Создаем войлочный браслет «Березка»

Создание браслета «Кора дерева». Шибори. Трехмерный эффект

Термин Shibori или шибори от японского глагола — Shiboru выжимать или прессовать, и объясняет процесс производимый с исходным материалом для получения желаемого эффекта.

Различные техники шибори применяются для окраски и создания рисунка на ткани путем сжимания ее определенным образом, предотвращая тем самым поступление красителя в некоторые зоны прессуемого материала.

Как пришить пайетки? Мастер-класс в котором я покажу как пришивать пайетки / How to sew sequins

Применение шибори так же позволяет изменить поверхностную структуру исходного материала для создания трехмерного эффекта в некоторых натуральных тканях, таких как шерсть и шелк. Преимущество шерстяных материалов в том, что волокна шерсти в отличии от шелка сохраняют приданную им новую форму в дальнейшем даже после стирки (хотя линии и формы несколько смягчаются). В то время как шелк полностью утрачивает созданный эффект после первой стирки или соприкосновения с горячим паром.

При использовании в нуно-войлоке эффект шибори усиливается и становится более стабильным К тому же войлок приобретает новое не свойственное ему качество — он становится тянущимся материалом.

Существует бесконечное количество способов заматывания, сложения, складывания, оборачивания ткани для шибори, и каждый даёт неповторимый результат.

мк. мокрое валяние заготовки для браслета. шерсть меринос.

Сегодня мы разберем несколько.

И так первый «Marling» shibori — данный метод получил свое название благодаря небольшим стеклянным шарикам «marbles»», которые завязываются внутрь ткани для создания желаемого эффекта. Для получения наиболее интересных и необычных эффектов можно использовать разнообразные формы и размеры. В результате применения данного метода размер уменьшается 2-3 раза.

Как делается префельт описывать не буду, у меня здесь два слоя тонко разложенной шерсти и сверху разряженный шелк, покрашенный мной с переходами цвета.

Необходимые материалы: пуговицы — 3 шт. нитки полиэстер, иголка, префельт.

Берем пуговицу, подкладываем, обхватываем тканью.

Обматываем ниткой. Нитка должна быть полиэстер, а то приваляется.

Далее делаем петельку для закрепления

Другой вариант «mokute» shibori в переводе означает «рисунок на коре дерева» и получил свое название именно получаемому визуальному эффекту, который достигается за счет того, что материал прошивается рядами ручной стежкой, а после плотно затягивается, конец закрепляется и в таком виде доваливается. После того как изделие высохло стежки вынимаются из ткани.

Вот мы простягали наш браслет:

Далее затянули ниточки, сделали узелок, чтобы не развязался и стали доваливать.

Нитки вынимаются уже из просушенного изделия. Ткань очень пластичная.

Вот что получилось, самое главное он оригинальный и греет руку .

Шибори очень украшают изделия, дают им какую-то дополнительную изюминку. Можно вышить бисером и тогда он заиграет.

Вот палантины сделанные в технике «рисуем шелком» с добавлением элементов шибори. В рыжем палантины шибори с двух сторон, (можно носить на две стороны).

Это только начало, очень много интересных идей в книге Аннет Квентин-Столл «Эксперимент» ,

Триптих «Русский фарфор» Ансамбль Берёзка / Beriozka Triptych «Russian Farfor»

Вот несколько страниц.

У меня есть ее скан, пишите в личку, вышлю.

Маскхалат Березка и его прошлое

Маскхалаты, как и весь камуфляж в целом, появился относительно недавно. Менее 100 лет назад военная форма, наоборот, отличалось богатством цвета и всевозможными декоративными элементами. Такая раскраска позволяла увидеть солдата издалека, а так как средств связи тогда практически не существовало, то визуальный контроль был единственным средством понимания происходящего на поле боя для генералов. Правда, и сам принцип ведения войны походил скорее на игру в шахматы. Ближе к 20 веку, военная форма, из яркой и выделяющейся, стала неприметной, с преобладающими цветами материала, которые имитировали окружающую среду. По-настоящему защитный камуфляж и различные типы маскхалатов, начали применять во время великой отечественной войны. Хотя японцы применяли форму, которая скрывала их от противника уже во время Русско-японской войны начала прошлого века. По итогам этой войны большинство стран сделали свои выводы в отношениях не только военной полевой формы, но и в тактике ведения боя. Именно с тех пор война из «шахматной» или «парадной» перешла в скрытую и диверсионную войну.

