Создаем витраж в технике «Тиффани» с элементами фьюзинга. Часть 1

Витражи своими руками

Этой осенью мне посчастливилось начать обучение в группе дополнительного образования по изготовлению витражей в технике «Тиффани» при художественной академии им Строганова. Почему именно витражи, — спросите вы? Да потому, что ими я восхищаюсь давно и могу помногу времени стоять, рассматривая их, наслаждаться игрой света через эти маленькие стеклышки, делающие мир красивее и ярче. Очень люблю рассматривать узоры, лики святых, красивые картины цветущих садов, городов. Но я даже не могла допустить и мысли, что когда-то смогу попробовать резать стекло и складывать эти стеклышки в настоящий рисунок. Последние витражи, увиденные в Подмосковном музее Британской культуры (Франция), меня так восхитили, что очень захотелось самой попробовать что-то создать своими руками.

Раньше я не представляла, что это так тяжело. В моих руках нет уже той силы, что может резать стекло сразу ровно и по правильным лекалам. Часто на исправление маленького кусочка брака уходят часы. Но это так интересно. Взяв в руки стекло, ты забываешь обо всем, даже о времени. Это как погружение в сказку, где ты ее создатель.

И вот осенью случилось чудо. И я режу свой первый витраж. Конечно, первые дни мешала боязнь порезать руки. Но нас сразу предупредили, что если стекла бояться, то руки порежешь. Но если соблюдать технику безопасности и расслабиться, то никаких ран и порезов не будет.

Работать со стеклом очень интересно. Нас учат рассматривать стекло, не создавать брака и без примерки стекло не резать, придерживаться рисунка и создавать из него пусть очень простые, но все же витражи в технике «Тиффани». Я никогда раньше не резала стекло стеклорезом, не ломала его плоскогубцами, не работала на шлифовальном станке и при помощи паяльника и припоя не соединяла отдельные предметы в единое целое. Все было впервые. Но глаза боятся, руки делают. Мной уже создано 4 витража. Один стал стеклом светильника в прихожей.

Витраж установлен в светильник потолке прихожей

Три других объединили триптих в душевой комплекс, оформленный в морском стиле (Из-за изоляции забрать последний я смогу из академии теперь только осенью, когда начнётся новый учебный год). Но это не главное. Наши работы пока только «проба пера», и на них я отрабатывала умение резать, полировать и подгонять стекло в наш рисунок. Мне новое хобби очень нравится. И я надеюсь продолжать им заниматься.

Для того, чтобы начать создавать витраж, нам понадобятся:

Материалы и инструменты

  • Распечатка понравившегося рисунка
  • Маркер
  • Стеклорез
  • Несколько разноцветных стекол
  • Станок для шлифовки стекла
  • Плоскогубцы
  • Рамка, которая будет держать рисунок, пока он не спаян
  • Паяльник
  • Припой
  • Канифоль
  • Жидкая патина
  • Губка для мытья стекол

И спокойствие.

Ход работ

Перед тем как выбрать рисунок будущей работы, ты много часов проводишь сидя у компьютера, подбирая рисунок, с которым ты справишься. И часто рисунок, который поначалу кажется простым, оказывается очень сложным при резке и шлифовке. Выбрав рисунок, ты его распечатываешь и на световом столе переносишь на стекло.

Режу стекло на световом столе

Дальше при помощи стеклореза ты вырезаешь нужные части.

Подготовка частей изделия

Затем их обрабатываешь на специальном шлифовочном станке, долго-долго подгоняя, чтобы одно стекло вошло в другое без зазора.

Обработка стекла на станке

И так обрабатываешь каждую детальку.

Работа на станке по обработке стекла

Я раньше и не задумывалась над тем, как они стали единым полотном. И только попробовав, поняла. Когда все делали работы обточены и хорошо стыкуются, начинается процесс пайки. Шов должен быть тонким и ровным. У меня пока с этим ой как тонко.)) Когда разогретый паяльник гонит струйку припоя по швам деталей, это настоящее волшебство. Жидкий припой как серебряный ручеек соединяет детали. Сначала спаиваешь с одной стороны, затем с обратной. Убедившись, что работа крепко соединена, снимаешь фиксирующую рамку. Потом по швам проводишь паталью. Ждешь минут 10. И моешь готовую работу водой.

