Создаем панно «Букашки» в технике холодного батика

Творческий проект. Изготовление панно в технике холодного батика.

В данной работе изучена техника холодного батика классического, а также его виды, разработанна поэтапно технология изготовления панно в технике холодного батика.

Скачать:

Вложение Размер
tvorcheskiy_proekt._batik.docx 69.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Районный центр дополнительного образования

« Декоративное панно в технике холодного батика »

Роспись шелка. Холодный батик мастер класс — техника скрытого резерва. 4 слой резерва и росписи.

Фанаскова Юлия, 11 лет

Студия «Юный художник»,

МОУ ДОД «Районный Центр

Руководитель: Иванова Ю.Н.

  1. Введение._________________________________________________________3
  2. Основная часть:____________________________________________________3

1) История возникновения батика. Горячий и холодный батик.___________3

2) Холодный батик, виды:___________________________________________5

-узелковая техника; _____________________________________________6

-солевая техника; _______________________________________________8

-монотипия на ткани ;___________________________________________8

-трафаретная роспись; ___________________________________________9

-аэрография или техника смещения;_______________________________9

Мастер-класс от 25.10.13

-термический батик. ____________________________________________10

3) Закрепление краски. _____________________________________________10

4) Материалы и инструменты. _______________________________________10

5) Техника безопасности при росписи ткани. __________________________12

6) Технология изготовления декоративного панно в технике холодного

3. Заключение. ________________________________________________________13

Список литературы. ____________________________________________________14

— Актуальность выбранной темы определяется тем, что – это интересная техника росписи тканей становится всё более и более популярной, несмотря на то, что это очень древнее искусство. Познакомившись с этой техникой на занятиях в студии

Батик: осваиваем волшебную роспись по ткани!

и изучив некоторую литературу, я выяснила, что техника холодного батика для меня более интересна и доступна.

— Объектом исследования является изделие – декоративное панно в технике холодного батика.

— Предмет исследования раскрывает следующие стороны объекта : материалы и инструменты необходимые для выполнения холодного батика, способы перевода рисунка на ткань, сочетание разных видов холодного батика, способы закрепления красок на ткани, техника безопасности при росписи ткани, технология последовательности изготовления панно.

— Цель проекта – изготовить декоративное панно в технике холодного батика.

1. Ознакомиться с историей возникновения батика.

2. Определить различие между холодным и горячим батиком.

3. Изучить технику холодного батика и его виды.

4. Изготовить образцы разных видов холодного батика.

5. Ознакомиться со способами закрепления красок.

6. Изучить и подобрать материалы и инструменты для холодного батика.

7. Разработать технологию изготовления декоративного панно.

8. Ознакомиться с техникой безопасности при росписи ткани.

— Гипотеза исследования: создание изделий в технике холодного батика – это доступное и увлекательное занятие для детей 7- 12 лет.

— Методы исследования: изучение литературы, проведение социологического опроса, наблюдение за работой детей на занятиях батиком в студии.

  1. Основная часть.
  1. История возникновения батика. Горячий и холодный батик.

Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском». Яванский традиционный батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Классический горячий батик — очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней.

Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора «чантинга» (тьянтинг, тьянтин). Это небольшой, медный или латунный, сосуд с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке — ручке.

Ткань, с нанесенным воском рисунком, на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Роспись одного отреза ткани размером 2Х2м могла длится от нескольких дней до нескольких недель.

Вот так выглядит традиционный яванский батик, в котором преобладают яркие цвета.

В Индии и Индонезии росписи чаще использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций. Мастера пользовались тушью всего одного цвета, создавая удивительной красоты пейзажи.

Кисть в руке художника то сильно и резко подчеркивала одни элементы, то плавными и нежными растеками обрисовывала другие. Сейчас мы называли бы эту технику свободной росписью. Обязательно асимметричная композиция, полная символических значений и противопоставлений, создает столь привлекательную, неповторимую гармонию.

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ — театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.

В горячем батике вместо пчелиного воска стали использовать парафин и стеарин. Сетка трещин, появляющаяся в процессе крашения в технике горячего батика, считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой техники.