О маскхалатах в целом

Во время Великой Отечественной войны ученые, которые работали над разработкой различных средств маскировки, поняли что для того чтобы что-то спрятать, прежде всего необходимо изменить привычные человеческому глазу очертания предмета. Так появились маскировочные сети, которые скрывали от неприятеля технику и авиацию союзников, а потом и индивидуальные маскировочные «халаты». Маскхалат мог одеваться на военную форму сверху, превращая человеческие очертания в непонятный мешкообразный силуэт. В 1927 году в СССР было создано специальное учреждение, которое занималось вопросами разработки маскировочной одежды для военных. Уже в начале 30х годов в советской армии был разработан камуфляж с неоднотонным оттенком и амебообразными пятнами, хорошо маскирующими человека на местности.

Маскхалат березка появился в том виде, в котором дошел и до нашего времени только к концу войны в 1944 году. Подобные средства маскировки появились в результате изучения захваченного обмундирования немецких солдат. Германия к тому времени значительно опережала другие страны в этой области военной науки. Новый маскировочный костюм, был трехцветным и напоминал вышивку крестом, именно такая комбинация цвета и самой ткани создавала иллюзию смазанности, а если учесть и балахоннообразный покрой, который скрадывал очертания человека, то маскхалат получился весьма эффективным.

Довольно большой капюшон на халате позволял надевать его не только поверх формы, но и поверх каски, тем самым полностью изменяя очертания головы и плечей. Позже на «Березку» начали пришивать дополнительные петлицы на халате, что давали возможность продевать в них веточки, траву, тем самым увеличивая и без того высокие маскировочные качества изделия. На Западе нашу «Березку» часто называют компьютерным камуфляжем из-за того, что маскирующие пятна сделаны угловатыми, иногда даже квадратными формами. Рисунок на таком халате двух типов: маленькие пятна, которые отлично скрывают человека вблизи, и крупные, которые начинают действовать только большом расстоянии. Выпускался такой маскхалат в нескольких оттенках, для того чтобы максимально соответствовать окружающей растительности. Из его разновидностей наиболее известен «дубок» — более темный вид маскхалата.

Все виды березки выпускались в двухстороннем исполнении. Лицевая, более светлая сторона, — для дня, внутренняя, менее выразительная, — для ночи.

Березку очень полюбили в армии и широко применяли в ходе боевых действий на Кавказе, где из-за повышенной температуры маскхалаты одевали вместо формы, так как хэбэшный материал позволял телу дышать и улучшал теплоотдачу.

В настоящее время именно из «Березки» родился камуфляж «Русская цифра», а сам маскхалат был модернизирован в современных институтах, занимающихся разработкой средств маскировки.

«С улицы сюда не берут». Что не так в сериале «Березка»

Сериал «Березка», по словам его создателей, снимали при помощи и участии руководителей и артистов ансамбля. Однако солистка «Березки» Ксения Журавлева рассказала АиФ.ru, что в реальной жизни все происходило не совсем так, как показано на экране.

Как создавать войлочные изделия своими руками? Основные этапы создания.

Из уборщиц — в солистки?

Действие в сериале разворачивается в 1980-е годы. Варя (Любовь Константинова) учится в ПТУ и пытается самостоятельно научиться танцевать. У нее есть мечта — попасть в знаменитый ансамбль «Березка», и она ежедневно тренируется, чтобы соответствовать строгим стандартам. Но ее поездка на пробы заканчивается провалом, Варя устраивается в ансамбль уборщицей и получает комнату в общежитии, где живут другие амбициозные девушки — москвичка Лена (Ольга Бобкова) и Эдита (Алена Коломина) из Эстонии. Они с легкостью попали в основной состав, а сейчас взяли над Верой шефство — учат её танцам и жизни в столице . Вечерние тренировки не одобряет строгая руководитель «Березки» Надежда Светлова (Лидия Вележева), но она видит желание Вари танцевать и не может не помочь талантливой провинциалке.

«В самой „Березке“ такое, наверное, могло случиться только в самом начале, когда ансамбль создавался, а основная часть артистов не были профессионалами, — рассказывает Ксения Журавлева. — Они действительно все пришли из самодеятельности. Потом, когда коллектив стал академическим, в него брали только тех, кто получил специальное образование. А девушка-любительница во время действия сериала вряд ли могла так попасть в ансамбль. История Золушки хороша для сюжета, но в жизни все гораздо прозаичнее».