Мой первый витраж

Вот теперь можно посмотреть на нее как на «работу». Жаль, пока очень часто после пайки бывают разочарования. Но мы учимся. И уже что-то начинает получаться. Смотришь на то, что сделал, видишь свои ошибки и понимаешь, что практические занятия теорией не заменить.

Осталось облачить работу в рамку:

Теперь, приходя в музей, собор, дворец, я совсем другими глазами смотрю на витражи и замечаю их порой там, где раньше бы и не заметила. И если я раньше долго стояла их рассматривая, то теперь у витражей могу стоять часами. И мне очень нравится рассматривать работы мастеров и представлять, как они это создавали.

Создаем витраж-светильник «Бабушкин сад»

Витраж-светильник «Бабушкин сад»

Еще один наш витраж-светильник готов — хвастаемся! Довольно крупная интерьерная вещица, витраж в технике Тиффани, с элементами фьюзинга (сплавление цветных стекляшек в специальной печке). Все это помещено в деревянный ящик со светодиодной подсветкой, как и несколько наших предыдущих работ. Витраж кроме прочего украшен декоративными проволочными элементами, впаянными в основные швы. Ящик окрашен белой эмалью — для соответствия интерьеру заказчика. Итак, по порядку.

Эскиз, картон, рабочее основание, шаблоны деталей

Определились с цветовой гаммой, размером и сюжетом. Таша нарисовала эскиз и по нему «картон» — рабочий эскиз в натуральную величину. Пронумеровали каждый элемент.

К слову, существует еще одна работа с похожим сюжетом и стилем — картина-диптих, свалянная из цветной шерсти. Ее тоже делала Таша.

Мы приспособились собирать свои витражики на куске фанеры с двумя слоями линолеума — в него удобно втыкать портновские булавки для удержания стеклянных элементов. Такого большого куска у нас не нашлось, пришлось задействовать листовой пенополистирол — оранжевый строительный «Пеноплекс» в два слоя (по 30мм), чтобы не гнулся при переноске. Поверх основания положили картон и замотали в пищевой «колбасный» полиэтилен от воды (мокрые стекла после шлифовального станка).

Отрезав подходящий кусок нетолстой ПЭТ-пленки (0,5мм толщиной) положили его поверх картона и обвели фломастером контуры деталей, пронумеровали их. Все это вырезано ножницами и разложено по цветам стекол будущих элементов.

Работа со стеклом

Патронов не жалеть!

Большой кусок работы — вырезание и подгонка стеклянных деталей, здесь еще раз следует сказать, что экономить стекла не стоит — гораздо красивее витраж выглядит, если элементы вырезаны с учетом рисунка стекла, сообразно идее. То есть, если это к примеру листики стилизованных растений, цветов, то красивее, если рисунок на стеклах деталей будет «врастопырку».

Вырезанные детали подгоняли на нашей самодельной шлифовальной машинке.

Пайка

Наконец рисунок витража собран и просох после водных процедур на шлифовальном станке. Как прелюдия к пайке — оклеивание торцов стеклянных деталей медной фольгой. Мы применяли медную фольгу с липким слоем, электрического происхождения — для улучшения ЭМС (электромагнитной совместимости), из Китая. Шириной 6 мм. На веселенькое времяпровождение родителей подтянулась и помощница.

После оклеивания, выступающие края фольги следует не только примять, но и тщательным образом разгладить, иначе паяные швы будут менее красивыми, между ними и стеклом будут щели, зазоры. Для разглаживания вместо традиционных, фломастера или одноразовых зажигалок, рекомендуем применять ювелирный агатовый нож. Он не дорого стоит, не царапает стекло, пользоваться им куда как приятнее.

Все, детали оклеены, рисунок сложен, края выровнены. Приступаем к пайке.

Первым делом скрепляем детали «на живую нитку» — небольшими быстрыми пайками в местах пересечения швов. Хорошо прогретым паяльником, так, чтобы не слишком сильно расплавить пленку и пенопласт основания. Порядок — рисунок теперь не набор деталей но единое целое, поднимать которое, пока все таки не стоит. Зато можно аккуратненько перетащить плашмя на более подходящую для пайки поверхность. Удобно использовать кусок ровной нетонкой фанеры, ДСП.

Мы подстелили несколько газет, чтобы основание меньше изгвоздать флюсом и его можно было использовать много раз.

