Создаем пасхальное яйцо с медальонами Пробуждение Ангела

Фирма К. Фаберже

История

Основатель и владелец фирмы “Фаберже”, которая 1872 г. является одним из ведущих ювелирных предприятий России XIX века, Петер Карл Фаберже родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Его отец — Густав Фаберже, основавший в 1842 году ювелирную фирму в Санкт-Петербурге, был родом из Эстонии, а его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника.

В юности Карл Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 году возглавил фирму отца. Сначала это была небольшая мастерская, которая производила исключительно ювелирные изделия. С 1872 г. дело стало расширяться, все больше внимания уделялось художественной стороне, мастера фирмы осваивали новые технологии обработки металлов, разрабатывали собственные методы работы с драгоценными камнями. Производство и ассортимент быстро расширялись, были созданы отдельные мастерские по производству золотых и серебряных изделий. По моделям и эскизам, созданным в мастерской Фаберже, охотно работали и другие мастера. На протяжении долгих лет продолжалось успешное сотрудничество компании с мастерскими и ювелирными фабриками Хольмстрема и Тильмана, Перхина, Реймера, Коллина, Раппопорта, Арне, Вакевы и др.

После ошеломительного успеха на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве Петер Карл Фаберже получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Для него начинается эпоха признания и роста популярности.

Фирма Фаберже изготавливала уникальные подарочные изделия, в т.ч. по заказу императорского двора. В 1883 г. было изготовлено первое пасхальное яйцо — подарок Александра III жене к Пасхе. Всего для императорской фамилии в мастерской Фаберже было изготовлено около 50 пасхальных яиц. Именно здесь стали делать пасхальные яйца – сюрпризы: с заводными механизмами, миниатюрными фигурками, портретными медальонами. Высочайшая техника исполнения, богатство отделки, мастерство и фантазия художников, все это стало залогом всемирного признания.

До 1887 года фирма Фаберже в основном специализировалась на производстве ювелирных изделий. Позднее, с расширением производства, в ассортименте продукции стали появляться крупные серебряные изделия, столовые и чайные сервизы, предмета декора. В это же время был открыт филиал в Москве (фабрика и магазин), немного позднее — магазины в Одессе, Лондоне. В 1899—1900 гг. в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже по проекту архитектора Карла Шмидта, двоюродного племянника ювелира. На первых этажах разместились магазин и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже.

Продукция фирмы Фаберже выставлялась на различных выставках и всегда с неизменным успехом. Так, например, на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, Карл Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров» и орден Почётного легиона. Все это способствовало росту популярности компании за пределами России, в Европе и Америке.

Тяжелые времена для компании и ее владельца настали сразу после Октябрьской революции. Все мастерские были закрыты, а оборудование, запасы материалов и готовые изделия были национализированы большевиками. Осенью 1918 Карлу Фаберже удалось бежать за границу — сначала в Ригу, а затем в Германию. В противном случае его ждал неминуемый арест. Но и жизнь в Европе, еще не оправившейся от потрясений Первой мировой войны, не была благополучной: семья Фаберже жила достаточно скромно, а средств на полноценное восстановление бизнеса и создание новой мастерской просто не было.

Карл Фаберже, которому было уже за 70, так и не смог оправиться от потрясений и событий последних лет. В разлуке с родиной, не имея возможности заниматься любимым делом, его здоровье и моральное состояние постоянно ухудшались. По воспоминаниям близких в это время он часто говорил: «Жизни больше нет». Весной 1920 года у него стало плохо с сердцем. Летом этого же года семья переезжает из Германии в окрестности Женевского озера, в надежде, что местный климат поддержит его угасающее здоровье . Но через несколько недель, 24 сентября 1920 года, выкурив незадолго до смерти полсигары, всемирно известный мастер и ювелир Карл Фаберже скончался. Похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

​​​​​​​Amber Art

by Aleksandr Korolev

Королёв А. В. Родился в 1951 году в городе Балтийске Калининградской области. Окончил Кронштадтское училище мичманов, до 1996 года служил на Военно-морском флоте. Профессионально занимается янтарем с 1987 года. Сотрудничал с разными янтарными фирмами, последние годы работает с фирмой >. Увлекается фотографией. Живет в Калининграде. Постоянный участник региональных и всероссийских выставок прикладного искусства последних лет.

Как и большинство калининградских янтарьщиков, Александр Королёв не имеет специального художественного образования. Однако будучи родом из Балтийска, он еще в детстве начал мастерить янтарные украшения, а профессионально стал заниматься янтарем с 1987 года. Сначала делал это в свободное от службы на флоте время, а после выхода в отставку полностью отдался главному увлечению своей жизни и стал сотрудничать с разными янтарными фирмами.

Специализация А. Королева — изготовление предметов интерьера: кубков, столовых приборов, шкатулок, пасхальных яиц, сувениров. Для работы над ними мастер должен уметь не только хорошо резать янтарь, но и владеть техникой обработки металла. «Чтобы резьба хорошо просматривалась, нужен прозрачный камень или тонированный, — говорит Александр. — Всю резьбу я делаю самостоятельно, а над деталями из металла часто работаю совместно с мастерами-ювелирами А. Коженковым, Р. Поченком, И.Кузнецовой, хотя и сам умею гравировать золото и серебро.».

Среди калининградских мастеров А. Королёв известен прежде всего как создатель уникальной серии пасхальных яиц. Являясь давним поклонником искусства Фаберже, он решился на смелый и рискованный шаг — начал делать пасхальные яйца, в которых янтарь выступает в качестве основного материала, а кроме того используются золото, серебро, кость, перламутр, жемчуг и полудрагоценные камни. Янтарные подставка и раскрывающиеся створки самого яйца, как правило, обильно украшены резьбой, гравировками и накладными деталями. Особое внимание мастер уделяет скрытому внутри яйца «сюрпризу». Это может быть модель парусника, макет храма, цветок в вазе или даже (прекрасная находка! ) миниатюрная швейная машинка.

Неизменным успехом у солидных российских и иностранных заказчиков пользуются массивные янтарные кубки (высотой 30-40 см), декорированные медальонами с живописными портретами царей под прозрачными янтарными кабошонами, накладными резными гербами и гравированными пейзажами (кубки ,

«Я никогда не рисую заранее эскизы своих изделий, — признаётся художник. — То, что я делаю, у меня всегда в голове. Я просто вижу будущую вещь в объеме и со всеми деталями, бывает, из-за этого даже не сплю ночами. Самое главное, чтобы в конце работы вещь не разочаровала. Карл Фаберже порой разбивал готовые яйца, которые ему не нравились. У меня иногда тоже бывало такое настроение. Но я счастлив, что занимаюсь любимым делом)». Последнее время (более 20 лет) сотрудничаю с фирмой

Работы художника находятся в собрании Калининградского областного Музея янтаря, в частных коллекциях и у глав государств и правительств России и зарубежных стран.

Участие в выставках:

2022 — Два диплома за композицию > в номинации .Восьмой международный биеннале авторских работ из янтаря, АЛАТЫРЬ 2022. г.Калининград. Музей янтаря.

2022 — ДИПЛОМ за профессионализм в изделии . г.Калининград. Музей янтаря.

2022 — Награда Мемориального фонда К.Фаберже: Орден с присвоением звания >.

ЧЕХОЛ ДЛЯ ПАСХАЛЬНОГО ЯЙЦА крючком / EASTER EGG Crochet CASE

2022 — Диплом «AMBER TRIP» за композицию «Щветы».
2022 — Диллом >. XV111 Специализированная ювелирная выставка.
2022 — ДИПЛОМ >, в номинации 18 специализированной ювелирной выставки в конкурсе > за пасхальное яйцо .

2022 — 24-й Всероссийский конкурс ювелиров — 2-е место в номинации за пасхальное яйцо (ГОТО ПРЕДЕСТИНАЦИЯ). 2022 — БАЛТИК ЭКСПО г.Калининград. Диплом за резную композицию .

2022 — ДИПЛОМ Первого экономического форума янтарной отрасли (AMBERFORUM).
2022 — Диплом за 1 место в номинации >, г.Москва, ВДНХ, выставка за пасхальное яйцо .
201б — 3-й ВСЕРОССИЙСКИӢ КОНКУРС К 170 ЛЕТИЮ РОЖДЕНИЯ К.ФАБЕРЖЕ. Специальный диплом за композицию — Грамота и денежная премия за вклад в развитие яrrтарной отрасли.
2022 — Почётная награда Мемориального фонда Карла Фаберже «Романовский Орден». За создание авторской коллекции янтарных пасхальных яиц.
2022 — Специальный диплом за шкатулку .
2022 — Почётная награда МЕМОРИАЛЬНОГО ФОНДА К.ФАБЕРЖЕ-ОРДЕН «Ф. П. Бирбаум», с присвоением звания «Главный мастер».
2022 — Юбилейная награда Мемориального фонда К.Фаберже «ЮБИЛЕЙНЫЙ ПАМЯТНЫЙ ЗНАК», в связи с б5-летием со дня рождения и 170-летием со дня рождения К.Фаберже с присвоением звания «Почётный ювелир».