Набрали. колхозниц

Сама основательница ансамбля была суперпрофессионалом. Балерина, выпускница Второй Государственной балетной школы в Петрограде, солистка Большого театра Надежда Надеждина еще в 30-е начала выступать на эстраде, потом, после войны, стала руководителем балетного отделения Мосэстрады и худруком Русского народного хора Калининской (Тверской) филармонии. Именно там она нашла первых артистов будущей «Березки». Двадцать молодых колхозниц, участницы фестиваля сельских народных талантов, под руководством Надеждиной поставили русский хоровод под песню «Во поле березонька стояла». Дело было в 1948 году, а через два года Надеждина станет лауреатом Сталинской премии — это была первая, но не последняя ее награда. В 1966 году она была удостоена звания народной артистки СССР. «Березка» тоже развивалась — в числе артистов появились и юноши, позже при ансамбле был организован оркестр народных инструментов. Изменились и правила приема.

«Естественно, нужно профессиональное образование, но иногда есть требования и более специфические — рост, внешность. И, наверное, должен быть внутренний свет, какой-то огонек, который поможет раскрыть на сцене русскую душу. Из героинь сериала у меня, пожалуй, сомнения только насчет Вари — она единственная, кто не обладает профессиональным образованием. Ее играет обаятельная актриса, но, мне кажется, сейчас достаточно профессиональных училищ, чтобы можно было ввести это требование при отборе», — рассказывает Журавлева.

Особому, скользящему шагу — основе заглавного хоровода — учат всех поступивших в «Березку» танцоров. Считается, что это секрет и что с артистов берут подписку о неразглашении, но на самом деле ничего тайного в этом шаге нет, а есть очень много работы на репетициях.

Решительный худрук

«Я не застала Надежду Сергеевну Надеждину, но мне кажется, что Лидии Вележевой (в сериале ее героиню зовут Надежда Светлова — Ред.) удался этот образ — она была решительной, талантливой, ей приходилось отвечать не только за себя, но и за целый коллектив», — говорит Журавлева.

Сериал начинается со сложных времен для ансамбля «Березка» и для ее художественного руководителя: былые покровители в верхах ушли на пенсию, а с новыми чиновниками еще предстоит выстроить отношения. Сценаристы пошли на сознательный анахронизм — Надеждина скончалась в 1979 году, передав созданный ею коллектив своему первому помощнику Мире Михайловне Кольцовой (она руководит ансамблем до сих пор). Фактически история «Березки» непрерывна — за 70 лет было лишь два худрука; такая преемственность поколений может как вредить, так и помогать. Журавлева считает, что такая ситуация скорее на пользу, чем во вред:

Как свалять браслет

«Конечно, меняются люди, меняются времена, отношение ко всему происходящему в мире. Но есть каноны, на которых „Березка“ была создана, они проверены годами, всегда будут нравиться зрителям, и ничто с ними, наверное, не сравнится. То же самое происходит, например, в Большом театре, театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — у них есть классические постановки, которые будут в их репертуаре всегда. Но и художественный руководитель, и каждый исполнитель привносят что-то свое даже в те номера, которые поставлены пятьдесят лет назад, так что нет опасности, что какой-то номер „запылится“».

Друзья-соперники

К моменту образования «Березки» направление народных танцев в СССР уже было, можно сказать, развитым. В 1937 году Игорь Моисеев — солист и балетмейстер Большого театра — создал первый в мире ансамбль народного танца, который занимался танцевальным фольклором народов мира. В сериале два коллектива (по факту в 80-е их было уже больше) показаны как непримиримые соперники в борьбе за внимание партийного и культурного начальства и за возможность отправиться на гастроли за границу.

«Явного противостояния между нашими ансамблями нет и никогда не было. Наверное, когда речь заходила о зарубежных гастролях, что-то подобное и могло возникать, — рассказывает Журавлева. — А вот артисты между собой всегда дружили, они вместе учились в одних и тех же учебных заведениях, занимались одним делом и работали на благо страны. Бывает даже так, что муж работает в одном коллективе, а жена в другом».