Здесь же мы решили добавить к рисунку и этакое «паспарту» из цветных стекляшек такая идея была и раньше, но на пенопластовом основании она все равно не помещалась. Здесь же отвели душу.

Элементы паспарту после подгонки на шлифовальной машинке также высушили, обернули и «подшили к делу». Общая тщательная пайка. Припой ПОС-61 в виде нетонкой проволоки без флюса внутри, флюс «наружный» — жидкий из витражного магазина, наносить кисточкой. Паяльник 150 ватт, с самодельным регулятором из диммера для ламп накаливания.

Между делом Таша сделала несколько «наружных» фьюзинг-стекляшек — бабочка на цветке и несколько кабошонов-цветков. Их мы потом просто приклеивали сверху.

Прямоугольная штучка на середине пода, это я, как кукушка яйцо, подложил образец в порядке эксперимента по вплавлению медной фольги в стекло, не обращайте на него внимания.

Заключительный этап пайки — примерка цветков-кабошонов и изготовление для них листиков-веточек. Все это добро сделано металлическим и медной проволоки и рабочего припоя. Процесс выглядит примерно так — нетонкая медная проволока (обмоточный провод в лаковой изоляции) от старого трансформатора зачищается от изоляции (продергивается несколько раз через сложенный вдвое кусок шлифовальной шкурки). Очень хорошо, если попадется катушка от «горелого» трансформатора — изоляция на проводах частично обуглена и осыпается сама, провод после нагрева отожжен, а с мягким удобнее работать.

Зачищенный провод лужу паяльником. Делать это стоит сразу после зачистки — медь довольно быстро окисляется. Из подготовленной проволоки мы и делаем дополнительные «рюшечки». Листики растений — изгибаю из луженой проволоки замкнутый контур и заплавляю его несколько избыточным количеством припоя. «Жилки» на листиках выбиваю на небольшой наковальне маленькой стамеской заточенной под углом 90°. Завитушки удобно выгибать круглогубцами.

Спаянный витраж на просвет.

Водные процедуры, патина, ее защита

По случаю плюсовой температуры проводились на улице — благодать! Плюхайся сколько влезет.

Жидкий витражный флюс преотлично отмывается горячей водой со средством для мытья посуды. Действовал так — витраж положил в место допускающее потоки воды, притащил ведро очень горячей воды. На стекло плюхал немного посудомоечного средства, чуток воды и долго и хорошенько ерзал плоской щеткой с короткой жесткой щетиной, вроде обувной. Смывал водой. Переворачивал витраж и проводил аналогичные процедуры для обратной стороны. Снова лицом вверх и еще разок, контрольный.

Отмытый витраж уложен на улице, на солнышке в месте недоступном непоседливым детям и животным. После высыхания немедленное патинирование. Здесь оно выполнялось фабричной патиной из витражного магазина. Процесс немудреный — плюхаем немного патины из бутылочки и тщательно растираем ее по швам старой мягкой зубной щеткой с ручкой отформованной вверх (строительным феном). Когда шов перестает хорошо темнеть, добавляем еще немного свежего раствора. После обработки всех швов витраж тщательно промываем водой, можно при этом немного пройтись мягкой щеткой. Сушим.

После сушки витража на солнышке, на положенные места были наклеены плавленые стекляшки и несколько разнокалиберных кабошонов из «кошачьего глаза», швы покрыты защитным лаком-маслом — «антиоксидантом». Немного химиката плюхал на нужное место и жесткой художественной кисточкой размазывал по шву. После обработки всех швов, излишки масла удаляются тряпочкой.

Ящик

Рама-ящик для светильника сделан из сухих строганных сосновых дощечек. Подбираются подходящие заготовки досок (необрезная доска «дюймовка» — толщиной 25 мм), из которых на циркулярной пиле выпиливаются заготовки с ровными краями и некоторым припуском по длине. Эти заготовки строгаются до нужной толщины, длина их уточняется и лишнее обрезается на торцевой маятниковой пиле (вполне подойдет и стусло с ручной мелкозубой пилой). Размечаются и сверлятся отверстия для саморезов (лучше на сверлильном станке — это автоматически обеспечит их перпендикулярность), стенки ящика скрепляются саморезами с клеем ПВА (столярным). Выступивший клей удаляется мокрой чистой тряпочкой.