С изобретением клейкого материала, названного резервом, получила развитие принципиально новая техника росписи — холодный батик.

2) Холодный батик. Виды.

1.Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге. Еще один метод свободной росписи представлен ниже.

Техника сухая кисть по солевому грунту батик

Этапы работы в технике свободной росписи:

Двух слойный батик. Многослойная картина. Батик бабочка. Картина бабочка.

1 этап: ткань, натянутая на раму, равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.

2 этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).

3 этап: нанесение изображения по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.

4 этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками.

5 этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников и т.п.

2.Узелковая техника. Неожиданные эффекты и все время разные возникают при работе в этой технике.

Этапы работы в узелковой технике:

1 этап: свободная роспись по фону.

2 этап: высушенная ткань снимается с рамы и с помощью камешков или других аналогичных вещей, нитками согласно рисунку, завязывается несколько узлов на ткани.

3 этап: весь кусок ткани скручивают с двух сторон очень туго и складывают в два-три слоя, туго обвязывая нитками еще раз (плотность перекручивания и завязывания существенно влияет на будущий рисунок).

4 этап: перевязанную ткань опускают в емкость с краской.

Мастер-класс по росписи войлока в технике холодного батика «Снегири»

5 этап: осторожно вынимаем ткань из раствора, даем стечь, развязываем нити и высушиваем.

3.Техника «Гутта» С применением резервирующего состава. Это самая популярная техника холодного батика,

Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, гарантирует успех даже начинающим.

В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета.

Для нанесения резерва нужна специальная стеклянная трубочка с загнутым носиком и шаровидным расширением для запаса резерва. Импортный резерв обычно расфасован в пластиковые тюбики или флаконы с насадками, из которых его можно наносить непосредственно на ткань.

При нанесении на шелк (если он не загрунтован специально), жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования четких контуров. Предварительно нанеся резервные средства, можно предотвратить растекание красок и разделить одно цветовое поле от другого. В этом и заключается основной прием техники росписи с нанесением контуров.

Панно или платок за 40 часов в холодном батике. Мандала и тюльпаны рисование на натуральном шелке.

Необходимое количество резерва переливают в стеклянную емкость, после этого тюбик или баночку с резервом следует плотно закрыть. Затем резиновой грушей или ртом (но очень осторожно), резерв всасывают из промежуточной посуды в трубочку. Теперь можно нанести резервный состав на ткань. Касаясь ткани загнутым концом трубочки, медленно обведите все контуры рисунка. Чем медленнее вы ведете трубочку, тем толще линии, и тем лучше состав проникает в ткань. При использовании пластмассовых бутылочек и тюбиков со съемными насадками необходимо равномерно выдавливать резерв, чтобы линии были ровными.

Как только нанесенные на шелк резервные линии высохнут, можно продолжить оформление ткани жидкими красками. Каждой художнице, занимающейся росписью по шелку, знакома ситуация, когда разъединяющая линия не «держит». Это проявляется в том, что жидкая краска для росписи по шелку перетекает на соседнее поле. Подобные ситуации являются поводом для огорчений и нарушают процесс росписи.

Для устранения ошибок после высыхания красок проводят пастой новую линию. После высыхания резерва краску пытаются растворить и удалить смоченной в воде ватной палочкой.

Тест на отблеск и воду

Чтобы избежать перетекания жидких красок при росписи сквозь разъединяющие линии, имеет смысл проконтролировать по всей длине полосу, нанесенную контурным средством. Для прозрачного резерва подходит тест на отблеск. Если держать подрамник с натянутым шелком против света, то линии, выполненные контурными средствами, выступают как очень светлые. Если на некоторых участках они выглядят иначе, значит, там это средство недостаточно хорошо проникло в шелк.

Кроме того, проводят тест на воду. Нанесите немного воды вблизи от разделяющих линий. Неплотные участки пропустят воду. Там тоже надо подработать линию, однако, делайте это только после того, как шелк высохнет. Время ожидания можно сократить с помощью фена.

Этапы работы в технике «Гутта»:

1 этап: выстиранный шелк, просушенный, и хорошо отутюженный натяните на раму. Предварительно раму оклейте малярным скотчем.