В принципе, «Березка» советского времени вполне могла примерить к себе знаменитую строчку из песни Юрия Визбора «А также в области балета Мы впереди планеты всей». Ансамбль тогда был настоящим послом страны, узнаваемым, как сейчас говорят, брендом. А вот 90-е годы для ансамбля начались с потерь — его выселили из здания Церкви Преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря и лишили постоянной репетиционной базы. Эта эпопея закончилась только в нулевые — в 2006 году «Березка» переехала в бывший особняк мецената Морозова в Леонтьевском переулке, а сам ансамбль перешел в ведение Управления делами президента России и снова стал представлять страну.

«Березка»: что в сериале правда, а что выдумка создателей

С композиции «Во поле береза стояла…» 70 лет назад начал свою историю самый известный хореографический коллектив в СССР «Березка».

В одноименном сериале представлена своя интерпретация истории ансамбля. Что было в реальности, а что — выдумка создателей фильма?

Основное действие сериала разворачивается с 1983 по 1994 год, а также захватывает наши дни.

— Что касается духа, атмосферы, все абсолютная правда, а вот сюжетные ходы, различные коллизии почти все придуманы, — признается продюсер Илья Папернов. — У нас ведь художественное, а не историческое кино.

Мокрое валяние — Яркий браслет

Ансамбль «Березка» впервые «проплыл» по сцене под музыку «Во поле береза стояла» в 1948 году. У коллектива множество номеров, но тот танец есть в репертуаре и по сей день. За всю историю у ансамбля было два художественных руководителя: сначала создательница коллектива Надежда Надеждина, затем, после ее смерти в 1979 году, ее любимая ученица Мира Кольцова. В сериале же худрук ансамбля — Надежда Светлова. Она стала неким совокупным образом и ни в коем случае не портретом Надеждиной. Сыграла Светлову актриса Лидия Вележева.

Лидия Вележева:

— Лично я не знала Надеждину, но мне показалось, я ее хорошо чувствую. Это женщина огромной силы и доброты. Девушки из ансамбля рассказывали, что она была крайне требовательной в работе. «Березка» – это большая семья, в которой Надеждина была матерью. Наедине она могла поругать кого-то, но при посторонних всегда возвышала. Любопытно, что одним из моих педагогов по актерскому мастерству в Щукинском театральном училище была племянница Надеждиной – Людмила Владимировна Ставская.

Актриса ансамбля Ксения Журавлева, проработавшая в коллективе 28 лет, исполнила роль одного из педагогов.

Ксения Журавлева:

— Мне показалось, что Вележева по типу более близка к Надеждиной. Хотя я ее не застала, мне кажется, Лидия слепила ее такой, какой я представляла: сильной, волевой, талантливой.

В августе 1991 года в СССР была совершена попытка государственного переворота, а на третий день после того, как путч был подавлен, ансамбль «Березка» танцевал у Белого дома.

Ксения Журавлева:

— Я в коллективе с 90-го года, хорошо помню те дни. По Тверской улице шли танки, а у нас была репетиция перед концертом в зале Чайковского. Мы выбежали посмотреть на них, а вечером отыграли концерт.

— Это самая сложная сцена. С тех пор прошло уже почти 28 лет, – признается продюсер сериала Илья Папернов. — Непросто было разыскать танки того времени, их уже нет в нашем вооружении. В итоге нашли один и отсняли все, что хотели, прибегая к помощи компьютерной графики.

За время существования ансамбль побывал почти на всех континентах, дал концерты в 80 странах.

— В нашем фильме две серии посвящены зарубежным гастролям. По сюжету «Березка» выступает во Франции и Америке, — говорит Папернов. — В 80-е годы поездка за границу была чем-то фантастическим. Артисты рассказывали нам реальные истории, которые и вошли в сериал. Маленькие командировочные, на которые не разгуляешься, а ведь хотелось еще что-то привезти домой, поэтому брали с собой еду. И тут возникали разные коллизии. Все жили в гостиницах, где и готовили себе при помощи кипятильников и различных других ухищрений (не буду раскрывать всех секретов). Проводка не выдерживала мощности нагревательных приборов, и электричество вырубалось на всем этаже.

Для артистов гастроли были невероятной для тех времен возможностью увидеть мир. В сериале одна из участниц ансамбля осталась на Западе. Этот ход придумали для развития сюжета, динамики, чтобы зрителю было интересно. По словам Ксении Журавлевой, такого неожиданного поворота в биографии «Березки» не было.