Выпилил 8 брусочков 15х15 мм. После шлифовки шлифовальной шкуркой, половину из них подогнал по длине к внутренним сторонам стенок ящика и приделал мелкими гвоздиками с тем же столярным ПВА. Получилась внешняя ступенечка на которую изнутри опирается витраж.

Примерил наш витраж к ящику, он должен помещаться с некоторым запасом — 5…10 мм на сторону. Деревяшки могут немного изменять свой размер при смене влажности, стеклянный витраж тоже может несколько расшириться от нагрева. Наш зазор поможет все эти неприятности нейтрализовать.

Готовый ящик шкурится шлифовальной бумагой нескольких номеров, обметается и обдувается сжатым воздухом от пыли. Деревяшки грунтуются, после высыхания еще разик слегка шлифуются мелкой или затертой наждачкой (удалить приподнявшиеся волокна), удаляется пыль. Ящик вместе с заготовками брусочков для крепления витража покрасил белой акриловой краской из баллончика. В два слоя с промежуточной сушкой.

Электричество

Пока сохнет ящик, вырезал заднюю стенку и собрал на ней подсветку. Дело было так. По заранее снятым размерам разметил и вырезал слесарными ножницами по металлу заготовку задней стенки из оцинкованной кровельной стали толщиной 0,5 мм. Она должна быть всенепременно металлической — одновременно, это еще и теплоотвод для светодиодной ленты.

По периметру задней стенки разметил и просверлил ряд отверстий для мелких гвоздиков, ими будем крепить стенку с подсветкой к ящику.

В геометрическом центре задней стенки закрепил импульсный блок питания (БП). Здесь мы решили попробовать применить блок питания в промышленном исполнении. Он крепится двумя винтиками М3, дно блока питания — продолжение его теплоотвода, поэтому при установке на металлический лист под БП плюхнул немного теплопроводящей пасты (КТП-8). Весь крепеж непременно снабжается полным джентльменским набором — шайбы-стопоры-гайки.

На свободное пространство задней стенки после разметки и обезжиривания наклеил отрезки белой светодиодной ленты. Интервал между ними около 5см. Резать светодиодную ленту следует по местам, предназначенным для этого (помеченными «ножничками») иначе часть светодиодов могут не работать.

Соединяем все это добро в единую цепь — отрезки ленты соединяем параллельно и подключаем к БП. Соединения велись нетолстым медным луженым проводом. В качестве общего «минуса» использована железка задней стенки. Сетевой провод около железки дополнительно изолировал слоем термотрубки.

Паять нежную светодиодную ленту лучше паяльником малой мощности с острым жалом. Все соединения сетевых проводов желательно делать по уставу — скрутить жилы, опаять, удалить остатки флюса, петельки выровнять плоскогубцами.

Пробуем включить — к отрезку сетевого провода от БП припаиваем шнур с вилкой. Работает, а куда бы он делся?

Удаляем остатки флюса с паек, не повредит и помазать их нитролаком. Кисточкой или если неохота ее отмывать, кусочком хорошо смоченной тряпочки.

Сборка светильника

После полного высыхания краски на деревянном ящике, в него устанавливается витраж и подсветка. На ступенечку перед витражом по всему периметру плюхается немного белого силиконового (акрилового) герметика и кладется витраж. Стараемся при этом не перепутать верх-низ. С обратной стороны витраж закрепил заготовленными (и покрашенными) брусочками. В брусочках сверлятся тонкие отверстия для гвоздиков. Под брусочки тоже выдавливаем немного герметика.

Мы для своего витража применяли и прозрачные стекла, по сему нужен светорассеиватель (иначе будут видны отдельные светодиоды). Им назначен лист плотной ватманской бумаги, закрепленный строительным степлером на брусочках. В целом, конструкция аналогична рисовательному песочному ящику.

Наконец закрываем заднюю крышку — на электрическом хвосте от БП завязываем узелок так, чтобы внутри коробки была небольшой провис провода. Конец провода продеваем в отверстие, проверяем работоспособность подсветки и заколачиваем крышку насмерть.

На кусочках той же оцинкованной стали размечаем и выпиливаем петельки для подвеса, моим любимым инструментом — ювелирным лобзиком.

Готовые петельки припаиваем на заднюю стенку. Не забываем промыть место пайки от флюса.

К торчащему из коробки сетевому хвосту приделываем культурный провод с выключателем. Здесь все управление максимально упрощено по просьбе будущей владелицы, только «вкл-выкл». Поэтому возможность дистанционного управления и регулирования яркости отсутствует в принципе.