2022 — Диплом и ценный подарок за оригинальную идею, воплощенную в идее «Ежевика в вазочке», Вторая Международная ювелирная выставка, г. Калининград.

2022 — Почётная награда Мемориального фонда Карла Фаберже: «Малый знак Ордена Михаила Перхина», за высшие творческие достижения в создании авторской коллекции янтарных изделий.

2022 — Диплом жюри шестой областной биеннале авторских изделий из янтаря.За подсвечник со свечой «Паж».

2022 – международная выставка “Алатырь, 2022” – “Аква-Терра”.

2022 – областная выставка “Украшения для королевы”;

2022 – областная выставка “Янтарная осень”;

2009 – международная выставка “JUNWEX”, ВВЦ, Москва, Россия;

2008 – Третья областная биеннале абторских изделиӣ из янтаря “Янтарная осень”, Калининградскиӣ музеӣ янтаря, Россия;

2008 – участие в выставках в составе делегации Правительства Калининградскоӣ области, Канны, Париж, Франция;

2007 – выставка “Дни Калининградскоӣ области в земле Шлезвиг-Гольштеӣн”, Киль, Германия;

2004 – Второӣ региональныӣ конкурс янтарных изделиӣ, Калининградскиӣ музеӣ янтаря, Россия;

2003 – Первыӣ региональныӣ конкурс янтарных изделиӣ, Калининградскиӣ музеӣ янтаря, Россия;

2003 – ІІ международная выставка ювелирных украшениӣ, часов и подарков; Неделя моды в Москве; Всероссиӣскиӣ конкурс ювелиров “Золотоӣ шедевр” на приз столицы России, Гостиныӣ Двор, Москва, Россия;

2001 – выставка “Русское искусство”, Дворец Спонза, Дубровник, Хорватия;

2001-2004, 2007, 2009, 2022, 2022, 2022 – ежегодная выставка “Янтарь Балтики”, выставочныӣ центр “Балтик-Экспо”, Калининград, Россия;

Как сделать вращающийся органайзер для красок

Вращающийся органайзер для красок. Мастер-класс от дилетанта.
Баночки, тюбики и флакончики с краской. Много и в куче. Найти нужную, это значит перекопать весь ящик стола (а можно и не
найти. 🙂 Попробуем привести в порядок весь этот хаос, да еще и помазать-покрасить от души 🙂 Давно хотела попробовать.
Идея началась вот с этой старой карандашницы

На ее дне обнаружился подшипник.

Если карандашницы не найдется, то без проблем можно купить поворотную пластину. Итак, в декупажном магазинчике купила деревянные круглые заготовки для часов (магазин для рукоделия в шаговой доступности — это вечное искушение! 🙂 Два круга — диаметром 30см, четыре — диаметром 25см, три «бруска для резьбы» длиной по 15см, и две деревянные карандашницы (кисточкам тоже нужно будет где-то жить).

Бруски по граням немного скруглила наждачкой, а один брусок распилила пополам. Покрыла все это добро темной морилкой по направлению волокон древесины.

Для того, чтобы шарики подшипника вращались веселее, на одну из досок наклеила на клей Момент-монтаж пластик из крышки от одноразового пищевого контейнера, он гладкий и прочный. Этот круг будет основой органайзера.

Наверное есть множество техник многослойного окрашивания, но я решила просто использовать принцип старого забора. Красим чем попало 🙂 У меня нашлось три синих краски из тех, что не жалко. Одна из них отдавала сиреневым и была забракована, вторая глянцевая. Глянец мне ни к чему и я смешала эту краску с матирующей пастой.

Итак, сначала темно-синяя краска по всей поверхности (не забываем, что красить нужно строго по направлению волокон
древесины). Таким образом красим все заготовки.

Хотела было взяться за вторую синюю краску, более светлую, но вовремя вспомнила про старый забор. Будем считать, что его в следующий раз решили сделать светлым. Поэтому выдавила сразу две светлые краски и губкой намазала не доходя до краев заготовок (края «облезли от времени»).

От времени. да, значит кракелюр лишним не будет. У меня нашелся однокомпонентный кракле.

Следующие хозяева гипотетического забора решили вернуться к синему и я покрасила поверх кракелюра светло-синей краской.
Опять не доходила до краев заготовок. Проступили трещины кракелюра.

В общем, уже почти устраивает, но как без любимого бирюзового? Провела местами почти сухой губкой.

И еще раз прошлась светлой краской, еле касаясь почти сухой губкой и сразу убирая излишки влажной
салфеткой.

Старое — значит старое! Без грязи не обойтись. Это моя любимая американская «грязь». Она бывает серой и коричневой, обе
чудесно пачкают.

На этом этапе я решила добавить своей будущей башне этажности, чтобы баночки не прятались друг за друга. Для этого прекрасно подошла коробка из под конфет (вишня в шоколаде была очень вкусной 🙂 ) Паяльником вырезала отверстия по размеру брусков (сначала пыталась проскрести гвоздем, но это очень долгоиграющий процесс да и пластик начинал трескаться). С паяльником я справилась за пять минут.

Выкрасила обе половинки коробки так-же как и деревянные заготовки, только без морилки. Все детали покрыла матовым акриловым лаком.

Ну, вот и до сборки добрались. Понадобится клей Момент-монтаж и саморезы с шайбами.
Схема сборки (начинала снизу, «подиумы» просто надевала на бруски).

Нижние ярусы я сделала из двойных заготовок, так как краски тяжелые, а дощечки показались мне хлипкими. Для тюбиков по диаметру вкрутила «крокодильчики» для штор, которые закрепила на винты с колечками. Я не знаю как они
называются, в магазине лежали в отделе для изготовления бижутерии.

Ну, вот и все, вращающийся органайзер готов и можно праздновать новоселье моих красок.

Где искать русское искусство в Лондоне? Часть 1

Основной путеводитель по коллекциям русского искусства в лондонских музеях и за их пределами в трех частях. Часть 1.

Кажется, что русского искусства в Лондоне не так уж и много. Но это только первое впечатление, которое, как и следовало ожидать, может быть обманчиво. Поиски русского искусства в британской столице оказались весьма увлекательным, почти детективным, занятием.

Королевская коллекция

Бесспорным лидером по количеству произведений искусства русского и советского происхождения, конечно же, является Королевская коллекция. У британской королевской семьи всегда был интерес к российской культуре и истории. Например, в 1994 году принц Уэльский Чарльз издал на свои средства факсимиле записных книжек Пушкина. А еще он в течение многих лет покровительствует балету Большого театра. Королевская коллекция насчитывает более 600 предметов русского происхождения — да, да, Ее Величество королева Елизавета II остается хранительницей редкого собрания предметов русского искусства.

Изделия дома Фаберже в Королевской галерее

Отдельные экспонаты постоянно представлены в Королевской галерее рядом с Букингемским дворцом: в первую очередь, это предметы из коллекции изделий дома Фаберже. Она уникальна как по разнообразию, так и по художественной и исторической ценности: пасхальные яйца, цветы и фигурки животных из полудрагоценных камней, портсигары, братины, чарки, ковши, рамки для фотографий в технике гильош, мебель, часы, драгоценные украшения.

В собрании королевы хранятся и портреты членов русской императорской семьи работы Богданова-Бельского, Шибанова, Винтергальтера, Доу, Лоуренса, Крюгера, портреты самой Елизаветы II кисти Леонида Эфроса и Сергея Павленко и серия портретов членов королевской семьи, выполненных русским художником-эмигрантом Савелием Сориным. Среди раритетов вы обнаружите предметы из Камейного сервиза, подаренные королю Георгу V и его супруге Марии Текской четой Вернеров, а также деревянные шкатулки, вырезанные русскими военнопленными времен Крымской войны и приобретенные королевой Викторией и принцем Альбертом. Сюда же следует отнести ордена, черкесские кинжалы и даже казачью униформу царевича Алексея.

Королевская галерея, малахитовые вазы Петергофской гранильной фабрики

При желании вы обнаружите и произведения Петергофской гранильной фабрики, среди которых выделяются две малахитовые вазы: одна была подарена супругой Николая II Александрой Федоровной королю Георгу V для украшения покоев Виндзорского замка, а другая была приобретена королевой Викторией по окончании Всемирной выставки 1851 года. В Королевской коллекции можно найти и эмали Рюкерта, и знаменитые пасхальные подарки, выполненные фирмой Фаберже, такие как пасхальное яйцо с колоннами 1910 года работы Генрика Вигстрема или «Мозаичное» пасхальное яйцо работы Михаила Перхина 1899 года с портретами-медальонами детей российской императорской четы. Сюда же следует отнести и пасхальное яйцо с алмазной сеткой и с сюрпризом работы Фаберже 1892 года, которое было недавно обнаружено в запасниках куратором Королевской коллекции Каролин де Гито. Несомненно, интерес к Фаберже у английского королевского семейства появился под влиянием русских родственников — большая часть предметов была приобретена до начала революции.