Ксения Журавлева:

— Я побывала в Латинской Америке, Китае, Франции, Италии, Польше, Греции, Египте, Корее, США — всех стран не перечислить. В те годы я была очень молода, поэтому на гастролях все командировочные просто проедала, наслаждалась незнакомой жизнью. Но коллеги постарше летели на гастроли со своим провиантом, экономили и привозили вещи, которых у нас тогда не было. Но в истории нашего коллектива никто во время зарубежных туров не оставался в чужой стране.

Отец Марии Порошиной Михаил Порошин был в свое время солистом ансамбля «Березка».

О.ТКАЧЕНКО И Н.КОНДРАШЕВА. Нарядные аксессуары

Мария Порошина:

– Он не танцевал, а пел между номерами девушек. Мне кажется, двухметровый голубоглазый блондин с вьющимися волосами украшал выступления шикарным тенором. Я видела его на сцене, хотя была тогда маленькая, остались записи тех концертов. И запомнила «Березку» как коллектив красивых и интересных людей, прославлявших Россию за рубежом во всех ее проявлениях. Рада, что про этот ансамбль сняли фильм. К слову, и я танцевала в спутнике «Березки». Мы, дети, исполняли все номера взрослого коллектива. А в сериале я сыграла роль Маргариты Павловны Фомичевой. В юности Рита хотела танцевать в ансамбле «Березка», но мечта ее не осуществилась, и теперь она старается воплотить ее в дочери.

Известный факт, что в балетных коллективах часто завидуют солистам. Случается, что порой недоброжелатели подсыпают разбитое стекло в пуанты, прячут или портят сценические костюмы.

— Честно говоря, интриги в театрально-балетном мире слегка приукрашены, — признается Илья Папернов. — Нам для остроты сюжеты приходилось придумывать подобные истории. Хотя у ансамбля своя атмосфера со времен Надеждиной, поэтому стекло в сценической обуви — прием не для «Березки». Да и в этом большом коллективе просто нет солистов, есть артисты, имеющие разные амплуа, поэтому и причин для зависти особо нет.

Отсутствие конфликтов, ссор, скандальных подтасовок подтверждает и Журавлева.

Diana Nagorna. Felting & embroidery. Войлочный браслет с авторской вышивкой.

Ксения Журавлева:

– На моем веку (а я в ансамбле уже 28 лет) никаких интриг в коллективе не было, но старожилы рассказывали, что кто-то мог спрятать обувь или перевесить костюм в другое место перед выходом артиста на сцену. Правда, подобное случалось крайне редко.

Главная тайна, которую приходится постигать новичкам «Березки», – плывущий шаг. Это мастерство, которое до сих пор держат в секрете.

Ксения Журавлева:

— Это действительно так, и, чтобы изобразить плывущий шаг в танце, в фильме все номера исполняли артисты «Березки». Хотя молодые актрисы много репетировали и очень старались. Но плывущий шаг на то и секрет, что живет только в нашем коллективе. Надеждина придумала этот ход, и его долго осваивают все, кто приходит в ансамбль.

Всего же у коллектива около 3 тысяч костюмов. За два часа концерта артисты меняют сарафаны и головные уборы более 20 раз. Если взвесить все наряды артистов «Березки», это будет 2,5 тонны. Костюмерам пришлось изрядно постараться, чтобы не только воспроизвести образы, но и сделать их легче — в буквальном смысле.

— Каждый наряд «Березки» — настоящее произведение искусства из бархата, шифона, кружева или батика, расшитое тесьмой и бисером, — делится с «Антенной» художник по костюмам Изольда Порхунова. — Артисты ансамбля танцевали в кадре в своих костюмах. Но каждый костюм «Березки» весит более 3 килограммов, его нужно уметь на себе носить. Танцоров долго учат правильно держать голову во время выступления. И для актрис мы сделали идентичные варианты, но облегченные. Ведь им надо было в этих нарядах находиться подолгу. Но оттенок и фактуру ткани мы максимально подбирали к подлинным. Всего сшили более 20 нарядов. Некоторые изготовили в питерской мастерской, в которой в свое время эти же мастерицы шили для «Березки». А в Новгородской области нашли бабушек, которые работали в кружевных мастерских, из их запасников привезли уникальное кружево ручной работы.