2 этап: затем перенесите рисунок с эскиза мягким не острым карандашом.

3 этап: следующее, что вы должны сделать, это с помощью резерва провести линию окончания рисунка по всему периметру ткани, линия должна быть обязательно замкнутая, тогда краска не выйдет за ее пределы.

4 этап: обведите карандашный рисунок резервирующим составом, здесь тоже очень важно помнить, что все линии должны быть замкнутыми.

5 этап: после полного высыхания резерва роспись рисунка с помощью разбавленных до нужного тона анилиновых красителей.

4. Солевая техника .Или техника травления с использованием соли.

Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин, платков, одежды в этой технике буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль.

Этапы работы в солевой технике:

1 этап: на влажную расписанную в свободной технике ткань посыпается соль.

2 этап: важно не перестараться, соль посыпается там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой.

3 этап: после полного высыхания красок аккуратно удалите кристаллы соли.

5. Техника монотипии по ткани

Техника богатая на эффекты, но трудность в том, что невозможно предугадать, что в итоге получится. Невозможно повторить понравившийся эпизод.

Этапы работы в технике монотипии на ткани:

1 этап: нанесение краски на сухую поверхность ткани поролоновой губкой в произвольном порядке.

2 этап: когда ткань НЕМНОГО подсохнет, снять ее с рамы и заложить на ней несколько больших и малых складок в различных направлениях и прогладить утюгом, так повторить несколько раз до получения нужного эффекта.

3 этап: разгладить ткань окончательно. При глажении влажной ткани в складках получаются своеобразные переходы цвета от темного к светлому, образуя интересный фактурный рисунок.

4 этап: сверху тушью дополнительно можно отпечатать любую фактуру, например лист дерева.

6. Техника трафаретной росписи

Этапы работы в технике трафаретной росписи:

1 этап: прописать фон в технике свободной росписи яркими и светлыми тонами.

2 этап: на высохшую поверхность ткани наложить шаблон, вырезанный из бумаги или картона (можно также использовать куски тюля, кружева или других подобных материалов). Отверстия шаблона покрывают краской textill marabu с солью (верхний красочный слой при этом не смешивается с нижним).

Техника получила свое название от сильного сходства цветового восприятия с витражами. Разница лишь в использованном материале.

Этапы работы в технике витража:

1 этап: нанесение черного, золотого или серебряного контура на белую ткань согласно рисунку.

2 этап: после высушивания контура залить изображение различными цветными пятнами (контур будет отделять цвет от цвета, не давая краскам смешиваться).

8. Техника смещения

Эту технику можно назвать импрессионизм в шелке.

Этапы работы в технике смещения:

1 этап: погрузите шелковую ткань в чуть теплую воду, затем хорошо отожмите ткань. Шелк можно спокойно выкручивать, так как образующие заломы дают дополнительный интересный эффект.

Роспись панно: онлайн-урок Эдуарда Галумова

2 этап: разложите хорошо увлажненную ткань на стекло или на полиэтиленовой пленке.

3 этап: Сдвиньте ткань, так чтобы одни складки ложились на другие. И побрызгайте на них сверху выбранными вами красками из пульверизатора или с помощью аэрографа.

4 этап: перед каждым новым набрызгом меняйте положение складок, смещая ткань. И каждый новый этап должен подсохнуть.

5 этап: нанеся самые темные краски, их нужно совсем чуть-чуть для глубины рисунка, нужно дать шелку окончательно высохнуть.

6 этап: прежде чем закрепить роспись хорошо отутюжьте ткань.

9. Техника «Термический батик»

Самый простой способ получение узоров на ткани.

Этапы работы в технике термического батика:

1 этап: Предварительно ткань замачивают.

2 этап: Помещают на поверхность устойчивую к влаге и высоким температурам (деревянную или металлическую), складывают мелкими складками и кистью наносят разбавленные растворы красителей.

3 этап: Ткань покрывают калькой, а сверху ставят горячий утюг, аккуратно перемещая его с одного участка ткани на другой до полного высыхания изделия.

