготовления обрядовых кукол;

г) включение детей в проектную деятельность по ознакомлению с обрядовой куклой.

В основе построения работы с детьми положена органичная связь тематического плана с народным и социально-бытовым календарем. Такой метод построения проектной деятельности, делает ее более реальной, жизненной, связывает занятия с окружающей жизнью.

Занятие проводятся два раза в неделю, 4-5 раз в месяц, по подгруппам из 10 – 12 человек. Длительность занятия – 30-35 минут. Предпочитаемая деятельность: познавательно-игровая, продуктивная, опытно-экспериментальная.

1 этап — подготовительный

Знакомство с методической литературой по проблеме: «Ознакомление с русской обрядовой куклой»

Формирование этнокультурной компетентности педагогов и родителей.

«Круглый стол» с участием родителей и детей

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта.

Диагностика уровня знаний детей по проблеме познавательного интереса к народному искусству и обрядовой кукле

Определения уровня знаний у детей

Анкетирование родителей с целью определения их готовности к ознакомлению детей с бытом и укладом жизни русского народа

Определение уровня этнокультурной компетентности у родителей.

Подбор наглядного практического материала для организации работы с дошкольниками по теме: «Про терем, хату и избу»

Создать условия для реализации проекта.

2 этап – основной

Беседа на тему: «Куклы из бабушкиного сундука»

Познакомить детей с русской обрядовой куклой. Формировать представление о значении русской обрядовой куклы в жизни народа. Воспитывать уважительное отношение к истории русского народа, его быту, обычаям, традициям.

Занятие. Знакомство с куклой -пеленашкой

Познакомить детей с русской обрядовой куклой-пеленашкой. Познакомить с народными приметами, связанными с куклой-пеленашкой, с верой наших предков в силу русской обрядовой куклы. Активизировать словарь: пеленашка, оберег. Способствовать развитию интереса и желания к изготовлению куклы.

Знакомство с колыбелью и колыбельными песнями «Баю-баюшки-баю», «Люли- люли-люленьки», «Котя-котенька-коток».

Слушание музыкальных произведений и разучивание песен «Солнце за море ушло», «Ты, собаченька, не лай».

Познакомить с колыбелью, ее назначением в доме. Познакомить детей с русским народным фольклором, колыбельными песнями. Использовать колыбель, колыбельные песни в игровой деятельности. Активизировать словарь: колыбель, люлька.

Учить рисовать колыбель. Передавать характерные особенности внешнего вида колыбели.

Знакомство с видами тканей, подбор тканей для изготовления куклы – пеленашки.

Познакомить детей с видами тканей, свойствами, фактурой, цветом. Рассказать, что для изготовления куклы-пеленашки использовали старую, разноцветную, заношенную, домотканную ткань.

Дидактические игры: «Найди различия», «Раскрась картинки».

Развивать тактильные ощущения. Закреплять знания о видах ткани используемых для изготовления куклы-пеленашки.

Изготовление куклы — пеленашки

Научить детей самостоятельно изготавливать куклу-пеленашку. Продолжать прививать детям навыки ручного труда.

Знакомство с пословицами и поговорками, прибаутками о семье, детях, игрушках.

Познакомить детей с пословицами, поговорками, употреблять в разговорной речи. Понимать обобщенное значение пословиц, поговорок.

Сюжетно – ролевая игра «Семья».

Использовать куклу-пеленашку в игровой деятельности, закреплять полученные знания в игре.

Занятие. «Знакомство с куклами «Зерновушкой», «Крупеничка», «Горошинка», оберегом достатка и сытости.

Познакомить детей с русской обереговой куклой Зерновушкой, символом богатой и сытной жизни. Воспитывать интерес и уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа.

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением русского поля. Н. Дмитриевский-Оренбурский «Уборка ржи», «Молотьба». С. Виноградов «На гумне», С. Колесников «Уборка соломы».

Рассматривание колосьев пшеницы, овса, ржи. Зерен гороха, гречихи, кукурузы, как основы для изготовления кукол Зерновушки, Крупенички, Горошинка.

Познакомить детей с выращиванием и уборкой урожая на Руси. Учить детей составлять описательный рассказ, соблюдать последовательность, точность, выразительность, использовать ранее полученные знания.

Познакомить детей с зерновыми культурами: колосьями пшеницы, овса, ржи, как кормилицами крестьянина и как основой для изготовления куклы «Зерновушки».

Рассказ о том, как наши предки выращивали и молотили зерно.

Знакомство с трудовыми припевками. Пословицами и поговорками, о труде.

Дидактическая игра «Золушка»

Познакомить детей с тем, как наши предки выращивали, убирали урожай с полей. Познакомить со способами молотьбы. Активизировать словарь: покос, молотьба.

Познакомить детей с пословицами, поговорками о труде, употреблять в разговорной речи. Разучить трудовую припевку «Раз-разочек».