Королева Елизавета II на приеме

Пожалуй, самый интересный предмет в Королевской коллекции — это Владимирская тиара, то есть тиара Великой княгини Марии Павловны (Михен), жены великого князя Владимира Александровича, еще в 1880 году заказанная княгиней Болину — ювелиру, работавшему в Петербурге. Ему было поручено сделать тиару из 15 переплетающихся кругов, усыпанных бриллиантами, с висящей в каждом из них каплевидной жемчужиной.

После революции 1917 года работнику британского посольства в Петрограде Альберту Стопфорду по поручению княгини удалось проникнуть ночью в разграбленный большевиками княжеский дворец. Он нашел тайник с тиарой, драгоценностями и деньгами, снял с тиары камни, разделил ее на малые части и, завернув в газету, упаковал в два потрепанных портфеля. После этого он покинул Россию, переодетый в женское платье (тиара была спрятана в подкладку черного капора). В любом случае, похожая на триллер история стала частью легенды, которой овеяна тиара, столь любимая Ее Величеством (Елизавета периодически меняет в тиаре жемчужины на изумруды). Большинство из этих предметов можно было недавно видеть на выставке «Россия: монархия и Романовы» (Russia, Royalty & the Romanovs).

Музей Виктории и Альберта

Второй, очевидный в нашем случае выбор, — Музей Виктории и Альберта. Если приложить достаточно усилий и обойти залы под названием Ironworks и Metalworks, то в отделе, посвященном искусству XX века, вы найдете настоящий тульский самовар и кубок работы Федора Рюкерта (правда, сейчас этот кубок временно находится на выставке в музеях Кремля). Если вы ленитесь совершать такие подвиги во имя искусства, то просто заверните в раздел Jewellery — там вы сможете полюбоваться на редкой красоты вещицы Фаберже из коллекции известного собирателя, арт-дилера, владельца известной фирмы Wartski и одного из первых исследователей творчества Фаберже на Западе Кеннета Сноумена.

А тем кому не лень, советуем собраться с силами и предпринять путешествие по залам с театральными эскизами и декорациями, текстилем, керамикой, скульптурой и мебелью.

Бродя по галереям, посвященным Европе 1600—1800 годов, не пропустите бюст с портретом Екатерины Великой работы Федота Шубина, а также портрет Петра I и стальной камин с золоченым орнаментом, выполненный умельцами из Тулы и подаренный в 1805 году ирландке Марте Вильмот самой княгиней Екатериной Дашковой. В этих галереях также рассказывается об Агатовой комнате в Царском Селе и о других резиденциях Екатерины II. О них снят небольшой фильм, созданный при участии Эрмитажа. В коллекции есть даже навесной шкаф работы Елены Поленовой.

Костюм Бориса Годунова по эскизам художника Александра Головина для Федора Шаляпина

Балетная труппа Сергея Дягилева

Музей Виктории и Альберта может похвастаться коллекцией русских живописных икон, икон на металле, окладов и церковной утвари XV—XIX веков. В его собрании также имеется обширная коллекция русских шпалерных и декоративных тканей и кружева, преимущественно XIX века, русская столовая утварь из гравированного серебра допетровского и императорского периодов, русский фарфор XVIII — начала XX века, интересная коллекция дореволюционных и советских плакатов и лубков, включая работы Казимира Малевича, Владимира Маяковского, Густава Клуциса, Виктора Дени, Николая Радлова, Эль Лиссицкого, Валентины Кулагиной, Дмитрия Моора и Кукрыниксов, а также плакаты 1919 года в поддержку Белой армии. Среди миниатюр можно найти два портрета русских императоров: Петра Великого с арапчонком работы Густава фон Мардефельда и Николая I, выполненного Иваном Винбергом. В музее также хранится бюст Марка Антокольского «Мефистофель», акварельный натюрморт Леонида Пастернака и коллекция современной народной игрушки 1990-х годов.

Большинство произведений русского искусства находится в запасниках, однако их детальное описание, часто снабженное фотографиями, доступно через электронный каталог музея.

Работы Михаила Ларионова и его жены Натальи Гончаровой

Помимо этого, Национальная библиотека искусства (National Art Library) хранит так называемую Larionov collection — то есть, 391 предмет, приобретенный из парижского дома художника Михаила Ларионова и его жены Натальи Гончаровой, среди которых театральные эскизы, брошюры, выставочные каталоги, наброски и эскизы балетных костюмов.

Пасхальное яйцо ажурное под Фаберже своими руками Сувенир на Пасху Золотое яичко Подарок Easter молд

На данный момент V&A сотрудничает с музеями Кремля и Эрмитажем, а на 2022 год было запланировано открытие выставки, устраиваемой совместно с Государственной Третьяковской галереей и архивом Vogue Russia. Выставка посвящена влиянию, оказанному русской культурой и искусством на развитие мировой моды. Однако в связи с нынешней эпидемией, выставка, похоже, будет перенесена на более поздние сроки.

Мозаики Бориса Анрепа в Национальной галерее

Если говорить о творчестве русских эмигрантов начала XX века в Лондоне, то здесь пальма первенства принадлежит художнику-мозаичисту Борису Анрепу (1883—1969). В 1920-х годах его имя фигурирует в списках ведущих английских художников. Про него, баловня и любимца английского бомонда, который был вхож в Bloomsbury circle, вообще можно было бы написать отдельную монографию. Имя Анрепа постоянно всплывает в контексте кружка Блумсбери, основными деятелями которого были писательница Вирджиния Вулф, арт-критик Роджер Фрай, писатель Литтон Стрейчи (даже одно время влюбленный в Анрепа) и философ Бертран Расселл. Сам Анреп был страстным поклонником таланта Вулф и ее литературного стиля. Фрай посвятил мозаикам Анрепа целую статью, а Олдос Хаксли вывел его в своем романе «Желтый кром». О художнике пишут и светские львицы сестры Митфорд (кстати, одна из них — Диана — изображена в виде музы Полигимнии в серии мозаик в Национальной галерее Лондона). Анрепа знало все фешенебельное общество: ему удавалось водить прекрасные знакомства одновременно и в Блумсбери, и в Мейфэр — среди богемы и знати.

Борис Анреп за работой

Его мозаики бессменно сопровождают наши визиты в Национальную галерею. Анреп получил грант на их создание в 1926 году от самого Сэмюэля Курто — текстильного магната и коллекционера произведений искусства (и, конечно же, основателя одноименного лондонского музея). В Западном крыле Национальной галереи находятся «Труды жизни», а в восточном — «Удовольствия жизни». Впрочем, посетителям обычно более знаком центральный вход с работой Анрепа 1933 года — так называемым «Пробуждением муз». От сна муз пробуждают Бахус (имеющий портретное сходство с критиком Клайвом Беллом) и Аполлон (сэр Осберт Ситвелл). Роль муз поручена знаменитостям и друзьям Анрепа: в облике Клио, музы истории, мы узнаем Вирджинию Вулф; Мельпомена, муза трагедии, не кто иная, как Грета Гарбо; Терпсихору, музу танца, олицетворяет прима-балерина Лидия Лопухова (впоследствии леди Кейнз); Каллиопу, музу эпической поэзии, — Анна Ахматова. На самом верху перед входом в центральный зал галереи располагается серия мозаик «Современные добродетели», выполненная в 1945—1946 годах. Здесь тоже под видом аллегорических фигур представлена целая плеяда британских деятелей, включая близких друзей Анрепа. Так, облик «Сострадания», олицетворяющего ужасы войны, имеет портретное сходство с поэтессой Анной Ахматовой; cэр Уинстон Черчилль олицетворяет «Противостояние» (Defiance); балерина Марго Фонтейн, внимающая звукам арфы, на которой играет Эдвард Саквилль-Вест, аллегорически символизирует «Усладу» (Delectation); философ Бертран Рассел выступает в качестве «Ясности» (Lucidity), а физик Генри Резерфорд, расщепляющий атом, — в образе «Пытливости» (Curiosity), в то время как облик поэта Томаса Стернза Элиота символизирует «Отдохновение» (Leisure). Итак, когда будете входить в Национальную портретную галерею и подниматься по лестнице — обязательно смотрите под ноги!

Мозаика Бориса Анрепа

Помимо Национальной галереи, произведения Анрепа украшают зал Блейка (Blake Room) в галерее Тейт Британ (он решил проиллюстрировать поэму из цикла Блейка «Бракосочетание Рая и Ада»), вестибюль Банка Англии, частные лондонские резиденции, интерьеры греческой церкви Святой Софии на Москоу-роуд и часовню Богоматери католического собора Нотр-Дам-де-Франс на Лестер-плейс в Сохо — ту самую, которая была расписана весьма загадочными фресками Жана Кокто. Анреп был против такого соседства его мозаики Рождества с фресками французского поэта и художника, но в результате их произведения оказались в одном пространстве и стали достоянием истории. Мозаики в католическом Вестминстерском соборе (не путать с Вестминстерским аббатством) венчают начало и конец творческого пути Анрепа: в 1914 году он создавал композиции для крипты собора, а в 1960-х, когда художнику уже было за восемьдесят, оформлял часовню Святого Причастия.