4 этап: После ткань разворачивают и проглаживают с изнанки и лица. Без запаривания изделие промывают водой и стирают с мылом.

  1. Закрепление изделия.

Для завершающего этапа очень важно правильно закрепить изделие и постирать его. Сначала промываем холодной водой, затем горячей и стираем вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе уксуса (2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья. Гладить изделия нужно еще влажными, сначала с изнанки, а затем с лица.

4). Материалы и инструменты для холодного батика.

1. Ткань. Для холодного батика лучше всего подойдет натуральный шелк: креп-шифон, креп-жоржет, крепдешин, атлас, или другой. Продается практически в любом магазине тканей. Стоит от 120 рублей за погонный метр. Не возбраняется поэкспериментировать и на искусственном шелке. Для начинающих подойдут и более простые недорогие ткани.

2. Краски. Краски для батика продают практически в каждом специализированном магазине для художников. Но часто нужного цвета не оказывается в наличии. Поэтому, прежде, чем отправляться за красками, стоит позвонить в магазин и уточнить. Стоят краски для шелка от 40 рублей за баночку (отечественные) до 150-200 (импортные). Проще всего работать с красками, которые разбавляются водой и фиксируются на ткани утюгом. Так и скажите продавцу, вас поймут. Теперь о цветах. Для начала достаточно купить 4 основных: синий, красный, желтый, черный. Остальные цвета и оттенки можно получать, смешивая краски между собой и разбавляя водой для получения более светлых тонов.

3. Резерв. Этим составом обрабатываются участки ткани, которые впоследствии должны остаться незакрашеными. Нам понадобится бесцветный (прозрачный) резерв. Продаются резервы там же, где краски. Бывают двух видов – в тюбиках и в баночках. С первыми все просто – они наносятся прямо из специальной насадки – «носика» на тюбике. Если покупаете резерв в баночке, то купите еще и специальную стеклянную трубочку, с помощью которой резерв наносят на ткань. Стоит резерв от 40 (баночка) до 150 (тюбик) рублей.

4. Кисти. Лучше всего купить круглые, беличьи кисточки № 3, 5.

5. Канцелярские кнопки (лучше – кнопки-«гвоздики») – ими крепят ткань на подрамнике.

6. Скотч – им обматывают подрамник, чтобы краска не впитывалась в него, а ткань не цеплялась за неровности дерева. Также пригодится для крепления листа с эскизом к подрамнику и ткани.

7. Палитра. Ее заменят крышечки (например, от детского питания), блюдечки, тарелочки. Подготовьте штук 10.

8. Нарезанный кусочками поролон – если будет необходимо закрасить большие участки ткани, например, фон.

9. Ватные палочки – могут понадобиться, чтобы промокать участки росписи, вытирать излишки воды.

10. Бумажные полотенца или обрезки ткани – вытирать кисти.

11. Бумага, карандаш, ластик – нарисовать эскиз.

12. Черный (или другой темный) фломастер – обвести эскиз. Яркий контур лучше будет виден через шелк, когда будете переносить рисунок на ткань.

Мастер-класс: Панно в технике холодный батик «Сказочный городок»

13. Фантомный маркер. Вещица необязательная, но удобная. Нужен для нанесения рисунка на ткань. Прелесть его в том, что через несколько часов после нанесения линии исчезают и не нужно состирывать набросок, как если бы Вы наносили эскиз простым карандашом.

Нитки или тонкая бечевка для узелкового батика, фен (некоторые не в силах ждать, пока высохнет батик, предпочитают убыстрить процесс), спирт (улучшает растекаемость красок по шелку, дистиллированная вода (лучше разводить ей краски, в ней нет примесей), соль (для «солевого эффекта») и мочевина – тоже для красивого акцента.

5). Техника безопасности в процессе работы над росписью тканей.

Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности:

1. Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.

2. На рабочем месте должны находиться только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.

3.Работу с красильными и химическими растворами необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.

Мастер-класс по декоративному панно на пяльцах в технике холодного батика «Северная ягода»

4. Некоторые вещества при смешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.

5. Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары.

6). Технология выполнения декоративного панно в технике холодного батика.