Как сделать витраж Тиффани своими руками (с фото)?

Каждый человек мечтает сделать свое жилье красивым, уютным и внести оригинальные дизайнерские решения. Витраж — один из способов сделать дом ярким и запоминающимся.

Раньше его изготовление было дорогим удовольствием и, в основном, ими украшались замки, богатые поместья и храмы. Теперь же современные технологии позволяют создать свой уникальный витраж не заказывая его у мастера и применяя недорогие материалы.

Чтобы создать витраж своими руками, вам не потребуются особенные знания и умения, да и материалы, инструменты и оборудование имеют вполне приемлемые цены. Используя инструмент, который есть почти в каждом доме и небольшой набор расходных материалов, продающихся в строительных магазинах, можно создать неповторимый шедевр.

Наиболее приближенный к классическому стилю и завоевавший большую популярность в современном дизайне является витраж Тиффани.

С чего начать изготовление витража Тиффани?

Создаем эскиз витража. Нам будут нужны два экземпляра на плотной бумаге в натуральную величину(можно воспользоваться копировальной техникой). Пронумеруйте все детали будущего рисунка параллельно на обоих экземплярах.

Ножницами для заготовки шаблонов вырежьте один из эскизов. Такие ножницы имеют три лезвия, среднее из которых удаляет полоску шириной в 1,27мм. Это расстояние рассчитано на толщину медной фольги (фолии).

Полученные картонные заготовки наложите на стекла соответствующих цветов. Обведите тонким маркером заготовки и пронумеруйте.

Алмазным стеклорезом вырежьте все элементы будущего витража Тиффани.

Эскиз

  1. создавая эскиз своего витража, обратите внимание на будущие швы: чем больше в нем будет Т-образных соединений, тем прочнее будет ваш шедевр
  2. учитывайте пропорции. Если элементы витража имеют небольшой размер или ширину, то швы должны быть тонкими, иначе работа будет выглядеть грубо, а фольга перекроет большую часть стекла
  3. если швы задуманы широкие, тогда избегайте узких деталей и острых углов в витраже, иначе при пайке возможен перегрев и повреждение стекла
  4. если витраж имеет вытянутую вверх, узкую форму, тогда советуем в эскизе запланировать несколько вертикальных линий. Этот способ сделает конструкцию витража более прочной
  5. для того, чтобы собирать витраж было удобно, эскиз помещают внутрь рамы, а затем начинают выкладывать подготовленные стекла. Раскладку начинают с угла. Точность раскладки зависит от того, насколько аккуратно вы подгоните раму к эскизу

Совет1: если при обламывании стекла образовались неровности, то их можно отколоть кусачками, а затем все детали оттачиваются на точильном бруске.

Совет2: чтобы осколки стекла не разлетались в стороны, эту процедуру лучше делать в емкости с водой, погрузив туда заготовки. Обточка происходит до тех пор, пока каждая деталь не будет совпадать по размеру и форме с эскизом.

Приступаем к обмотке фолией кромки стеклянных заготовок. Специальная медная фольга выглядит, как лента с одной клейкой стороной. Приложите ее по центру к кромке стекла и полностью оберните всю заготовку, загибая на обе стороны
края загиба должны быть одинакового размера с двух сторон для прочности и эстетической красоты шва

1. Загибы фольги пригладьте к стеклу деревянной лопаткой(более твердые материалы царапают и рвут патину).

2. Приклейте эскиз клеем или прозрачным скотчем к ровной поверхности, а по краю рисунка прибейте планки, образовывая рамку для того, чтоб элементы мозаики витража не смещались при сборке и пайке.

3. Складываем все элементы по шаблону в единую композицию. Все части будущего витража должны лежать свободно с небольшим зазором, для того, чтобы при пайке они не лопались от высокой температуры.

4. Подгоняем все детали по размеру в единую композицию.

5. Обработайте все швы флюсом для того, чтобы убрать с поверхности меди все окислы и, чтобы олово ложилось ровным швом. Лучше всего использовать паяльный жир или жидкие флюсы, которые наносятся кисточкой.

6. Элементы витража Тиффани припаиваются по внутренним и наружным кромкам хорошо прогретым, тонким паяльником. При этом у вас должен получиться один непрерывный шов, который полностью покрывает всю видимую часть медной фольги, включая внешние края композиции.