Мозаика Бориса Анрепа

Возвращаясь к Национальной галерее, заметим, что, помимо мозаик Анрепа, в ее запасниках томится картина Репина — настоящий шедевр, переданный на хранение из коллекции Тейт Британ. Это этюд, написанный в 1878 году маслом по холсту и упоминаемый как «Портрет старика» (Study of an Old Man), был завещан галерее Тейт в 1964 году неким Питером Проваторовым (судя по всему, русским эмигрантом). По мнению специалистов, портрет относится к серии работ, созданных художником во время возвращения в Чугуев — место рождения Репина — после его трехлетнего пребывания в Париже. К сожалению, картины нет в основных залах, но ее репродукцию можно найти в электронном каталоге Национальной галереи.

Фото: Legion-media, Russian Art and Culture

пасхальные яйца, слезы и эмоции

Фото пасхальных яиц фаберже

Как появилось самое дорогое пасхальное яйцо Фаберже, и кто его забытая создательница

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1913 год для России был особенным. Весной отмечался юбилей — 300-летие династии Романовых, и Николай II хотел преподнести своей матери, императрице Марии Фёдоровне, на Пасху особенный подарок. И таким подарком стало «Зимнее яйцо», одно из самых эффектных и ценных творений Фаберже.

Это яйцо совершенно уникально. Его скорлупа выточена из очень хрупкого материала – прозрачного горного хрусталя. А инкрустирована она мелкими бриллиантами (около 1300 штук), рисунок из которых имитирует морозный узор. Основание яйца также выполнено из горного хрусталя, и напоминает кусок тающего льда, по которому стекают «ручьи» из платины и алмазов.

Яйцо разделено на две прозрачные половинки. При их раскрытии обнаруживается сюрприз – корзиночка с букетом белых цветов — подснежников, символизирующих пробуждение природы, наступление весны.

Корзиночка сделана из платины и украшена алмазами розового цвета. Подснежники же вырезаны из белого кварца, а их листья – из нефрита и зеленого кварца. Это яйцо обошлось Николаю II в 24 600 рублей.

О знаменитых драгоценных яйцах Фаберже слышали, конечно же, все. Но мастер не создавал их собственноручно. Над этими шедеврами, прославляя тем самым фирму и имя самого Фаберже, трудилось немало волшебников-ювелиров, о которых, к сожалению, известно совсем немного.
Кто же является автором знаменитого «Зимнего яйца»?

Дизайнер Альма Пиль

Родилась Альма в 1888 году в Москве в семье потомственных ювелиров, перебравшихся в Россию из Финляндии. Ее отец руководил московским филиалом мастерских фирмы Фаберже, а дед, ювелир Август-Вильгельм Хольмстрём, владел мастерской в Петербурге. Так что стать ювелиром Альме было предначертано судьбой.
После того, как Альма проработала некоторое время рисовальщицей в ювелирной мастерской своего дяди, Альберта Хольмстрёма, она была принята на работу в фирму Фаберже, в 1909 году. Надо сказать, что это был уникальный случай. Художница-самоучка, Альма Пиль была первой и единственной женщиной-дизайнером, работавшей у Фаберже.

А уже в начале 1910-х годов наступил ее звездный час. Фирма Фаберже получила срочный заказ от известного нефтяного магната Эммануила Нобеля, приходившегося племянником не менее знаменитому Альфреду Нобелю. Нужно было изготовить для подарков сорок брошей, элегантных и, непременно, оригинальных.
Альма разработала необычный «морозный» узор из нетающего снега и льда, редчайший узор, ранее никогда не использовавшийся в ювелирном деле. Это были снежинки из платины, украшенные мерцающими бриллиантами. Каждая брошь имела свой оригинальный рисунок.

С тех пор имя Альмы стало самым тесным образом связано с зимой, со льдом и снежинками. В 1912 году она использовала свой любимый «морозный узор» в виде «инея» из платины с бриллиантами при создании пасхального яйца для Нобеля. В качестве сюрприза в этом «ледяном» яйце были спрятаны часики-кулон.

И, конечно же, Альма принимала самое непосредственное участие в создании «Зимнего яйца», ставшего вершиной ее творчества. Мотив его необычного дизайна подсказала сама природа — снежок, искрящийся на весеннем солнышке. Пасха в тот год была ранней.

Еще один шедевр, ставший всемирно известным, Альма создала в 1914 году.

Революция 1917 года оборвала блестящую карьеру Альмы, и имя ее на долгие годы оказалось забытым. В 1921 году вместе с мужем она эмигрировала в Финлядию, где работала учителем рисования.
Вспомнили о знаменитом дизайнере Альме Пиль лишь после смерти, когда были случайно найдены ее альбомы с чудесными эскизами ювелирных изделий.

По следам «Зимнего яйца»

После революции драгоценные изделия императорской семьи были конфискованы большевиками, многое из этого « буржуазного барахла » было распродано. Не миновала эта участь и шедевры Фаберже.
В 1927 году «Зимнее яйцо» вывез из России английский торговец Эммануэль Сноумен (интересно, что его фамилия под стать купленному шедевру – переводится как «снежный человек»). Купил он его за 500 фунтов стерлингов.
В 1949 году владельцем ювелирного шедевра стал Брайен Ледбрук, который в 1975 году умер, а «Зимнее яйцо» таинственным образом исчезло.
Долгие годы о нем не было никаких сведений. Но каким-то счастливым образом яйцо все же нашлось – оказывается, хранилось оно в одном из сейфов Лондонского банка. И случилось это в 1994 году.
Когда осенью этого же года «Зимнее яйцо» было выставлено на торгах аукциона «Кристис», это была настоящая сенсация. Взглянуть на шедевр, долгое время считавшийся утраченным, в Женеву съехались заинтересованные лица со всего мира. Когда сокровище внесли в зал перед началом торгов, все присутствующие в зале люди встали.

Лот, конечно же, был продан, и продан за баснословную сумму — $5,5 млн. До этого ни за одно драгоценное изделие такие деньги на аукционах не давали.
В 2002 году «Зимнее яйцо» вновь было выставлено на продажу, и его выкупил эмир Катара Хамад бин Халифа Аль Тани, отдавший за него $9,6 млн. В его коллекции яйцо находится до сих пор.

Всего 2 ингредиента и 10 мин.! Идеальные пасхальные яйца (крашенки) от Татьяны Литвиновой

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Пасхальные яйца Карла Фаберже

Яйца Фаберже одни из самых дорогих ювелирных изделий в мире. Воистину царский подарок. Первое яйцо Фаберже появилось в 1885 году. Оно было заказано российским императором Александром III как пасхальный подарок для своей супруги Марии Фёдоровны. И за создание этого подарка взялись Карл Фаберже и ювелиры его фирмы.

Карл Фаберже родился в России, в Санкт-Петербурге. Родился он в 1846 году в семье немца из Эстонии Густава Фаберже и дочери датского художника Шарлотты Юнгштедт. Ещё в 1842 году его отец основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге, Карл также с юных лет обучался ювелирному мастерству и в 24 года возглавил фирму отца. А в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III, фирма Фаберже стала получать заказы от императорского двора. Славились изделия фирмы Фаберже и в Европе, так в Париже Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров». После революции Фаберже закрывает свою фирму и эмигрирует в Лозанну, Швейцария, где и умирает в 1920 году. Его сыновья в 1923 году основали в Париже фирму «Фаберже и К».

Карл Фаберже производил разнообразные ювелирные изделия, но славу принесли ему именно ювелирные яйца, известные на весь мир как яйца Фаберже.

Кстати, первое созданное им яйцо 1885 года имело свой прообраз. В XVIII веке изготовлялись ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри, а в самой курочке находилась корона, а в короне – кольцо. Именно таким и было первое, созданное Фаберже в 1885 году, яйцо. Яйцо, подаренное императрице Марии Фёдоровне, которая, как и сам Карл Фаберже, имела датские корни. Ведь одно из трёх подобных сохранившихся от XVIII века яиц как раз таки и хранится в датском замке Розенборг (Копенгаген).

Позже фирмой Фаберже был изготовлен ещё ряд пасхальных яиц. Всего в мире существует 71 одно яйцо фирмы Фаберже. И 54 из них были императорскими. Александр III стал основателем традиции, на Пасху он дарил своей супруге Марии Фёдоровне яйца Фаберже, после его смерти эту традицию продолжил его сын – Николай II. Он дарил пасхальные яйца Фаберже как своей супруге Александре Фёдоровне, так и своей матери – Марии Фёдоровне.

Также существует и около 15 яиц сделанных фирмой Фаберже для частных лиц. И если императорские яйца каждый раз были новыми, каждый раз с новым сюрпризом внутри, и их изготовлением фирма начинала заниматься за год до следующей Пасхи, то яйца Фаберже для частных лиц чаще копируют сюжеты императорских. Так известно 7 яиц, принадлежащих семье Кельха. Предприниматель, золотопромышленник, Александр Кельх, как и император, на Пасху дарил своей супруге яйца Фаберже. Первое яйцо Кельха, которое так и называется «Курочка Кельха» копирует сюжет первого императорского «Куриного» яйца. Но вскоре супруги Кельх разошлись, да и их финансовое положение ухудшилось. Яйцами Фаберже они более не интересовались. Также не императорские яйца Фаберже были сделаны на заказ для Феликса Юсупова (представителя достаточно богатой знатной семьи, в будущем убийцы так ценимого императрицей Александрой Фёдоровной Распутина), племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо.