Мастер-класс: кукла «Коза-веселушка»

Закреплять знания детей о зерновых культурах, их свойствах, способе выращивания, какую роль они играли и играют в жизни русского народа. Умение отличать зерна пшеницы от зерен ржи, овса.

Русские народные подвижные игры: «Звонари», «Редька», «Сижу-посижу».

Познакомить детей с русскими народными играми. Развивать двигательную активность. Через игру знакомить с жизнью сельской детворы.

— русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Мастер-класс «Народная кукла Коза»

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям русского народа.

Изготовление кукол «Зерновушка», «Крупеничка», «Горошинка».

Научить детей изготовлять обереговую куклу «Зерновушку», «Крупеничку», «Горошинку». Воспитывать уважение к русскому народу, его обычаям и традициям.

Занятие по теме: «Знакомство с обрядовой свадебной куклой»

Занятие на тему «Свадебный обряд»

Познакомить детей с русской обрядовой свадебной куклой, как символом долгой, счастливой жизни.

Познакомить детей с русским свадебным обрядом. Воспитывать уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.

Рассматривание свадебных фотографий родителей

Изготовление альбома «Свадебные традиции»

Расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях.

Вызвать интерес к изготовлению альбома. Закрепить знания детей о семье, свадебных традициях.

Рассматривание картин со свадебным обрядом

Знакомить с русским свадебным обрядом, свадебной одеждой.

Подбор ткани для изготовления свадебной куклы.

Изготовление свадебной куклы.

Рассмотреть с детьми несколько видов ткани. Учить выбирать определенный вид ткани для изготовления свадебной куклы.

АРТ-МЕНЮ. Кукла «КОЗА»

Научить девочек изготовлять куклу из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, обрывков разноцветных нитей. Использовать плоскую щепку любого дерева, кроме ольхи и осины.

Занятие по теме «Знакомство с русской календарной обрядовой куклой Спиридон-солнцеворот».

Познакомить детей с русской обрядовой куклой Спиридон-солнцеворот. Знакомство с обычаями проведения дня зимнего солнцестояния.

Знакомство с закличками солнца: «Солнышко, покажись!», «Солнце, солнце, выблесни в оконце».

Воспитывать у детей любовь к устному народному творчеству. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь строками народных поэтических творений.

Знакомство с обрядовой куклой «Коза», символом плодородия и жизненной силы.

Познакомить детей с традиционным персонажем русских рождественских обрядов «Коза». Воспитывать интерес к русским традициям и обычаям передающимися из поколения в поколение.

Разучивание Рождественских колядок.

Познакомить и разучить с детьми рождественские колядки. Воспитывать интерес к празднику и привлекать к участию в Рождественских колядках.

Изготовление традиционной куклы «Рождественский ангел»

Научить детей изготовлять рождественского ангела, оберега от злых духов, приносящего счастье и любовь в дом на целый год.

Занятие: «Знакомство с целительскими куклами. Оберегающими дом от бед и болезней.

Познакомить детей с целительскими куклами. Формировать представление детей о значении целительской куклы в жизни русского народа. Сравнить с куклой – пеленашкой, куклой «Зерновушкой», свадебной куклой.

Беседа с детьми о здоровье, о здоровом образе жизни.

Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни. Знакомить детей с тем, как русский народ заботился о своем здоровье.

Рисование – «Я и моя семья». «Враги моего здоровья».

Передать через рисунок знания о своей семье. Учить отражать в рисунке впечатления о том, как они с родителями укрепляют свое здоровье. Подобрать цвета соответствующие настроению ребенка.

Знакомство с пословицами, поговорками о здоровье.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о здоровье. Употреблять в разговорной речи.

«Русские игрища»- досуг по народным играм.

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Привлекать к занятиям спортом. Учить проявлять смекалку, находчивость, внимание.

Изготовление целительских кукол-лихорадки-лихоманки.

Научить детей изготавливать целительских кукол. Закрепить знания об их назначении в жизни русского человека.

Знакомство с русской обрядовой куклой Масленица.

Познакомить детей с русской обрядовой куклой Масленица. Познакомить с Масленичными традициями, развлечениями.

Праздник «Прощай Масленица»

Знакомить детей с русским обрядовым праздником, приобщать детей к участию в празднике.

Занятие на тему: «Знакомство с календарной обрядовой куклой «Веснушка».

Познакомить детей с русской обрядовой куклой «Веснушка». Воспитывать уважение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.

Рассматривание картин с изображением прихода весны А. Венецианов «На пашне. Весна», И. Левитан «Весна».

Формировать художественный вкус, знакомить с русскими художниками – пейзажистами. Развивать восприятие красоты русской природы.

Разучивание весенних закличек «Солнышко, пробудись, красное покажись», «Ау, ау, аукаем», «Что за славный денек!»

Формировать у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к русскому народному творчеству.

Рисование – «Пришла Весна красна», «Весна красна, ты с чем пришла?»

Учить детей передавать в рисунке приход Весны, использовать яркие весенние краски. Развивать наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать интерес к природе и отражению впечатлений в изобразительной деятельности.