7. Тщательно протрите все швы остатками флюса после спайки, чтобы избежать окисления олова. Используйте для этого любое моющее средство

Нанесение патины на швы является заключительным этапом в изготовлении витража Тиффани. Чаще используется патина черного или медного цвета, которую втирают во все швы ватным тампоном. Излишки, попавшие на стекло, стоит сразу удалить губкой.

Советы по изготовлению витража

Совет 1. Любой витраж имеет свои максимально допустимые ограничения по размерам. Они разные для потолочного, дверного или оконного витражей. Если ваше изделие предполагает более крупные габариты, рисунок витража следует разделить на несколько фрагментов.

Совет 2. Изготовление и сборку элементов неправильных, криволинейных форм делайте с помощью матрицы, на которую нанесите эскиз витража. Выкладывая подготовленные детали на матрицу, следите за тем, чтобы они располагались свободно. Так вы убережете стекло от перегрева и растрескивания во время пайки.

Ширина швов между элементами витража зависит от ваших требований к его прочности и художественного замысла. Часто швы имеют разную толщину, что придает изделию оригинальный вид

Совет 3. Витражи выпуклых или вогнутых форм(плафонов для светильников, люстр) изготавливайте на специальных формах, которые точно повторяют конфигурацию и размеры будущего витража. Такой подход значительно облегчит работу. Форму(болванку) можно отлить из гипса или выполнить из дерева.

Совет 4. Вырезать элементы витража необходимо, не отрывая стеклорез от полотна, от начала и до конца. Заканчивая линию, уменьшайте давление на стеклорез. Это поможет избежать сколов.

Совет 5. Все дефекты и неровности, возникшие во время пайки витража, удаляйте сразу. Это займет немного времени и сил, а изделие будет выглядеть намного аккуратнее.

Совет 6. Если в вашем распоряжении оказалось толстое стекло, то для того, чтобы разрез на нем был аккуратным, необходимо: прорезать стеклорезом контур элемента витража, легко простучать с обратной стороны по линии разреза, отломить стекло по образовавшейся трещине

Работа со стеклом

Внимательно подбирайте стекла для вашего витража. Освещенные солнечным или искусственным светом, цветные стекла будут иметь различные оттенки и тона. Также имеют значение толщина и прозрачность стекла.

Использовать изделия с витражами Тиффани можно не только внутри помещений, но и на улице, для оформления входных групп. Такие витражи не боятся перепадов температуры, а все элементы легко заменяются при возникновении повреждений. Цветное стекло не тускнеет, не выгорает на солнце.

За витражом легко ухаживать: чистить моющими средствами(даже теми, в состав которых входят растворитель и спирт). Это объясняется тем, что краситель находится внутри стекла, а не на поверхности.

Старайтесь избегать острых углов в витражах, глубоких вырезов и узких элементов. Лучшим вариантом будет разделить сложный фрагмент витража, на более простые. Это позволит избежать трещин и повреждений во время работы. Такой подход совершенно не испортит вашу работу, а еще и даст возможность обогатить витраж дополнительными оттенками цвета.

Стеклянный лист имеет «лицевую» и «изнаночную» стороны. Для облегчения труда все манипуляции проводите с гладкой стороной, которая станет «изнанкой»вашего изделия.

Подсказка: часто, крупные мастерские и фирмы распродают брак, бой и остатки стекла после выполнения своих работ. Цена на такое стекло, обычно, значительно снижена. Вы можете сэкономить вполне приличную сумму, получив для своего витража качественное стекло и обогатив палитру оттенков

Витражи Тиффани; Витражи в Технике тиффани под заказ

Витражи в технике Тиффани

Луис Комфорт Тиффани (1848-1933) — американский художник и дизайнер, знаменитый декоратор «золотой эпохи», представитель модерна. Известность и международное признание Тиффани принесли его шикарные и изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия. Он был одним из самых оригинальных и творческих художников того времени. Будучи сыном богатых родителей Тиффани младший изучал живопись в Париже и путешествовал по Франции, Испании и Северной Африке. Огромное впечатление на него произвели витражи Шартрского собора.

Одним из первых в Америке Луис Тиффани обратился к модерну — элегантному и изящному стилю который процветал в Европе в то время. Кроме того, он известен как первый индустриальный дизайнер. Тиффани был экспериментатором, гением одержимым стремлением к совершенству. Его целью было создание новой эстетики которая смогла бы наилучшим образом отразить американский стиль жизни.