  1. Нанесение рисунка на ткань мягким не острым карандашом ( от руки; подкладывание рисунка под ткань; через копировальную бумагу).
  2. Натягивание ткани на подрамник. Предварительно оклеить раму скотчем.
  3. Нанесение резервного состава по контуру рисунка, таким образом, чтобы все линии были замкнутыми.
  4. Роспись рисунка анилиновыми красителями.
  5. Посыпание влажного фона крупной солью для декоративного эффекта.
  6. Сушка изделия( естественным способом или с помощью фена).
  7. Удаление крупинок соли с изделия.
  8. Оформление панно в рамку под стекло.

Ручная роспись ткани – очень древнее и вечно юное искусство.

Что можно сделать из батика?

Что угодно: от настенного панно до летнего пальто, от пастельного белья до накладного воротничка, экраны, ширмы, ковры, носовые платки, абажуры, занавески, шторы, скатерти, салфетки, покрывала, чехлы и даже гамаки.

Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные наряды, шарфы, платки, юбки, кашне, палантины и галстуки, расписанные кистью художника.

Изящные расписные открытки и панно станут оригинальным подарком друзьям и знакомым.

Шелковые декоративные платочки подчеркнут стиль костюма.

Легкий шарф – отличное дополнение к любой одежде, придающее ей романтичность и изысканность.

Мастер-класс — пано в технике холодный батик

Тонко расписанные платки послужат украшением вечернего туалета, а яркие с простым рисунком – необычным пляжным одеянием.

Портьеры и картины в вашем доме, расписанные вами собственноручно, сделают ваш дом необыкновенным, уютным и запоминающимся.

Роспись и украшение ткани – очень увлекательное занятие, Работа с прекрасным материалом – шелком и красками доставляет большое удовольствие и радость.

Можно ли заниматься батиком, не умея рисовать?

Можно. Роспись ткани в некоторых случаях совсем не требует навыков рисования, — скорее здесь требуется внимание и аккуратность.

Работа в технике холодного батика не требует больших материальных затрат, все материалы и инструменты можно легко найти дома и в художественном магазине. Наблюдая за работой детей в нашей студии, опросив своих сверстников, выполняя этот проект, я пришла к выводу, что холодная роспись по ткани даже для детей моего возраста – это очень доступное, интересное и увлекательное занятие.

В дальнейшем изучив данное искусство глубже, я думаю, что смогу самостоятельно даже в домашних условиях расписать для себя или для близких любое изделие, от открытки и панно до платков и портьер.

Панно в технике холодный батик

Совсем скоро нашей семье предстоит переезд в новый дом. Приятное событие! Уже сейчас я готовлю вещи к переезду, складываю мелочевку по коробкам. И вот в один из вечеров, среди студенческих работ я обнаружила свои старые эскизы. Подумав, я решила подарить им вторую жизнь, сделать панно в техники холодный батик для детской комнаты. Вот что из этого вышло.

Для работы нам необходимо:
— подрамник, у меня размером 50*50см
— ткань, лучше натуральный шёлк, хлопок, шифон, но можно и искусственный шелк
— резерв бесцветный (можно приобрести в художественном салоне)
— стеклянные трубочки
— бензин для зажигалок (промывать трубочки)
— эскиз, кнопки, груша, салфетка
— акриловые красители
— несколько пластиковых стаканчиков для смешивания красителей и для воды — бумага или х/б ткань, утюг
— кисти

Для начала натянем ткань на подрамник. Ткань должна быть чистой. Необходимо взять ткань с небольшим запасом, для подгибки. Достаточно будет 1,5-2 см с каждой стороны. Как это сделать, я подробно рассказывала здесь.

Увеличим эскиз до необходимого размера, у меня 42*48 см. Обводим контур маркером.

Закрепляем эскиз с внутренней стороны ткани иголками. Аккуратно, не торопясь, наносим рисунок на ткань. Следим, чтоб не было разрывов при нанесении рисунка. Чем тоньше ткань, тем тоньше могут быть линии рисунка и наоборот. Подробнее, как перенести рисунок на ткань я рассказывала здесь.