Подвижные игры: «Ручеек», «Идет матушка-весна», «Тюлень».

Знакомить детей с русскими народными играми, их разнообразием. Воспитывать интерес к русским народным играм.

-русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Как весна зиму поборола».

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказок. Воспитывать любовь к русской народной сказке.

Знакомство с пословицами, поговорками о весне.

Развивать интерес к народному слову и народным приметам, воспитывать художественный вкус. Употреблять пословицы, поговорки в речи.

Изготовление русской обрядовой куклы «Веснушка».

Научить детей изготовлять весеннюю обрядовую куклу «Веснушка». Использование куклы в русских традиционных обрядах.

Занятие на тему: «Весенний день год кормит» (на основе куклы – зерновушки)

Учить детей высаживать семена. Формировать трудовые навыки, последовательность выполнения работы. Закреплять знание о значении куклы Зерновушки в жизни русского народа.

Разучивание трудовых припевок «Сей, сей горох», «Уродитесь, бобы», «Матушка-репка».

Познакомить детей с трудовыми припевками использовавшиеся русским народом во время высадки семян из кукол «Зерновушек» в землю.

Художественно-продуктивная деятельность: Рисование – «Хозяюшкины помощники»

Познакомить детей с орудиями труда, которые помогали при севе семян. Расширять представление детей о жизни русского народа.

Дидактические игры: «Что, для чего», «Что лишнее».

Учить различать орудия труда. Прививать детям любовь к труду. Активизировать словарь детей: борона, соха, коса, серп.

Занятие на тему: «Знакомство с русской обрядовой куклой Кукушечка.

Познакомить детей с русской обрядовой куклой Кукушечка, которая являла собой плодоносную силу. Воспитывать уважение к русским обрядам и традициям.

Подбор материала для изготовления обрядовой куклы Кукушечка.

Познакомить детей с материалом из, которого изготавливалась кукла (трава, ткань,

Изготовление обрядовой куклы Кукушечка.

Мир народной куклы: Обрядовая кукла «Коза».

Научить детей изготавливать русскую обрядовую куклу Кукушечка. Побуждать интерес самостоятельно изготавливать куклу.

Русский народный обряд «Кукушечка».

Знакомить детей с русскими обрядами и традициями. Повышать интерес к истории и жизни русского народа. Возрождать народные традиции.

Занятие на тему: «Знакомство русской обрядовой куклой «Кострома».

Познакомить детей с русской обрядовой куклой Кострома, как воплощением женского плодородия. Формировать у детей интерес к русским обрядам и обычаям.

Рассматривание материала для изготовления куклы Кострома.

Познакомить детей с материалом для изготовления куклы Кострома. Свежие березовые прутья. Разноцветные ткани, разноцветные нити, кора дерева.

Слушание русских народных песен «О Ладо мое», «Кострома».

Продолжать приобщать детей к русской народной музыкальной культуре. Обогащать впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.

Занятие на тему: «Знакомство с русской обрядовой куклой «Купавка».

Познакомить детей с русской обрядовой куклой Купавка, как куклой одного дня, которая олицетворяла собой начало купаний, обладала очистительной силой.

Знакомство с русским песенным фольклором. Слушание «Ездил Иван по улице», «Как у нас в году три праздника», « Ходили девочки вокруг Купавки».

Познакомить детей с русским песенным фольклором. Приобщать к русским народным традициям.

Изготовление русской обрядовой куклы «Купавка».

Научить детей изготовлять русскую обрядовую куклу «Купавка». Использовать для изготовления палочки разной длины, белую, яркую ткани, тесьму, цветы, траву, веточки. Продолжать прививать навыки ручного труда.

3 этап — заключительный

Оформление уголка «Куклы из бабушкиного сундука».

Составление альбома «Русская обрядовая кукла».

Семейная мастерская «Кукольных дел мастера». Изготовление русской обрядовой куклы.

В течение реализации проекта

Электронная презентация для родителей и педагогов.

В процессе проведения занятий дети должны:

— познакомиться с русскими народными праздниками, сроками и спецификой их проведения;

— знать назначение праздника в жизни народа, его историю;

— понять назначение обрядовой куклы, знать их названия, технологию изготовления, способы действия в рамках реализации обряда, используемого на празднике;

— самостоятельно играть с куклой, разворачивать сюжет, устанавливать правила игры и выполнять их;

— изготавливать такие куклы, как: «Пеленашка», «Купавка», «Зерновушка», «Крупеничка», «Горошинка», «Свадебная кукла», «Ангел», «Веснушка», «Кукушечка»;

— самостоятельно, полно описывать внешний вид и характер народной игрушки, её назначение, отличительные признаки;

— уметь сравнивать обрядовых кукол по основным критериям: назначение, внешний вид, участие в празднике;

— осознать быт предков и свою сопричастность к Отечеству, его истории;

— гордиться тем, что живут Российской Федерации, государстве с неописуемо красивой природой, богатыми традициями.