Тиффани активно работал с 1870 года до середины 1920-х. Он обладал множеством талантов в самых разных областях искусства. В начале творческого пути Тиффани предстал перед публикой в качестве талантливого живописца, кроме того, он был архитектором, занимался дизайном ландшафтов и интерьеров, создавал новую мебель, ковры и обои. В своих работах он использовал такие материалы как: эмаль, бронза, керамика, серебро, дерево и железо. Тиффани разработал дизайн огромного количества различных предметов обихода — от распятий и канделябров до настольных телефонов, часов и рам для картин.

Без сомнения, его изысканные творения высоко оценила публика, однако настоящую славу Тиффани принесли стеклянные изделия: Витражи Тиффани и другие изделия. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывало бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Под руководством Тиффани опытные мастера производили тысячи витражей и ламп, столовых приборов, мозаики и превосходной бижутерии.

В 1882 году фирма Тиффани получила от президента США Честера Алана Артура заказ на переоформление некоторых частей Белого Дома. Президент Артур, коренной житель Нью-Йорка, был хорошо знаком с работами Тиффани. сожалению, через каких-то двадцать лет пришедший к власти Теодор Рузвельт полностью изменил дизайн Белого Дома.

Техника Тиффани

Успех Тиффани в первую очередь стал возможен благодаря широкому применению новой техники сборки витража. Раньше витражисты скрепляли отдельные кусочки цветного стекла свинцовым или иными переплетами и пропаивали места стыков. Согласно новому способу сборки витража, который впоследствии получил название техника Тиффани (Tiffany), каждый вырезанный кусочек стекла сначала по всему периметру торца оборачивался тонкой медной лентой. Ширина ленты немного превышала ширину стекла и края ленты загибались на плоскость стекла. Выложенные, согласно эскизу, стекла, обернутые фольгой, спаивались оловом с двух сторон по местам загибов ленты. В результате получали стекла, скрепленные легким надежным оловянным каркасом. Новый способ позволил ширину протяжки свести к минимуму и придать неповторимую изящность витражам, в отличие от витражей с широкими свинцовыми переплетами. Новый способ позволял собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность. Кроме того, этот способ позволил собирать витражи не только в плоскости, но и объеме, чем Льюис Тиффани с большим успехом пользовался, создавая плафоны для ламп.

Техники изготовления витражей:

Витражи Тиффани — витражная мастерская Nikos-Art изготовит Витражи в технике Тиффани под заказ.

Как сделать витраж Тиффани

Существуют разные методы создания неповторимых и оригинальных моделей витраже. Технология Тиффани отличается от подобных вариантов моделирования рисунка.

Технология изготовления витражей Тиффани в теории проста и понятна:

  • делаются эскизы витража Тиффани – либо сразу в натуральную величину в двух экземплярах, либо удобного работнику размера с последующим перемасштабированием до габаритов витража. Перемасштабирование можно произвести при помощи современных типов копировальной техники;
  • из одного эскиза вырезаются (профессионалы используют специальные трёхлезвийные ножницы, среднее лезвие которых удаляет по контуру вырезаемого рисунка полоску бумаги шириной 1,27 мм) контуры тех фигур, которые впоследствии надо вырезать из стекла. Этот будут шаблоны витражей Тиффани;

Инструменты для изготовления витража в технике тиффани

шаблоны наклеиваются на стеклянные листы нужного цвета, после чего из стекла при помощи резца вырезаются по наклеенным шаблонам требуемые фигуры;

Паяльник, фолия для витражей Тиффани

второй эскиз с целым рисунком витража Тиффани накладывается на рабочий стол. Если требуется сделать не плоский витраж, а выпуклой, вогнутой, сегментарной формы, то поверхности стола придаётся соответствующая конфигурация. На ней, в соответствии с контуром рисунка, раскладываются обёрнутые фолией пластинки стекла;

  • заполненные фолией «швы» между отдельными частями рисунка обрабатываются флюсом;
  • после того, как витраж собран целиком, его элементы скрепляются пайкой;
  • готовый витраж обрамляется по периметру латунным П-образным профилем. Для приданию раме жёсткости, концы профильных реек спаиваются между собой. Опытные мастера при пайке швов витража оставляют по краям панно некоторое количество олова. Эти остатки олова используются для спайки профилей рамы с собственно витражом;
  • в завершение работы на швы витража при помощи губки наносится патина. Затем витраж моется с использованием чистящих средств для стекла (к примеру, «Мистер мускул»).
  • Витражи Тиффани своими руками

    Настольный шлифовальный станок Kristall

    Изготовление художественного витража Тиффани по силам любому человеку, обладающему достаточным терпением и навыками резки стекла, пайки, способностью подготовить эскиз будущего изделия.