Императорские яйца Фаберже имели достаточно разнообразные сюжеты: это могли быть яйца-часы или яйца с различными фигурками внутри, в самих яйцах также в качестве сюрприза могли находиться различные миниатюры, к примеру, существовало «Яйцо с вращающимися миниатюрами», внутри которого находилось 12 миниатюр с изображениями памятных для императора мест. Самым дорогим из яиц Фаберже, оплаченных Романовыми, считается яйцо «Зимнее». Оно было выполнено из бриллиантов, хрусталя и опалов. Сюрпризом этого яйца была корзина с анемонами.

Пасхальные яйца Карла Фаберже после октябрьского переворота.

В годы революции некоторые из яиц Фаберже были утеряны, большинство – перевезены в Кремль, где они и хранились до 1930 года. В 1930 году началась распродажа многих предметов, которые, несомненно, составляли русское культурное наследие, из-за нехватки финансовых средств у советской власти. Были проданы и многие яйца Фаберже. Многие из них были куплены Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким. Ярым коллекционером яиц Фаберже был и Форбс. Его коллекция состояла из 11 императорских и 4 частных яиц Фаберже. В 2004 году эта коллекция была выставлена на аукцион, до начала которого и была полностью выкуплена российским олигархом Виктором Вексельбергом. Так некоторые из яиц Фаберже вновь вернулись на родину.

Сегодня в России яйца Фаберже можно увидеть в Оружейной палате (10 штук), собрание Вексельберга, Русском национальном музее и Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН.

Многие из яиц Фаберже находятся в различных коллекциях в США. Несколько штук этих миниатюрных сокровищ присутствуют и в коллекциях английской королевы Елизаветы II, Альбера принца Монако.

У каждого из яиц Фаберже своя судьба, своя история. Только одно из яиц Фаберже «Георгиевское» смогло покинуть революционную Россию вместе со своей законной владелицей, императрицей Марией Фёдоровной, матерью последнего российского императора Николая II.

«Георгиевское» яйцо было создано в 1915 году, после получения Николаем II награды «Орден Святого Георгия». Ранее этой награды был удостоен и его сын Алексей, за свои посещения линии фронта. Николай II заказал это яйцо специально для своей матери. Сюрпризом служил его портрет. Мария Фёдоровна горячо благодарила сына за подарок и писала:
«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе. От души желаю тебе, мой дорогой милый Ники, всего лучшего и всего светлого и успех во всем. Горячо тебя любящая твоя старая Мама».

Mary Katrantzou 2022/2022

Сегодня существует целый сайт коллекции Вексельберга (https://www.treasuresofimperialrussia.com/r_explore.html), на котором можно подробно ознакомиться с историей каждого из яиц Фаберже, находящихся в этой коллекции.

Нельзя утверждать, что все яйца создал именно сам Карл Фаберже. Ведь как только поступал новый заказ, над ним сразу же начинала трудиться целая команда ювелиров фирмы. Имена многих из них сохранились. Это и Август Хольстром, и Генрик Вигстром, и Эрик Коллин. И Михаил Перхин, который работал над созданием яиц Кельха.

Но кроме подлинных яиц Фаберже известны и их многочисленные подделки, которые иногда по своему изяществу ничуть не уступают оригиналам. Так в середине 1990-ых в Метрополитэн-музей (Нью-Йорк, США) проходила целая выставка, посвящённая поддельным яйцам Фаберже.

С 1937 года бренд Фаберже не принадлежит потомкам самого Карла Фаберже, которые продали его американцу Сэмюэлу Рубину. В XX веке под этим брендом выпускались самые различные товары: от парфюмерии и одежды до кинофильмов. А в 2009 году появился ювелирный дом Faberge, который принадлежит южноафриканскому бизнесмену Брайну Гилбертсону. Он в 2007 году приобрел все права на бренд. В 2022 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг пытался выкупить бренд Faberge, но ему это не удалось.

Такова история самых известных, самых роскошных, самых сказочных и самых дорогих пасхальных яиц.

Подставки-стоечки для пасхальных яиц, мастер класс/Stands for Easter eggs from a waste material

Пасхальные яйца Фаберже для Императорской семьи.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай Второй , сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Федоровне , новой императрице.

1887 год. Золотое яйцо с часами. Первый владелец Мария Федоровна. Настоящий владелец неизвестен.

1888 год. Херувим и колесница. Двухколёсная колесница, управляемая херувимом, на которой лежит яйцо. Сюрприз в яйце — херувим с часами. Первый владелец Мария Федоровна. Настоящий владелец неизвестен.

1890 год. Датские дворцы. Внутри: 12 миниатюрных картин на перламутре — виды дворцов в Дании и России. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в США , Фонд Матильды Геддингс Грей, Музей Метрополитен .

1891 год. Память Азова. Внутри: модель фрегата «Память Азова» , на котором плавали в этот момент сыновья Марии. Изготовлен из нефрита , в стиле рококо . Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Оружейной палате.

1892 год. Утеряна подставка в виде державших яйцо херувимов. Жадеит. Утерянный сюрприз — слон (датское гербовое животное). Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Великобритании в частной коллекции.

1893 год. Кавказское яйцо. Внутри — миниатюры мест Кавказа, где жил сын императрицы великий князь Георгий Александрович. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в США , Фонд Матильды Геддингс Грей, Музей Метрополитен.

1894 год. Ренессанс. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Фонде Виктора Вексельберга «Связь времен».

1895 год. Яйцо-часы с синей змеей. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Монако в коллекции принца Альбера.

1895 год. Яйцо с бутоном розы. Первое яйцо, подаренное Александре Фёдоровне. Сюрприз — роза (в память о Дармштате, родине императрицы, гордившемся своими цветами). Внутри цветка корона, внутри которой кулон (утеряны). Стиль неоклассицизм. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Фонде Виктора Вексельберга «Связь времен».

Портреты Александра Третьего. Яйцо было заказано новым императором для своей матери, привыкшей за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Фёдоровны и умершего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян. Вероятно, содержало 6 портретных миниатюр.

1896 год. Яйцо с вращающимися миниатюрами. Яйцо из горного хрусталя с 12 миниатюрами — видами памятных мест для императрицы Александры Федоровны. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в США, Ричмонд, Виргинский музей изобразительных искусств.

Пасхальное яйцо из фоамирана. Пасхальный декор своими руками. Фоамиран мастер-класс. DIY

1897 год. Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами. Утеряно. Предположительно, сюрприз внутри — сердце с тремя портретными медальонами, которое сохранилось и теперь находится в коллекции Вексельберга. Первый владелец Мария Федоровна.

1897 год. Коронационное. Копия Императорской кареты при коронации Николая II. Ювелир — Михаил Перхин , Георг Штейн. Самое знаменитое из яиц. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Фонде Виктора Вексельберга «Связь времен».

1898 год. Пеликан. Яйцо разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Фёдоровной. Пеликан — символ благотворительности. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в США, Ричмонд, Виргинский музей изобразительных искусств.

1898 год. «Ландыши». Выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Мастер Михаил Перхин. Стиль модерн. Как утверждают, самое любимое яйцо императрицы. Первый владелец Александра Федоровна. Коллекция Вексельбурга.

1899 год. «Анютины глазки». Из нефрита. Внутри «мольберт» с медальончиками в виде открывающихся сердечек — генеалогическое дерево с портретами. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в частной коллекции в Новом Орлеане.

1899 год. «Часы (Букет лилий)». Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1900 год. «Петушок». Поющие часы с выскакивающим заводным петушком. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в коллекции Вексельберга.

1900 год. «Транссибирская магистраль». Сюрприз — модель поезда. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1901 год. «Гатчинский дворец». Изображение главной загородной резиденции вдовствующей императрицы. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Художественной галерее Уолтерс, Балтимор, Мериленд, США.

1901 год. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в коллекции королевы Елизаветы Второй.

1902 год. «Клевер». Сюрприз утерян, предположительно, портретные миниатюры великих княжон. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1903 год. «Петр Великий». Внутри модель Медного всадника . 4 миниатюры по бокам с видами Петербурга. К двухсотлетию основания города. Стиль рококо. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США.

1906 год. «Лебедь». Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария.

Пасхальное яйцо по набору Riolis B195.

1906 год. «Кремль». Самое большое из яиц. Изображён Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Заводные часы. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1907 год. «Колыбель с гирляндами». Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в частной коллекции Роберта М. Ли, США.

1907 год. «Яйцо с решетками и розой». Сюрприз утерян, предположительно, медальон с портретом царевича Алексея. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественной галерее Уолтерс, Балтимор, Мериленд, США.

1908 год. «Павлин». Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария.

1908 год. «Александровский дворец». Сюрприз — модель Александровского дворца в Царском селе. Миниатюры — пять портретов дочерей. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1909 год. «Памятное Александра Третьего». Сюрприз — миниатюрный бюст. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время местонахождение неизвестно.