Актеры и роли в сериале «Березка»: у кого из героев есть реальные прототипы, а чьи персонажи – вымышленные

Разбираемся, что правда и где художественный вымысел в 16-серийном телевизионном фильме о легендарном танцевальном коллективе.

История легендарного хореографического ансамбля «Березка» берет свое начало в 1948 году, когда в Твери характерная солистка Большого театра Надежда Надеждина поставила хоровод для самодеятельных артистов под песню «Во поле берёзка стояла…». С тех пор на протяжении семи десятилетий каждый концерт «Березки» открывается этим танцем. Гастроли принесли ансамблю мировую известность, а «плывущий» шаг танцующих стал отдельным культурным символом, как Красная площадь или Большой театр.

Историю ансамбля, который вместе с Россией переживал как трудности, так и подъемы, кинематографисты до прошлого года не брались экранизировать. Сама «Березка» тоже практически не принимала участия в съемках, за исключением собственных концертных картин и музыкального фильма «Девичья весна» (1960). Но юбилейный, 2022 год берется исправить эту ситуацию: 9 апреля на канале «Россия 1» стартует 16-серийный проект «Березка», в котором один из самых непростых периодов для ансамбля будет показан через историю трех танцовщиц, чьи судьбы пересеклись в середине 80-х годов.

Кадр из сериала «Березка»

События в сериале начинают разворачиваться в 1984 году, накануне развала СССР, а заканчиваются современностью. Главные героини сериала – дерзкая провинциалка Варя ( Любовь Константинова), девушка из московской профессорской семьи Лена ( Ольга Бобкова) и выросшая в Эстонии амбициозная красавица Эдита (Алена Коломина) – одержимы одной мечтой: они хотят танцевать в легендарном ансамбле. Каждой из них предстоит пройти непростой путь к успеху и большой сцене, невзирая на череду взлётов и падений, ломку характеров и разбитые сердца.

Любовь Константинова в сериале «Березка»

В художественном фильме большинство персонажей придуманы, а у некоторых героев с реальными прототипами изменены фамилии. Но несложно догадаться, кто руководил самыми знаменитыми на тот момент отечественными хореографическими коллективами – «Берёзкой» и Ансамблем народного танца Игоря Моисеева. Выдающийся советский хореограф и основательница «Берёзки» Надежда Надеждина стала прообразом главной героини Надежды Светловой ( Лидия Вележева), а Игорь Моисеев – прототипом для Бориса Евсеева (Дмитрий Щербина).

Кстати, педагогом Вележевой в Щукинском институте была племянница Надеждиной Людмила Ставская. Актриса призналась, что перед ней не стояло задачи быть внешне похожей на Надеждину, так как она стараюсь воплотить на экране силу и характер этой выдающейся женщины, сердце которой за родной коллектив болело днями и ночами. «Это как играть Жукова, Королева, Гагарина», – говорит Вележева о своей роли.

Лидия Вележева в сериале «Березка» в образе Надежды Светловой — прототипа Надежды Надеждиной

К работе над сериалом были привлечены сотрудники Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» имени Н.С. Надеждиной. Так, во время съемок с артистами сотрудничал хореограф и солистка коллектива Ксения Журавлева. По ее словам, Вележева много общалась с людьми, которые знали Надеждину, собирала дополнительные штрихи, чтобы полностью раскрыть образ большого художника от мира танца. «Наверное, именно такой я себе и представляла Надежду Сергеевну – сильной, талантливой женщиной, умеющей принимать серьёзные решения, брать на себя ответственность», – отмечает Ксения.

Дмитрию Щербине досталась роль Бориса Евсеева, руководителя танцевального ансамбля, выступающего соперником «Берёзки». Евсеев отдает дань уважения таланту Светловой, но, как и всякий творческий человек, стремится к лидерству. Точно так же, как Светлова, Борис Евсеев готов пожертвовать своей личной жизнью ради великого искусства танца. Однако, как считает Журавлева, проработавшая в «Березке» более 20 лет, между коллективами всегда были прекрасные отношения и никакого поля для соперничества.

Дмитрий Щербина в сериале «Березка» в образе Бориса Евсеева — прототипа Игоря Моисеева

«Мы два разных коллектива, представляющие свою страну. Если мы воплощаем только сценические версии традиционных русских танцев, то ансамбль Моисеева – танцы трех сотен народностей. Мы разные, нам нечего делить. Это прекрасный и суперпрофессиональный коллектив, всю жизнь мы идем рядом», – добавляет Ксения.