Разведем красители в стаканчиках. Чем больше мы добавим воды, тем менее насыщенный цвет получим. На каждый цвет делаем 3 оттенка. Не разводите слишком много красителя. Если после работы краситель останется, его можно слить в баночку с крышкой и хранить в течение нескольких дней.

После того как резерв высохнет, приступаем к росписи изделия. Начнем роспись с изображения города.

Во время работы старайтесь не брать слишком много красителя на кисть, чтоб не получить нежелательные капли. Давайте возможность красителям растекаться, чтобы они могли смешиваться, создавая плавный переход. Работать нужно быстро, чтобы краска не успевала высыхать, иначе образуются «ступеньки», а это брак.

Для большего эффекта ткань можно посолить. Солить нужно еще влажную ткань, насыпая соль с высоты 20-25см. Чем крупнее будут кристаллы соли, тем эффектнее получится рисунок.

Приступим к фону. Я предпочитаю слегка смочить поверхность водой, чтоб избежать преждевременного высыхания красителя. Воду наносим по центру, не доходя до контуров, чтоб избежать излишнего намокания.

Наносим краситель. Работать нужно быстро и аккуратно.

После высыхания снимем изделие с подрамника. Застелем поверхность стола тканью и бумагой, поверх положим изделие и еще один слой бумаги или х/б ткань. Погладим изделие утюгом в течение 5 мин, температуру выставим на максимум. Таким образом закрепляют акриловые красители и удаляют часть резерва с поверхности работы.

Изделие постираем в теплой воде тем 30-40 градусов с мягким моющим средством для того, чтобы удалить остатки резерва. Натянем на подрамник подходящего размера, оформим в раму, все готово!

Панно готово, а название я еще не придумала)

Возможно у вас есть варианты, предлагайте!

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в Яндекс Дзен, Вконтакте, Одноклассниках, Facebook и Pinterest!

Холодный батик. Мастер-класс «Подводное царство»

По каким критериям следует сделать выбор:
1. Финансовый вопрос – картина должна быть не дорогой.
2. Сюжет – картина должна быть оригинальной, подходящей по цветовой гамме к комнате.
3. Техника выполнения.
Вот с выбора техники выполнения следует начать работу.
Каким образом можно выполнить картину для подарка:
• Нарисовать — но, к сожалению, я не владею этим умением достаточно хорошо.
• Вышивка – но это достаточно кропотливая работа и займет много времени.
• Батик – оригинально, и займет немного времени на исполнение.
Свой выбор я остановила на батике. Я уже знакома с этой техникой, изучала историю возникновения, стили, виды росписи(огромное количество информации были взяты из различных интернет сайтов).
было решено выполнять работу в технике холодный батик

Для работы мне понадобится:

1. Ткань размером 100 х 80 см. – я использовала сорочечную ткань по цене 180 руб. за 1 метр.
2. Резерв для закрепления контура рисунка – на работу ушло 3 тюбика , по цене 35 руб. за 1 шт.
3. Краски для батика — я взяла их у своего учителя.
4. Контур для ткани – три цвета, по цене 30 руб. за 1. шт.

Итого: изготовление картины обошлось в 265 руб.

• Сюжет для картины я взяла с картинки, нарисованной на упаковке карандашей — «Подводный царство» со смешными обитателями.

«Холодный батик»

Подробный видеокурс о технике холодного батика для начинающих! Создайте свою яркую композицию в технике «батик», которую можно будет превратить в элемент одежды или использовать для декора интерьера.

    для всех возрастов доступ к материалам навсегда

«Холодный батик»

О курсе

Мастер-класс в технике холодного батика. Панно «Город».

— Создание яркой декоративной композиции
по теме городского пейзажа нашего
любимого города.
— Материалы и инструменты;
— Технология: различные приемы батика;
— Особенности выполнения росписи.

Кому особенно полезен мастер-класс:

— декораторам,
— дизайнерам,
— мастер-класс подойдет для любого уровня,
как для начинающих, так и для опытных мастеров,
каждый найдет для себя полезную информацию.

Педагог видеокурса Ирина Штукмейстер.