1909 год. » Яхта «Штандарт». Изображение яхты императора Александра III. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1910 год. «Конный памятник Александра III». Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1910 год. «Колоннада». Изображение храма любви. Купидон символизирует цесаревича Алексея. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Коллекции королевы Елизаветы Второй.

1911 год. «Лавровое дерево». Также известно как «Апельсиновое дерево». Внутри — заводная птичка. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в коллекции Вексельберга.

1911 год. «15-я годовщина царствования». Миниатюры — 7 портретов членов семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в коллекции Вексельберга.

1912 год. «Наполеоновское яйцо». К 100-летней годовщине Отечественной войны. Сюрприз — ширма с 6 миниатюрами, изображающими представителей полков, почётным полковником которых была императрица. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Нового Орлеана, США.

1912 год. «Царевич». Сюрприз — алмазный двуглавый орел с миниатюрным портретом царевича Алексея. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США.

1913 год. «Зимнее». Из хрусталя, опалов и бриллиантов. Сюрприз — корзина с подснежниками . Дизайнер — Анна Пихл. Самое дорогое из яиц, оплаченных Романовыми (24 тыс. руб). Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в коллекции эмира Катара.

1913 год. «300-летие Дома Романовых». Внутри — глобус с отмеченной территорией Российской империи. По яйцу — 18 миниатюр с портретами представителей царствующей династии. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1914 год. «Мозаичное». Сюрприз — камея с профилями детей. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Коллекции королевы Елизаветы Второй.

1915 год. «Красный крест с портретами». Сюрприз — 5 портретов двух дочерей, сестры, жены и кузины царя в форме медсестёр. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится Художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США.

1915 год. «Триптих Красный крест». Раскладывающееся яйцо. Портреты вел. княгинь Ольги и Татьяны. Внутри изображение Сошествия в ад и изображения святых Ольги и Татьяны. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Кливленда, США.

1916 год. «Орден Святого Георгия». В честь награждения царевича Алексея медалью. Сюрприз — портрет императора Николая. Последнее яйцо, полученное Марией Фёдоровной, и единственное, которое ей удалось увезти. В настоящее время находится в коллекции Вексельберга.

1916 год. «Военное стальное». Сюрприз — миниатюрная картина, изображающая визит императора и наследника к войскам. Отсутствие роскоши — результат того, что многие из мастеров фирмы Фаберже были призваны на фронт, и запрета ювелирам на работу с драгметаллами в условиях кризиса. Стальное яйцо — самое простое из императорских яиц, и последнее, полученное императрицей Александрой. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1917 год. «Березовое». Согласно некоторым версиям, в 1917 г. было изготовлено именно это яйцо. Изготовлено из карельской берёзы. Сюрприз — механический слон из золота и серебра, украшенный розами и бриллиантами, и золотой ключ к нему — утеряны. Впервые выставленно в 2001 г. Предназначалось Марии Федоровне. Находится с мая 2009 года в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Баден-Бадене.

1917 год. «Созвездие». «Синее созвездие царевича». Не закончено, не подарено. Драгоценных камней нет, только синее стекло и хрустальная подставка. Гравировка — положение звёзд на небе во время рождения Алексея. Часы и бриллиантовые звёзды исчезли или не были сделаны. Обнаружено в 2001 г. в фондах минералогического музея, куда, видимо, попало из-за недостаточной ценности сырья. Предназначалось Александре Федоровне.

Яйца Фаберже (фото): роскошь вне времени

Содержание

Яйца Фаберже – термин, уже ставший нарицательным. Это ювелирные изделия, которые ценятся намного выше своей настоящей стоимости. Яйца Фаберже – это работы великого русского мастера Карла Фаберже, который стал известен благодаря тому, что делал пасхальные яйца для императорской семьи. Каждая из его работ по-своему интересна, все они выполнены с профессиональной точностью и аккуратностью и впечатляют своей небывалой красотой.

Фото 1 — Яйцо Фаберже «Курочка Кельха»

Жизнь и работа Карла Фаберже

Карл родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье немца и датчанки. Мальчик пошел по стопам отца, который был владельцем ювелирной мастерской в городе. В 1870 году Карл возглавил фирму отца, а в 1882 году император Александр III, увидев работы мастера на выставке в Москве, заинтересовался неподражаемым искусством Фаберже. В 1885 году император заказал Карлу ювелирное яйцо, которое преподнес своей супруге к празднику Великой Пасхи.

Фото 2 — Яйцо Фаберже «Мозаичное»

В последствии императорская семья каждый год заказывала у Фаберже новое уникальное яйцо, дизайн которого содержался в тайне до самого момента вручения подарка. Хотя и другие изделия Фаберже были впечатляющими, именно ювелирные яйца принесли мастеру его мировую славу, он даже получил звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» во Франции. В 1920 году великий мастер умирает в Швейцарии, куда он эмигрировал после революции в России.

Самые известные пасхальные императорские яйца Фаберже

Фото 3 — Яйцо Фаберже «Лавровое дерево»

Первое яйцо Фаберже

Первое яйцо Фаберже для Марии Федоровны – жены Александра III было размером 6,5 на 3,5 см. Яйцо было покрыто белой эмалью, посередине проходила золотая полоса – линия, по которой яйцо открывалось. Внутри изделия было еще одно яйцо из золота – своеобразный желток, а в нем находилась золотая курочка. Внутри курочки была рубиновая корона с подвеской из рубина.

Фото 4 — Яйцо Фаберже «Курочка»

Конструкция яйца не была идеей самого Карла – изделие имело прообраз. В XVIII столетии некоторые ювелиры изготавливали яйца с сюрпризом, выполненные по принципу матрешки, с курочкой внутри, в которой находилась корона, а внутри короны – кольцо.

Продолжение пасхальной традиции

Каждый год император продолжал дарить своей жене на Пасху яйцо от Фаберже. Изготовлением подарка занимался не только великий мастер – работу над каждым яйцом вела команда мастеров и подмастерьев под чутким руководством Фаберже. После смерти императора его сын Николай II продолжил традицию. Он дарил ювелирные яйца как своей матери, так и своей жене Александре. Всего 54 яйца было изготовлено для императорской семьи.

Фото 5 — Яйцо Фаберже «Синее яйцо-часы со змеёй»

Не только для императора Фаберже создавал подобные изделия. Еще 17 яиц были куплены частными лицами, почти все они копируют императорские экземпляры. Но до массового производства ювелирных яиц дело не дошло – Фаберже ценил свою исключительную работу, все яйца делались под заказ для богатых семей.

Фото 6 — Яйцо Фаберже «Корзинка цветов»

Лучшие работы Карла Фаберже

Каждое яйцо Фаберже является уникальным произведением ювелирного искусства. Например, «Яйцо с вращающимися миниатюрами», преподнесенное императрице Александре ее мужем, было выполнено из горного хрусталя, а внутри вращались 12 миниатюр с пейзажами и памятными для императора местами.

Фото 7 — Яйцо Фаберже «Яйцо с вращающимися миниатюрами»

Императорское яйцо «Зимнее» сделано из бриллиантов, опалов и хрусталя с корзиной анемонов внутри.

Фото 8 — Яйцо Фаберже «Зимнее»

Яйцо «Георгиевское» Николай II заказал в 1915 году, когда был удостоен «Ордена Святого Георгия». Яйцо было подарком для матери императора, а внутри находилась фотография Николая.

Фото 9 — Яйцо Фаберже «Георгиевское»

Яйцо «Память Азова» из зеленого гелиотропа с бриллиантами таило в себе модель фрегата, выполненную из золота.

Фото 10 — Яйцо Фаберже «Память Азова»

Необычное яйцо «Коронационное» с императорской каретой внутри поражает точностью изготовления – колеса кареты крутятся, открываются дверцы.

Фото 11 — Яйцо Фаберже «Коронационное»

DIY| Декор пасхальных яиц из алмазной вышивки

Яйцо «Кремль» — самое крупное из изделий Фаберже, сделано в виде музыкальной шкатулки.

Фото 12 — Яйцо Фаберже «Кремль»

Розовое яйцо «Ландыши» хранило в себе фотографии Николая II и двух его дочерей.

Фото 13 — Яйцо Фаберже «Ландыши

Самое известное из неимператорских яиц – «Яйцо Ротшильдов».

Фото 14 — Яйцо Фаберже «Яйцо Ротшильдов»

О его существовании стало известно только в 2007 году, до этого изделие хранилось в семье Ротшильдов. Яйцо представляет собой часы с инкрустированным драгоценными камнями петушком внутри, который каждый час поет и машет крыльями.

Фото 15 — Яйцо Фаберже «Конный памятник Александра III»

Пасхальные яйца Фаберже сегодня

Не все работы Фаберже сохранились до наших дней – сейчас можно полюбоваться всего 62 яйцами, из которых императорских – 46. Недостающие экземпляры были утеряны в годы революции. До 1930 года яйца, считавшиеся русским культурным наследием, хранились в Кремле. Затем власти распродали работы, покупателями стали Арманд Хаммер, Берти Форбс, Эммануэль Варцкий.