В процессе съемок выяснилось, что жизни многих актеров еще до съемок также пересеклись с историей знаменитого ансамбля: Мария Порошина, сыгравшая Маргариту Павловну, маму одной из главных героинь, сама танцевала в детском коллективе «Берёзки», а ее отец на протяжении десяти лет пел в ансамбле во вставных номерах, которые превращались в настоящие маленькие спектакли; теща Алексея Серебрякова, который исполнил роль близкого друга Надежды Светловой, всю жизнь проработала в ансамбле «Берёзка», а его жена Мария выросла за его кулисами.

Лидия Вележева и Алексей Серебряков в сериале «Березка»

Мокрое валяние. Делаем войлочные украшения — кулон и бусы. Мастер класс. Наташа Фохтина

Сериал снимался в Москве и Подмосковье, в городах Золотого кольца и на живописных берегах Волги. Но основные съемки проходили в особняке Cаввы Морозова в Леонтьевском переулке, святая святых ансамбля «Березки». Перед операторами и художниками стояла задача снять сцены в зеркальном зале так, чтобы киногруппа и все оборудование не отражалась и не попала в кадр. Для этого соорудили специальную передвижную ширму.

По словам Ксении Журавлевой, в сериале отнялись все: не только действующие артисты ансамбля, но и их будущая смена – ребята из детской студии «Березки», а также хозяйка местного двора – кошка Фима. «Фиму очень полюбил снимать наш оператор Егор Суровцев, поэтому она была задействована аж в трех сериях и временных периодах – в 80-х, 90-х и 2022-м. У Фимы там практически прописанная роль», – рассказывает Ксения.

Кадр из сериала «Березка»

А вот у исполнителей главных ролей Петра Рыкова, Любови Константиновой, Ольги Бобковой и Алены Коломиной не было такого свободного графика, как у кошки. Актеры на протяжении всего периода практически девятимесячных съемок ходили на репетиции народного ансамбля, пытались проникнуться атмосферой: им не только надо было выучить движения и манеру танца, но и передать дух и состояние коллектива, его душу. Несмотря на плотный профессиональный график и разъезды (Люба и Оля ездили на съемки из Питера), девушки проводили все свободное время в танцзале до глубокой ночи.

Как отмечает Журавлева, и киногруппа, и артисты «Березки» очень много друг у друга научились. «Из-за отсутствия специального образования и опыта работы актерам не удавались какие-то па, движения ногами, поэтому мы, естественно, дублировали ребят. Зато душу коллектива у них определенно получилось передать», – добавляет солистка.

Кадр из сериала «Березка»

Если актерам во время съемок хореографических номеров было непросто, то для «березовцев» это было похоже на их обычные репетиции, только с немного другими людьми в зале. Даже костюмы были их собственными. Чтобы пошить наряды актрисам, костюмеры «Березки» передали художнику сериала Изольде Порхуновой оригинальные эскизы знаменитых на весь мир широких красных сарафанов из тяжелой ткани, скрывающих особый «плывущий» шаг, ставший визитной карточкой коллектива. Киношников, конечно, больше интересовало удобство и внешний вид, поэтому для пошива сарафанов взяли более легкую ткань и немного изменили крой нижней юбки, но классическая бело-красная цветовая гамма была, естественно, сохранена.

Кадр из сериала «Березка»

Надежда Надеждина и ансамбль «Березка» на репетиции

По словам Ксении, в один момент сериал начал жить своей собственной жизнью, и какие-то сцены переписывались режиссером прямо на ходу. Так, зачастую настроение снимаемого эпизода менялось с «минуса» на «плюс», а от некоторых сюжетных поворотов отказывались прямо во время съемочного процесса. Однако, как заверяет Журавлева, несмотря на мелодраматичные моменты, сериал, прожив свою жизнь заканчивается на позитивной ноте, без минорных ацентов, и уже в наше время.

Березка из бисера №1. Мастер класс. Часть 1/2. //Birch bead.

Ксения Журавлева надеется, что сериал сможет напомнить многим в нашей стране, что ансамбль «Березка» в свои 70 лет жив, в прекрасной форме, продолжает работать и гастролировать. По мнению солистки, авторам проекта удалось показать хорошие образцы последних семи десятилетий истории нашей страны, которая в коллективе также была вся прожита со всеми радостями и невзгодами.