— Художник, дизайнер, член Союза дизайнеров Санкт-Петербурга.
— С 1993 г. участница многочисленных профессиональных выставок
и показов работ в технике батик. Коллекции работ находятся в частных коллекциях Финляндии, Норвегии и Болгарии.
— Сфера профессиональных и творческих интересов- разработка дизайнерских решений в различных областях: интерьер, одежда, рекламная продукция, создание художественных АРТ объектов и элементов декора с использованием техники батик.
— Ведущая профессиональных мастер-классов в технике батик.
— Опыт работы в технике батик — 19 лет.

Декоративное панно в технике батик

Декоративное панно в технике батик

Актуальность выбранной темы определяется тем, что – это интересная техника росписи тканей становится всё более и более популярной, несмотря на то, что это очень древнее искусство. Познакомившись с техникой батик и изучив некоторую литературу, я выяснила, что техника батика для меня более интересна и доступна. Это необыкновенно увлекательная работа.Я решила создать декоративное панно, передав настроение, соответствующего времени года. Мне очень нравится зима.Зима – будто настоящая Снежная королева, холодная и иногда неприветливая. Зато прекрасная в своих шикарных белых одеждах из снега и украшениях из бриллиантов льда. Набросив на плечи шаль из ветра и метели, зима неслышным шагом легко ступает по земле, радуя нас своей красотой и веселыми зимними забавами.У нас с сестренкой в комнате много поделок, мягких игрушек, но все же, чего то не хватает. У меня возникла проблема: чем еще можно красочным и ярким украсить комнату? Будущая работа должна подходить к интерьеру нашей с сестренкой комнаты. Возникшие дефекты должны быть устранены во время работы. Изделие должно иметь низкую себестоимость. Когда я обосновала возникшую проблему, то сразу поняла: моя задача — разработать и изготовить декоративное панно в технике батик своими руками. История возникновения батика Батик — batik индонезийское слово. Часть слова «tik» – на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; -ба – хлопчатобумажная ткань. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик — конкретная технология окрашивания и украшения ткани. Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную.

В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском». Яванский традиционный батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, Индокитае, в африканских странах. В Европе батик начали применять при декорировании тканей во второй половине 19 века. Голландцы наладили небольшое производство, а немцы поставили его на поток. В России батик появился в 20-е годы. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусств.

ВИДЫ БАТИКА Существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись, узелковый. Они отличаются способом резервирования ткани.

Мастер-класс: Панно в технике холодный батик

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.

Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Панно «Тюльпаны» в технике холодный батик

Узелковая техника считается самой древней техникой батика, появившейся в Индокитае еще до VII века.

Технология проста: ткань так же, как и в любом батике, резервируется от попадания краски, но без резервирующих составов, а с помощью различных жгутов, веревок, ниток. Ткань плотно обматывают, а затем опускают в краску (или наносят краску кистью). После освобождения ткани от веревок места сгибов остаются непрокрашенными. Сам получаемый рисунок на ткани зависит от способов завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных ее фрагментов. Узелки вяжутся или вручную, или выполняются с помощью крючков и иголок. Изучив литературу, и обобщив полученные знания, я сделала следующие выводы: История батика имеет древние корни, ведь самой древней из известных росписей около 2 тысяч лет. Совершенствование техники батик напрямую связано с развитием науки и техники. Прежде обыкновенное ремесло, сегодня батик совершенно отдельная область искусства. Именно технология холодного батика пользуется сегодня огромной популярностью среди художников профессионалов и любителей, так как данный метод прост, безопасен и доступен. Цель моей работы достигнута. Мною выполнено декоративное панно в технике холодного батика. Я надеюсь, что мой проект позволил по-новому взглянуть на декоративно-прикладное искусство и понять его ценность и важность. Эта композиция необычна тем, что она сделана в единственном экземпляре, так сказать эксклюзив. Мое панно обогатит интерьер нашего дома, наполнит его теплом, комфортом и уютом, а самое главное – за меня порадуется моя мама, т.к. панно я сделала своими руками. Конечно, в процессе выполнения работы я встречалась со многими трудностями, но, как мне кажется, я справилась с ними. В ходе исследования я узнала много нового и интересного о такой технике как холодный батик.