Пасхальное яйцо в корзинке. Сувенир @Konfetti

Фото 16 — Яйцо Фабереже «Яхта Штандарт»

В 2004 году Виктор Вексельберг выкупил у Форбса его 15 ювелирных яиц, вернув их таким образом на родину. В 2022 году русский бизнесмен Вексельберг даже пробовал выкупить бренд Faberge, но безуспешно. Сейчас бренд принадлежит Брайну Гилбертсону – южноафриканскому бизнесмену.

Фото 17 — Яйцо Фаберже «Ренессанс»

Посмотреть на яйца Фаберже можно в Оружейной палате, в музее имени А. Е. Ферсмана, в Русском национальном музее, на выставках фонда под названием «Связь времен». Многие изделия находятся в частных коллекциях – в России, США, Англии, Монако.

Фото 18 — Яйцо Фаберже «Гатчинский дворец»

Независимо от своего местонахождения работы великого ювелира ценятся во много раз выше их настоящей стоимости. Карл Фаберже внес весомый вклад в становление культурного достояния России. Убедиться в фантастическом мастерстве Фаберже вы можете с помощью предложенного видео.

Яйца Фаберже — видео

Кто делал яйца Фаберже вместо Карла Фаберже?

Фото: © REUTERS/Olivia Harris

Петер Карл Густавович Фаберже. Имя какое-то заморское. Он вообще из наших был?

Ну почти. Фаберже родился в Санкт-Петербурге, но корни имел иностранные. Его папа Густав принадлежал к роду французских протестантов (гугенотов). Предки были вынуждены покинуть Пикардию — регион на севере Франции — в 1685 году из-за религиозных гонений. Сначала семейство Фаберже долго жило в Германии, а затем обосновалось в прибалтийской провинции России — Лифляндской губернии. Именно оттуда Густав Фаберже переехал в Санкт-Петербург.

И что же ему не жилось в Прибалтике?

ПАСХАЛЬНЫЙ ДЕКОР своим руками | Необычные пасхальные яйца ЧЕЛЛЕНДЖ

Вообще, Густав Фаберже был связан с Петербургом с 16 лет. Там он учился у ювелиров Андреаса Фердинанда Шпигеля и Иоганна Вильгельма Кейбеля. Кстати, Кейбель в 1826 году изготовил Малую императорскую корону, которой венчалась на царство императрица Александра Фёдоровна. Густав Фаберже решил не отставать от наставников. Правда, начал он с открытия в 1842 году небольшого ювелирного магазинчика и мастерской золотых и бриллиантовых изделий н а Большой Морской, 11. И дела его пошли хорошо.

Так, то есть первые яйца Фаберже начали делать в 1842 году?

Нет. Густав Фаберже никогда не делал знаменитых яиц, и ювелиром Императорского дома, как его учитель, так и не стал. Он вообще в 1860 году отошёл от дел и переехал в Дрезден. А пока его 14-летний сын Карл ездил по Европе и учился ювелирному мастерству, производством в Питере руководил Хискиас Пендин — верный помощник и Густава, и Карла. Фаберже-младший возглавил фабрику в 1872 году, когда ему было 26 лет. В его подчинении оказалось 500 ювелиров, работавших в многочисленных мастерских. Очень скоро изделия дома Фаберже получили широкую популярность. Слава о них дошла и до императора Александра III.

А когда же появилось первое яйцо Фаберже и как оно выглядело?

Яйцо пасхальное «Золотой Ангел»

В 1885 году. На самом деле идея создать сувенирное яйцо из драгоценных металлов принадлежит не самому Карлу Фаберже. Он просто выполнял заказ императора Александра III, пожелавшего сделать подарок к Пасхе своей супруге Марии Фёдоровне. Да и сам император тоже не был оригинален — подобные яйца делались в Европе с начала XVIII века. Но ювелирный дом Фаберже не стал делать копию, а создал свою версию. Это было яйцо из золота, покрытое белой непрозрачной эмалью. А дальше — как в сказке про смерть Кащея: внутри яйца был желток из матового золота, в нём лежала курочка из разноцветного «мозаичного золота», в курочке хранилась миниатюрная императорская корона, скрывавшая последний сюрприз — рубиновое яйцо-кулон с золотой цепочкой.

Ого, да это же просто «киндер-сюрприз» какой-то!

А вы думали! Императрицу же простым яйцом из драгметаллов не удивишь! Вообще, всего Марии Фёдоровне было подарено 30 яиц. Сюрпризы в них были самые оригинальные. Например, внутри яйца «Датские дворцы» (1890 год) были спрятаны 12 миниатюрных картин на перламутре с изображениями дворцов Дании и России, а яйцо из нефрита и золота «Память Азова» (1891 год) скрывало модель одноимённого фрегата, на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний Восток в 1890—1891 годах.

ВОРУЕМ ЯЙЦА У СОСЕДЕЙ! ФАБРИКА ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ С ПОДПИСЧИКАМИ!

А сколько всего яиц сделали для царской семьи?

По этому вопросу мнения расходятся. Всего яиц 71. Принято считать, что 52 из них сделали для царской семьи, хотя есть ещё два яйца, якобы предназначавшиеся для кого-то из императорских особ. С 1895 года к Пасхе делали по два яйца: для Марии Фёдоровны и жены Николая II Александры Фёдоровны. В 1897 году появилось самое известное яйцо — «Коронационное», посвящённое торжествам по случаю венчания на царство Николая II и его супруги. Сюрпризом была копия позолоченной кареты Екатерины II, использовавшейся в церемониях коронации. Миниатюра кареты повторяла все детали оригинала. Обе дверцы открываются, изнутри с двух сторон выбрасываются подножки. Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. Эту карету делал в течение 15 месяцев по 16 часов в сутки 24-летний мастер Георг Штейн .

Стоп. То есть яйца Фаберже и сюрпризы для них не сам Фаберже делал?

Конечно! Карл Фаберже собственными руками не создал ни одного яйца. Всё делали работники его мастерских. Накануне 1914 года там трудились почти 600 ювелиров. Самый известный из них — Михаил Перхин. Он 18 лет являлся главным мастером фирмы и руководил собственной мастерской, где создали 28 яиц. К 200-летию Петербурга там изготовили яйцо «Пётр I», по бокам которого были четыре м иниатюры с видами города. Сюрпризом стала модель Медного всадника. В 1900 году Перхин сделал яйцо из серебра «Транссибирская магистраль». На самом яйце была отчеканена карта Российской империи с магистралью, а внутри лежала миниатюрная копия поезда из золота и платины. Кстати, поезд был механическим, и к нему прилагался золотой заводной ключик. В 1903 году Перхин умер, и его с менил Хенрик Иммануэль Вигстрем.

Опять иностранец?

Да. Вигстрем родился и обучался ювелирному делу в Финляндии, но в 16 лет приехал на заработки в Санкт-Петербург. Сначала был подмастерьем в фирме Фаберже, а с 1906 года отвечал за все главные заказы. В 1915 году для Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны он сделал яйца «Красный крест с портретами» и «Триптих Красный крест». Внутри первого были портреты двух дочерей, сестры, жены и кузины Николая II в форме медсестёр. Все они были сёстрами милосердия во время Первой мировой войны.

Погодите, неужели дорогущие яйца продолжали делать даже во время войны?

От традиции никто и не думал отказываться. Правда, к Пасхе 1916 года всё тот же Вигстрем сделал яйцо, сильно отличавшееся от роскошных изделий, выпущенных ранее. Оно изготовлено из артиллерийской стали и имеет подставку в виде артиллерийских снарядов . Но это яйцо, конечно, всё равно содержит элементы, выполненные из драгметаллов. В качестве сюрприза был вложен миниатюрный мольберт с картиной придворного художника Василия Зуева, изобразившего сцену посещения ставки генштаба императором и цесаревичем Алексеем. Вообще, во время войны на фабрике Фаберже делали много предметов, предназначавшихся для отправки на фронт: кружки, тарелки, табачницы и даже гранаты.

А до войны на его фабрике производили что-то помимо яиц?

На самом деле ассортимент производимой продукции был огромен! За всю историю дома Фаберже было изготовлено более 150 тысяч ювелирных изделий. И большинство из них — утилитарные: рамки для фотографий, портсигары, набалдашники для тростей, пеналы, часы, флаконы для духов, коробочки для конфет, которые назывались бонбоньерками.

И на чём история дома Фаберже заканчивается?

Фабрику Фаберже ждал довольно типичный для частных производств того времени финал. Благосостояние ювелирного дома пошатнулось уже во время войны, но Октябрьская революция 1917 года его добила окончательно. В 1918 году закрылись все отделения фирмы, хотя магазин в Москве продолжал работать до февраля 1919 года. Сам Карл Фаберже смог бежать в Швейцарию, но жить ему оставалось недолго. Ювелир и предприниматель, пребывающий в депрессии из-за невозможности заниматься любимым делом, умер 24 сентября 1920 года. Четверо сыновей Карла Фаберже, а потом и его внуки наладили небольшое производство за границей.

Яйцо на Пасху своими руками. Видео мастер класс, как сделать пасхальное яйцо. Подарки на Пасху.

А что же стало с коллекцией яиц, сделанных для царской семьи?