    Материалы для витража Тиффани – цветное стекло (желательно от американской фирмы Spectrum), фолия, припой (оловянный пруток), флюс, искусственная патина, моющие средства.

    Купить материалы для витражей Тиффани в Москве не представляет труда. Их продают как в магазинах, торгующих стеклянными изделиями, так и магазинах для творческих работников типа «Передвижник».

    Инструменты для изготовления витражей Тиффани – резец для стекла (роликовый стеклорез) и паяльник. Единственный специальный инструмент для витражей Тиффани – ножницы для вырезки шаблонов с третьим лезвием. Попробуйте купить их в одной из мастерских или студий, занимающихся профессионально созданием витражей в технике Тиффани.

    Эскиз витража Тиффани на сборочном столе

    Оборудование для изготовления витражей Тиффани:

    настольный шлифовальный станок, желательно – типа Kristall, с набором сменных абразивных головок для шлифовки стекла к нему;

    рабочий стол (верстак) – горизонтальная поверхность, на которой можно разместить эскиз витража, и которой можно, при необходимости, придать пространственную конфигурацию будущего витража (выпуклость, сферическую форму и т.п.).

    Всё для витража Тиффани купить в одном месте навряд ли удастся. Но для любителей, желающих заняться этим искусством, в продаже имеются наборы для витражей Тиффани. Своеобразная игра «Собери паззл» для взрослых, в коробке которой вы найдёте не только весь необходимый инструмент для витражей Тиффани, но и уже вырезанные из стекла фигурные пластинки, и эскиз будущего витража.

    Набор для изготовления витража Тиффани по готовому эскизу

    Купить набор для витража Тиффани можно как в магазинах при арт-студиях, так и через интернет. К примеру, мастерская «Стекло узором» реализует через Почту России наборы витражного мастера в двух комплектациях: со стеклом семи цветов – за 7520 руб., трех цветов – 5050 руб./комплект.

    Компания «Арт Гласс Хаус» сайт http://www.aghouse.ru предлагает наборы в четырёх вариантах;

    да и почти каждая студия или мастерская, делающая витражи, промышляет продажей подобных «конструкторов-паззлов» для взрослых.

    Мастер-класс по изготовлению витражей Тиффани

    Точно также большинство известных предприятий отрасли организуют обучение изготовлению витражей Тиффани. Один из примеров – однодневные мастер-классы по витражам Тиффани от студии «Арт-Ультра».

    Курсы витража Тиффани от мэтров этого искусства организует журнал «Ярмарка мастеров», нередко – бесплатные. Да и вообще, Сеть пестрит предложениями подобного рода – достаточно лишь обратиться к поисковику.

    Стиль и техника витражей Тиффани

    В завершение хотелось бы предупредить тех наших соотечественников, которые решили самостоятельно изучать витражное искусство, от смешения понятий «техника изготовления витражей Тиффани» и «витраж в стиле Тиффани».

    Витраж в стиле Тиффани со всеми характерными особенностями

    Технология витражей Тиффани – это именно использование в качестве крепежного, структурообразующего элемента медной ленты-фолии. Но как выдающийся художник Луис Тиффани также является создателем собственного стиля в изобразительном искусстве.

    Для стиля Тиффани характерны флористические мотивы, тщательная прорисовка элементов, округлость форм, перегруженность яркими красками, стилизация под средневековые картины. Разумеется, часть своих витражей Тиффани создавал в собственном стиле, но не только: условия-то и в мире искусства диктует заказчик.

    С другой стороны, и витраж в стиле Тиффани вовсе не обязательно должен быть выполнен по технологии Тиффани.

    Фото витражей в стиле Тиффани можно посмотреть в представленной ниже галерее

    Еще несколько типичных образцов стиля Тиффани

    Современное исполнение витражей в стиле Тиффани