Большевики активно торговали изделиями фабрики Фаберже. Большинство из них было продано за границу. Значительная часть коллекции оказалась в США и Великобритании. Пасхальные яйца не стали исключением. Сейчас пять из них находятся в Художественном музее Вирджинии, три — в Художественном музее Нового Орлеана, четыре — в ф онде Эдуарда и Мориса Сандоза в Швейцарии, ещё четыре — в коллекции королевы Елизаветы II. А 14 хранятся в частных коллекциях.

Ну хоть что-то в России осталось?

Несколько яиц, в том числе «Транссибирская магистраль», не были вывезены из страны. Оно сейчас находится в Оружейной палате Кремля. Всего там хранится 10 яиц. По одному яйцу есть в коллекции Эрмитажа и Минералогического музея имени Ферсмана в Москве. Но больше всего яиц в экспозиции Музея Фаберже — 15, в том числе «Курочка» и «Коронационное». Кстати, именно там хранится яйцо «Орден Святого Георгия», изготовленное для Марии Фёдоровны к Пасхе 1916 года. Это было последнее подаренное ей яйцо. И единственное, которое она смогла вывезти за рубеж в 1919 году. Изделие передавали из поколения в поколение, а потом оно оказалось в коллекции «Форбс». В 2004 году всю коллекцию выставили на аукцион, где её приобрёл Виктор Вексельберг для музея Фаберже.

Яйца Фаберже: 5 удивительных историй легендарной коллекции

Какой секрет хранило первое яйцо Фаберже, почему стиль модерн не любили при дворе, и кто мог позволить себе подобную покупку, кроме Императорской семьи? Рассказываем 5 историй легендарной коллекции

Первые ассоциации, которые приходят в голову, при слове «Фаберже», это – роскошь и семейные обычаи царской России, традиция подарков и, безусловно, легендарная пасхальная коллекция яиц. Их изготавливали для царской семьи мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже еще в XIX веке.

Несмотря на удивительную внешнюю красоту изделий, главный секрет всегда хранился под драгоценной скорлупой. Внутри каждого яйца помещался «сюрприз» – статуэтка животного, кольцо, миниатюра, портрет царской семьи или драгоценный камень.

О произведениях фирмы Карла Фаберже мечтали все, кто видел их хотя бы раз, и ценовая политика ювелирного дома позволяла им быть не только царским подарком: в коллекциях Фаберже всегда были изделия, доступные даже студентам Петербурга той эпохи.

С 1885 по 1916 год включительно ювелирный дом изготовил 50 пасхальных яиц по императорскому заказу. И сегодня крупнейшая в мире коллекция произведений Карла Фаберже представлена в Музее Фаберже на набережной реки Фонтанки, 21 в Санкт-Петербурге, который рассказал Westwing о пяти самых ценных экспонатах.

Пасхальная традиция

Самое первое яйцо «Курочка» было заказано царем Александром III ювелирному дому Фаберже в 1885 году как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Первоначально это должна была быть точная копия французского пасхального яйца начала XVIII века. Однако Карл Фаберже отверг эту идею и создал собственную, оригинальную и элегантную вариацию.

Оно не только внешне напоминало яйцо (хотя было сделано из золота), но и на ощупь, потому что было шероховатым, как настоящая скорлупа. Такого эффекта мастер добился благодаря опаковой эмали. Внутрь Александр III попросил поместить маленькое яйцо «из какого-нибудь драгоценного камня», посчитав, что «это может быть очень мило». Выслушав наставление императора, Карл Фаберже решил пойти дальше и сделал «сюрприз в сюрпризе».

Когда Мария Федоровна открыла пасхальный подарок, то обнаружила золотой желток из двух половинок, а раскрыв его, увидела курочку из разноцветного золота. Но на этом сюрпризы не закончились, потому что внутри птички оказалась крошечная императорская корона, выполненная из алмазов. Воистину, царский подарок!

Императрице так понравился подарок, что идея дарить такие пасхальные яйца стала традицией для императорской семьи. И отныне каждый год на Страстной неделе Карл Фаберже передавал императору очередной шедевр.

Фото: Пасхальное яйцо «Курочка». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже.

Пропавший сюрприз

Последним пасхальным подарком Александра III «милой душке Минни» стало яйцо «Ренессанс», выполненное в одноименном стиле по мотивам старинной шкатулки мастера Леруа. Так, форма старинной овальной шкатулки, взятой Фаберже за основу, была преобразована в форму яйца, размещенного по горизонтали. Внешняя часть выполнена из агата и украшена золотой, покрытой полихромной эмалью оправой с золотыми львиными маскаронами и драгоценными камнями. На верхней половине бриллиантами была выложена дата его создания.

Главная тайна крылась в другом: «А был ли внутри сюрприз?». Историки, исследовавшие этот вопрос, не нашли упоминаний о внутреннем содержании подарки. Однако, среди материалов значился жемчуг, которым не украшалась сама скорлупа. Можно предположить, что внутри яйца-шкатулки лежало какое-нибудь жемчужное украшение – нитка, кулон, браслет, а возможно, окруженный жемчугами портрет «ангела Александра» – второго сына царской четы, умершего в младенчестве в 1870 году.

Была высказана идея, что внутри находилось хрупкое каменное яйцо «Воскресение» в шкатулке, украшенной жемчугом. Подобный экземпляр сохранился до наших дней, и ныне украшает коллекцию Музея Фаберже. Но имеет ли он связь с потерянным сюрпризом – покажут время и дальнейшие исследования.

Фото: Пасхальное яйцо «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Политика и вдохновение

Яйцо, созданное для Александры Федоровны к Пасхе 1897 года, было впервые посвящено важнейшему политическому событию – коронации Николая II.

Идею отделки драгоценной скорлупы Карлу Фаберже подсказали золотые мантии, в которые были облачены царь и царица во время коронации. Драгоценная скорлупа покрыта прозрачной желтой эмалью и сверкает, как тяжелая златотканая парча. Поверх без малейших зазоров укреплена сетка из накладных черных эмалевых орлов с алмазами, соединенных лиственными ветвями зеленого золота.

Сюрприз «Коронационного» яйца содержит крошечную копию кареты, в которой 9 мая 1896 года Александра Федоровна въезжала в Москву. Золотая миниатюра катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются после поворота крошечной золотой ручки, а изнутри с двух сторон выбрасываются складные подножки.

Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.

Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз огранки «роза», укрепленный на его верхней половине. Сквозь этот магический кристалл виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «O» (фита) – из рубинов. Внизу яйца укреплена алмазная «роза» меньшего размера, сквозь которую читается дата «1897».

В дальнейшем фирма Фаберже еще не раз обратится за вдохновением к российской истории конца ХIХ – начала ХХ века. Основой сюжета для пасхального яйца станет строительство Великого Сибирского железнодорожного пути и 300-летний юбилей династии Романовых.

Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.

Яйцо в стиле модерн

В конце XIX века в моду вошел новый стиль модерн. Императорская семья, в отличие от русской знати, прониклась передовым веянием и оформила интерьеры своей Нижней дачи в петергофском парке, а так же свои личные покои, в стиле ар-нуво. Особую любовь к нему питала царица Александра Федоровна, и Фаберже решил отразить эту привязанность в своем новом шедевре.

Яйцо «Ландыши» Николай II преподнес императрице в 1898 году в день празднования Пасхи. Скорлупа была покрыта прозрачной розовой эмалью, украшена вертикальными фризами алмазов огранки «роза» и жемчужными ландышами с алмазными лепестками. Ландыши – символы чистоты, юности и невинности – были любимыми цветами Александры Федоровны.

Сюрпризом яйца стали миниатюрные акварельные портреты Николая II и двух маленьких дочек царской четы, Ольги и Татьяны, в виде трилистника, «распускающегося» при нажатии на жемчужную кнопку.

Трогательный подарок тронул сердце мечтательной Аликс, воспитанной в духе викторианской сентиментальности.

Фото: Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, художник-миниатюрист И. Цейнграф.

Символ счастья герцогини Мальборо

Помимо членов императорской семьи, уникальные пасхальные яйца с сюрпризами могли приобрести представители титулованной и промышленной элиты.

Например, обладательницей такого ювелирного шедевра стала английская герцогиня Мальборо. В 1902 году она приехала в Санкт-Петербург и присутствовала на балу в Зимнем дворце. Великолепие русского двора, самого блистательного в Европе, поразило искушенную роскошью аристократку.

С собой на родину она увезла помимо прочего изящное, покрытое нежнейшей розовой эмалью яйцо-часы с бриллиантовой стрелкой-змеей. Скорлупу драгоценного подарка украшала гирлянда цветов из четырехцветного золота, которая переливалась всеми цветами радуги.

Фото: Яйцо герцогини Мальборо. Санкт-Петербург, 1902. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Стрелки-змеи были символом супружеской верности и постоянства, однако символом счастья для супружеской четы Мальборо так и не стали. Брак был расторгнут, а в 1926 году герцогиня продала яйцо на благотворительном аукционе. Оно сменило несколько владельцев, прежде чем попасть к магнату Форбсу.

7 ИДЕЙ Пасхальные яйца из гипса.